Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58
Перспективы модернизации экологического образования в вузе мы видим в перестройке экологического информационно-образовательного пространства, формируемого экологическим образованием, просвещением и, в соответствии с закономерностями социодинамики культуры (по А. Молю), социально-экологическим PR в качестве коммуникационного менеджмента. В связи с этим для модернизации экологического образования нам представляется необходимым переход от поли- и междисциплинарного обучения в общем образовании к холистическому, на основе которого уже могуn модернизироваться специализированные курсы экологической подготовки современных студентов, бакалавров и магистров. Видимый сегодня путь модернизации экологического образования в вузе требует исследований и поисков практических путей решения таких проблем, как формирование реально экологичной массовой культуры; поиск экологически приемлемой альтернативы экономической теории и практике; внедрение в теорию и практику управления и консалтинга приоритетов и ценностей экологической безопасности; развитие рынка экологических товаров и услуг с использованием исторического опыта и современного инструментария в области менеджмента, консалтинга, маркетинга, PR, рекламы, политического, правового, финансового регулирования и многие другие.[12]
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2012 гг.)
Исследование
субъективных ценностей студентов
американского вуза позволило установить
их сходство с ценностями российских
студентов. На это, в частности, указывает
высоко значимая корреляционная связь
между соответствующими иерархиями
систем ценностей испытуемых. К числу
наиболее значимых американские студенты
также относят семейные ценности,
любовь, наличие хороших и верных
друзей, полную самореализацию.
Между тем, сходство в ранжировании жизненных
сфер по их субъективной значимости не
означает полного совпадения ценностных
приоритетов представителей разных культур.
Так, проведенный анализ показывает разную
степень присвоения жизненных ценностей
американскими и российскими студентами.
Например, для американцев являются высоко
приоритетными здоровье и получение высокого
образования – сфер, находящихся в середине
ценностной иерархии российских студентов.
В российской же выборке придается большее
значение высокому материальному благосостоянию
– сфере, которая, по-видимому, также важна
и для американца, но диалектически «снята»
при этом, выступая для него, на наш взгляд,
скорее, средством, чем целью или ценностью.
Статистический анализ позволил установить
также, что для российских студентов более
значимы: общение, приятное времяпрепровождение,
отдых, интересная работа, патриотизм
и любовь к Родине. Для американских студентов
более значимы: познание нового в мире,
природе, человеке, получение высокого
образования, творчество, время, ответственность,
активность для достижения позитивных
изменений в обществе, свобода.
Полученные результаты были подвергнуты
семантическому анализу, который позволил
сделать предварительные выводы в отношении
смысла исследуемых ценностей, что, несомненно,
позволило нам глубже понять выявленные
межкультурные различия. Так, здоровье
для американского студента приобретает
смысл в значении здорового образа жизни,
что находит свое выражение в посещении
бассейна, стадиона, спортивной секции
и пр. И смысл этот возникает, конечно,
не в момент утраты этой объективной ценности.
Здоровье для российского студента традиционно
одна из высокоприоритетных ценностей,
однако, семантическая окраска этого понятия
совсем иная, чем для американца. Здоровье
в данном случае предстает перед нами
как необходимый ресурс, объективно данная
реальность, его необходимо сохранить,
о нем нужно заботиться, но свой истинный
личностный смысл данная ценность приобретает
в момент ее потери, то есть когда человек
бывает болен. В этом смысле здоровье является,
скорее, категорией объективной диалектики
и к миру потребностно-ценностных образований,
поэтому, отнесена быть не может. Так же
как и кислород, в котором организм нуждается
объективно, не может быть назван, однако,
потребностью (Леонтьев А.Н.).
Исследование показало, что отдых как
приятное времяпрепровождение – ценность
более значимая для российской выборки.
При этом смысловая окраска данной сферы
жизни для российского студента заключается
преимущественно в восстановлении сил
после «трудной учебы или работы». В отличие
от них, американцы понимают под отдыхом,
скорее, эстетическое удовольствие и получение
новых впечатлений в театре, на природе,
в общении с близкими или на дегустации
вин в долинах Напа или Сонома с последующим
обсуждением впечатлений в Facebook со своими
друзьями. Неслучайно, что эстетические
ценности оказались более значимыми в
выборке именно американских студентов.
В отношении ценностей «Патриотизм и любовь
к Родине» и «Активность для достижения
позитивных изменений в обществе» было
установлено, что первая из этих ценностей
более значима для российских студентов,
а вторая – для студентов американского
вуза. Таким образом, получается, что российские
студенты выше ценят патриотизм и в то
же время приписывают более низкие рейтинги
активности, направленной на достижения
позитивных изменений в обществе. При
этом американские студенты, наоборот,
придают социальной активности статистически
достоверно более высокую значимость,
но статистически значимо ниже оценивают
для себя категорию «Патриотизм и любовь
к Родине». В этой связи возникает вопрос,
как согласуются результаты нашего исследования
с хорошо известными фактами, указывающими
на бесспорно существующие патриотические
настроения в американском обществе, в
том числе (и особенно) среди студентов?
Ответ на данный вопрос позволяет дать
семантический анализ. По всей видимости,
патриотизм в американском понимании
выражается в чувстве единства, сплоченности
нации, гордости за себя, как части американского
народа и связан с возможностью активного
участия в жизни общества. Российский
патриотизм, вероятно, носит форму социальной
установки, являясь отчасти результатом
программы патриотического воспитания
в российских школах. И он не носит активного
характера, а наше школьное патриотическое
воспитание, скорее, военное, чем собственно
патриотическое. Быть патриотом для американца,
по-видимому, сродни образу жизни, а патриотизм
для россиянина – цель, к которой надо
стремиться («каждый должен быть патриотом
своей страны»).[6]
Различия между выборками российских
и американских студентов затронули и
отношение к сферам «Познание нового в
мире, природе, человеке» и «Получение
высокого образования». Анализ показывает,
что среднестатистический российский
студент – участник проведенного нами
исследования – не причисляет познание
к своим высокоприоритетным ценностям,
а смысл образования видит главным образом
в получении аттестата или диплома. Среднестатистический
американский студент ориентирован на
обе названных ценности, причем не только
на уровне их провозглашения, называния,
но и на уровне присвоения истинного их
содержания. Показательно, что в коридорах
Калифорнийского университета вряд ли
услышишь смех и громкие выкрики. Вероятно,
потому, что люди приходят в эти стены
за знанием, за "Живым знанием" (Г.Г.Шпет,
В.П.Зинченко).
Материалы проведенного исследования
показали также, что для американских
студентов субъективно более значимы
время и ответственность. Так, для них
оказалось важнее, чем для их российских
сверстников, правильно и по назначению
расходовать свое время, не растрачивать
его по пустякам и, конечно, ценить время
других людей. Ответственность рассматривается
американцами как ответственность за
себя, за свою жизнь, за свои поступки.
Ответственность – это и следование моральным
нормам, принципам, соблюдение Закона,
и проявление самоконтроля над своим поведением,
прогнозирование возможных последствий
своих действий. Для российского же студента
ответственность – это тоже соблюдение
норм и правил, но это «тяжело нагруженная
категория», имеющая нередко нейтральную
или отрицательную оценку, примерно так
же как «долг» или «мораль». Американский
студент в большей мере ориентирован на
будущее, он строит планы, конструирует
дальние и ближние перспективы. Планирование
будущего для него – пример «мягкого»
(Арнольд В.И., 2008), свободного моделирования,
когда задано лишь направление (совпадающее
с профилем получаемого образования) и
имеется множество возможных вариантов
выбора для продолжения жизни и карьеры.
Российский же студент живет нередко настоящим,
его будущее чаще всего предрешено, а планируемая
профессиональная деятельность, как правило,
не связана с профилем получаемого образования.
Глава 3. Институты формирования экологической
культуры российских и американских
студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций
тематизации экологической культуры
Анализ российской
и американской традиций тематизации
экологической культуры демонстрирует
разнообразие подходов относительно содержательной
наполняемости этой категории, в
значительной степени, обусловленной
доминирующими парадигмами
В качестве основной рабочей гипотезы мы приняли следующую:
Экологическая культура
Теоретическое обоснование гипотезы заключается в исследование экологического сознания казанцев, проведенное в 2008 г. организацией "РОМИР-мониторинг", которое демонстрирует высокий уровень экологической озабоченности студенческой молодежи г. Казани при низком уровне проэкологической деятельности. Так, качество питьевой воды волнует 73,6% респондентов, информация о состоянии окружающей среды интересует 76,9%. Вместе с тем, при высоком беспокойстве качеством воды, неочищенную воду пьют 44% респондентов, а искать интересующую информацию по экологическим вопросам готовы лишь 20,9% .
Исследования
организации «Гэллап» демонстрируют
более развитый уровень проэкологического
поведения среди студенческой молодежи
США: данная группа в большей степени
готова платить за сохранение окружающей
среды более высокие цены за товары
и услуги, отказаться от некоторых
удобств в своей жизни ради
сохранения окружающей, оказывать финансовую
поддержку экологическим
Методология исследования
Учитывая
вышесказанное, основная цель, которая
стояла перед нами заключалась
в изучении разных аспектов
экологической культуры
Большое внимание уделялось нахождению одинаковых концептуальных, контекстуальных эквивалентов сравнения, отраженных в языке.
Концептуальные различия исследования:
1) В американской социально-экологическом дискурсе понятие «экологическая культура», столь популярное в современной российской социологической науке, не получило столь широко признания и употребляется учеными крайне редко;
2) Вместо российского понятия «экологическое сознание», американские ученые дискутируют об «экологических установках» (environmentalawareness), которые отечественными социологами рассматриваются как структурные компоненты экологической культуры;
3) В американской социально-экологической традиции принято говорить об экологическом поведении, что в содержательном плане является симметричным отечественному понятию «экологическая деятельность».
Институциональные различия исследования включают в себя различие в характере и наборе социальных проблем общества; развитии основных социальных институтов, в содержании проэкологических практик.
Операционализация
понятий и инструментарий, представленные
здесь разрабатывались нами для
российской студенческой молодежи. Однако,
особенности указанные выше учитывались
нами при переводе и адаптации
инструментария на английский язык. Кроме
этого, для обеспечения
Полученные результаты
Экологическим
проблемам придается
Примечательно, что студенчество данных регионов примерно в одинаковой степени[2] беспокоят материальные проблемы: безработица, рост цен и инфляции. Вместе с тем, по большому кругу других социальных проблем они выразили совершенно разные мнения. Казанцев в значительно большей степени, чем студентов г. Форт Коллинз беспокоят такие проблемы, как низкий размер зарплаты (14,1%), взяточничество и коррупция (6,3 %), наркомания (7,5%), алкоголизм (7,4%), кризис культуры, морали и нравственности (9%), высокий уровень преступности (5,9%). Многие из указанных беспокойств являются своего рода барометром социального самочувствия общества, степени его девиации и аномии. Очевидно, что проблемы, которые волнуют российское студенчество, связаны с удовлетворением базовых общественных потребностей в безопасности, в экономическом благополучии. [15]
Американское
студенчество волнуют проблемы немного
другого характера – это
Далее, безотносительно к другим социальным проблемам, мы выделили долю тех студентов, кого волнует состояние окружающей среды. Их оказалось большинство: 90,7% российского студенчества и 95,3% американского студенчества изучаемых регионов.
Высокое экологическое
беспокойство студентов также было
отмечено участниками экспертных интервью:
«Уровень экологической озабоченности
среди населения США растет
По территориальному уровню американское студенчество более всего обеспокоено проблемами низкого качества окружающей среды в глобальном масштабе: в мире (89,7%) и в стране (89,4%). Региональные (штат Колорадо) и локальные (г. Форт Коллинз) экологические проблемы волнуют их менее всего. Казанское студенчество, напротив, более обеспокоены проблемами экологии в месте своего непосредственного проживания: в г. Казани (84,9%) и Республики Татарстан (80,7%). Этому, на наш взгляд, могут быть несколько причин. Во-первых, в целом тренд экологической озабоченности студенчества указанных регионов соотносится с общемировыми тенденциями, согласно которым население развивающихся стран (в том числе России) экологически обеспокоены в большей степени локальными проблемами. В то время, как жителей развитых стран более других волнуют глобальные экологические риски [Huang, 2009].