Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
.3 Формирование воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста
.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников
.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема

.1 Понятие творческого  воображения в научно-педагогической  литературе

.2 Особенности творческого  воображения детей младшего школьного  возраста

.3 Формирование воображения  у детей младшего школьного  возраста в процессе творческой  деятельности

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

.1 Диагностика формирования  творческого воображения младших  школьников

.2 Практические аспекты  опытно-экспериментальной работы  по формированию творческого  воображения младших школьников

.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы  по формированию творческого  воображения младших школьников

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

Введение

 

Начну я, как ни странно, с живого великорусского языка, чтобы впредь не упрощать проблему. Вот что сказано в словаре Даля по поводу воображения:

«Воображать, вообразить что… давать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять, представлять в образе… представлять себе мысленно, изображать умственно; думать, полагать, мнить… Воображение… способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин»

Воображение - создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л.С. Выготского, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина, С.Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. Физиологические основы творчества изучали И.П. Павлов, П.В. Симонов, B.C. Ротенберг, С.М. Бондаренко. Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали А.В. Брушлинский, A.M. Василевская, А.В. Петровский, К.К. Платонов. Важность проблемы развития творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе "кристаллизации", или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, Л.С. Выготского, В.А. Полякова. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, развивающих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, М.М. Зиновкиной.

Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны эстетико-педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности.

Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования: «Формирование воображения в младшем школьном возрасте».

Таким образом, творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Гипотеза. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии создания системной, регулярной работы с детьми. Мы предполагаем, что направленные занятия содействует процессу развития творческого воображения младших школьников.

Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

. Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  и практический опыт по проблеме  воображение и творчество.

. Выявить особенности  творческого воображения младших  школьников.

. Провести диагностику  уровня формирования творческих  способностей младших школьников

. Разработать систему  занятий формирования творческих  способностей младших школьников, с использованием уроков изобразительного  искусства и проанализировать  их влияние на уровень формирования  творческого воображения младших  школьников.

Использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; диагностические методы, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Исследование проведено на базе ГУО «Средней школы № 5, г. Орши». В исследовании приняли участие дети 4 «Б» класса в количестве 20 человек. Продолжительность исследования 4 месяца: с сентября по декабрь 2013 года.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Работа составлена из двух частей: теоретической и практической. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

.1 Понятие творческого  воображения в научно-педагогической  литературе

 

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, И.Г. Батоев, А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).

Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).

Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятностному характеру отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения в отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь частный признак.

Говоря о воображении как высшей психологической функции, можно заключить, обобщая, весь материал, в схему (Рис. 1) (19, с. 24).

 

Рис. 1 Виды и способы воображения, проявляющиеся в процессе человеческой деятельности

Данная схема показывает виды и способы воображения, которые проявляются у человека в процессе деятельности.

Рассмотрим схему более подробно.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

синтез - это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа;

аналогия - создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу;

акцентирование - выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего);

схематизация - это способ, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок);

гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос);

агглютинация - новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.

Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, дети формируют её образ, продумывают, из каких материалов она может быть изготовлена, как осуществить сборку.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение этого нового (чертеж, схему).

Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое.

Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное развитие в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.

Вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения в зависимости от того, на чем делается акцент - на сходстве данных процессов или на их различии.

Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке не рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психологических функций. Такую точку зрения развивали В.В. Абрамов, С.Д. Владычко, Т. Рибо, А.И. Розов.

Другая точка зрения, когда акцентируется внимание на сходстве воображения и мышления, и сходство доводится до тождества, при этом воображение утрачивает всякую специфику и сводится к мышлению, присуща А.В. Брушлинскому, В. Вундту, О.К. Тихомиров.

Вероятно, ближе всего к истине А.В. Петровский и М.Б. Беркинблит, характеризующие эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и неспособным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным.

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста