Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: выявить дезадаптированных подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социального неблагополучия детей и их семей.
2. Провести диагностику уровня социальной адаптации, выявить причины дезадаптированности подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков из социально неблагополучных семей
1.1 Понятие социальная адаптация
1.2 Возрастные особенности подростков
1.3 Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
2.2 Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

_соц педагогика.docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Шкала мотивации напряженных отношений школьников с родителями (в %)

 

 

Место

 

Мотивы

 

Процент

 

1 Тяжелые условия жизни  семьи 8,0

2 Обостренные отношения  между родителями 5,8

3 Родители заняты только  своей работой и заработками 2,5

4 Развод родителей 1,7

5 Родителям нет до меня  дела, моя жизнь их не интересует 1,5

6 Родители меня не любят 1,1

 

 

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что чем выше авторитет родителей среди своих детей, тем сильнее его воздействие на формирование их социальных установок и жизненных ценностей. С падением авторитета отца или матери усиливается психологическая напряженность в семье, возрастает конфликтность ее членов, растет риск разлада вплоть до распада.

 

Влияние социально-экономической ситуации в стране на межличностные отношения детей и родителей выступает в качестве основной причины внутрисемейных конфликтов. Этот объективный фактор прямого действия, обусловливает морально-психологический климат и уровень внутрисемейных отношений, в полной мере отражающихся на межличностных контактах родителей с детьми.

 

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, мы использовали школьных учителей, разговор с самим ребенком.

 

Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка. Физическое, эмоциональное и психическое развития подростков оценивалось по следующим критериям, выделенным Д.Г. Барнзом:

 

–       отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

 

–       серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

 

–       отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

 

–       наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

 

–       полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

 

–       отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

 

–       отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

 

Результаты проведенного исследования показали, что главными причинами дезадаптации и девиантного поведения подростков из неблагополучных семей являются ошибки семейного воспитания.

 

2.2 Рекомендации по социально-педагогической  коррекции поведения подростка  в семье

 

В связи с полученными результатами рекомендации по коррекции поведения подростка в семье будут следующими:

 

1.      В основе  взаимоотношений в семье должна  лежать любовь родителей к  детям и детей к родителям  как необходимое условие полноценного  развития ребенка.

 

2.      В воспитании  детей необходимо руководствоваться  следующими принципами:

 

–       личность родителей, это идеальная модель для подражания детей;

 

–       для эффективного осуществления процесса воспитания необходима атмосфера любви, доброжелательности и счастья;

 

–       воспитательные воздействия должны строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей;

 

–       в общении с ребенком нужно соблюдать единство уважения к личности и высокой требовательности к ним;

 

–       воспитание должно строится с опорой на положительное в растущем человеке;

 

–       родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

 

3.   Нужно помнить, что  трудности возраста – это временное  явление, они проходят, их нужно  пережить, как любые другие детские  болезни.

 

4.   Причины конфликтов  с детьми в семье – несоответствие  родительского отношения и требований  желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

 

5.   Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

 

6.   Тон приказа и  назидания в это возрасте мало эффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе в ребенком возможные последствия его действий.

 

7.   Как можно больше  оптимизма и юмора в общении  с детьми, это всегда помогает.

 

Принципы, на которых должна строиться работа социального педагога с подростками из неблагополучной семьи:

 

1.         Никто ни с кем не сравнивается, критерием роста является динамика  развития личности каждого.

 

2.         Педагог действует вместе с  ребенком до тех пор, пока тот  не почувствует: дальше могу сам! С этого момента начинается  разделение: ребенок действует самостоятельно, социальный педагог выступает  в роли помощника, но лишь пока  перед ним снова не встанет  общая нерешенная задача.

 

3.         Уважение к личности ребенка  и его достоинству, принятие его  личных целей, запросов, интересов. Способствование в создании условий  для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития –  непременное условие процесса  адаптации.

 

4.         Темпы обучения, как и склонности  и способности, у всех детей  различны, поэтому социальному педагогу  совместно с психологом необходимо  выявить возможности дезадаптированного ребенка и способствовать организации (совместно с классными руководителями, учителями-предметниками) жизнедеятельности адекватно природе ребенка для его саморазвития, учитывая заложенные природой возможности.

 

5.         Силы укрепляются радостью успеха. Для «неблагополучных» детей  особенно необходимы эти моменты  для ощущения собственной самоценности. Задача социального педагога – эти ситуации создавать.

 

6.         Подопечный социального педагога  должен обладать и свободой  – свободой выбора занятий, суждений, взаимодействий. Вместе с тем  воспитание свободой имеет в  виду развитие личной ответственности  ребенка за свой выбор, свой  поступок.

 

7.         Воспитание дезадаптированного ребенка направлено не на исправление, а на самоосознание, самоопределение, саморазвитие.

 

8.         Принцип любви, предусматривающий  бережное отношение к ребенку  как к хрупкому существу. Любовь  тем нужнее ребенку, чем слабее  его успехи, чем труднее ему справляться с жизненными проблемами, вставшими на его пути.

 

9.         Разумная опека и контроль  все же необходимы.

 

К сожалению, не существует универсальной технологии воспитания детей и невозможно получить советы на все случаи жизни, даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье. Поэтому необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – родители имеют возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности интересы и на основе этого максимально индивидуализировать процесс воспитания, обеспечить благоприятное протекание социальной адаптации своего ребенка.

 

 

Заключение

 

Массовая школа к таким детям сегодня очень и очень неласкова. Это не ее вина: все показатели, по которым школа оценивается, против этих детей. Они не успевают в учебе, не получают призов на олимпиадах, не участвуют в самоуправлении, не посещают престижных кружков – словом, просто-напросто портят показатели и школы и учителя. А если еще и поведением не блещут, и прочного тыла в лице папы и мамы, которые не дадут в обиду, не имеют, то взаимная нелюбовь со школой, иногда вплоть до полного разрыва, им обеспечена. Школе они представляются очень опасными, а на деле сами оказываются в очень нелегком положении, иногда просто на краю пропасти.

 

Положительный результат в работе социального педагога с трудными детьми может быть получен, прежде всего, посредством система профилактической и коррекционной работы с детьми из социально неблагополучных семей и их родителями на основе индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

 

Таким образом, поставленные в начале работы цели и задачи выполнены: изучена психолого-педагогическая литература по проблеме социального неблагополучия детей и их семей, что позволило раскрыть сущность понятий «социальная адаптация», «дезадаптация», «девиантное поведение», «социально неблагополучная семья», «дети «группы риска»». Выявлены причины дезадаптированности и девиантного поведения подростков из социально неблагополучных семей, прослежена и выявлена тесная взаимосвязь их поведения детей с условиями воспитания в семье. Выявлены особенности современного сельского социума, асоциальные явления села и их воздействие на семью и подрастающее поколение.

 

В данной представлены результаты диагностики, программа по предотвращению и профилактике дезадаптации и девиантного поведения детей из неблагополучных семей. Хотелось бы отметить, что повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы.

 

 

Список литературы

 

1.   Абрамов Г.С. Возрастная  психология. – М., 2001.

 

2.   Алексеева Л.С., Плоткин М.М. и др. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 1994.

 

3.   Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

 

4.   Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – Вып. 3. – М., 1970.

 

5.   Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. – М., 1983.

 

6.   Ахромеева Л.В. Особенности  воспитания детей с эгоистическими  проявлениями. – Фрунзе,1982.

 

7.   Баженов В.Г. Воспитание  педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986.

 

8.   Балагушин Е.Г. Социальная  сущность семьи. – М.,1969.

 

9.   Белкин А.С. Ситуация  успеха. Как её создать. – М.: Просвещение, 1991.

 

10.    Бестужев-Лада  И.В. Семья вчера, сегодня, завтра…  – М.: Знание, 1979.

 

11.    Блонский П.П. Трудные школьники. – М., 1930.

 

12.    Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.

 

13.    Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Об исследовании процесса взаимодействия школы и социальной среды. – М.: НИИОП АПН, 1983.

 

14.    Бурменская Г.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М, 1995.

 

15.    Буянов М.И. Ребенок  из неблагополучной семьи: Записки  детского психиатра. – М., 1988.

 

16.    Валиева С.Ф. Влияние семейной структуры на  эффективность процесса социализации  детей // Будущее России и новейшие  социологические подходы. Часть 2. –  М., 1994.

 

17.    Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного  образования). – М.: Издательство  ГФ «Полиграфресурсы»,1998.

 

18.    Волкова Е. Трудные  дети или трудные родители? –  М., 1993.

 

19.    Воспитательное  пространство сельской школы  как объект педагогического анализа / Под ред. Л.И. Новиковой, Л.В. Алиевой. – М.: АСОПиР РФ, 2000.

 

20.    Гуров В.Н., Селюкова  Л.Я. Социализация личности: социальный  педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1993.

 

21.    Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная  педагогика. – Мн.: Амалфея, 2000.

 

22.    Гурьянова М.П. Сельская среда как педагогический  фактор. – М., 2001.

 

23.    Гусев Г.А. Социальная  адаптация и педагогическая реабилитация  несовершеннолетних. – М., 1993.

 

24.    Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М., 2000.

 

25.    Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской  школе. – М., 1980.

 

26.    Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. – М.: Просвещение, 1985.

 

27.    Зеленова Т.Г. Педагогизация среды в условиях села. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001.

 

28.    Иванова Л.А. Специфические особенности сельской  среды и учёт их в учебно-воспитательном  процессе школы. – Иркутск, 1981.

 

29.    Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

 

30.    Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек  у детей. – М.,1980.

 

31.    Кон И.Г. Ребенок  и общество. – М.: Наука, 1988.

 

32.    Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. – М., 1979.

 

33.    Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. – Новосибирск, 1996.

Информация о работе Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей