Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
.3 Формирование воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста
.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников
.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)

? с помощью воображения  он должен быть способен к  воспроизведению принципов строения  и развития вещей;

? обладать умением видеть  целое раньше его частей, т.е. способностью  создания целостного образа любого  предмета;

? для продуктивного воображения  ребенка характерна «надситуативность», т.е. тенденция к постоянному выходу  за рамки данных условий, к  постановке новых целей (что является  основой будущего умения и  желания учиться, т.е. основой учебной  мотивации);

? мысленное экспериментирование  с вещью и способность к  включению предмета в новые  контексты, а следовательно, способность  к нахождению способа или принципа  действия.

Творчество ребенка определяется двумя факторами:

субъективным (развитие анатомо-физиологических особенностей);

объективным (воздействие явлений окружающей жизни).

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру.

Выделяют следующие этапы творческого воображения у детей:

подготовительный (побуждение к созданию, встреча с необходимыми людьми и т.д.);

вынашивание замысла (в изодеятельности ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы);

реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы);

представление результата «зрителю» (выставка работ). Последний этап имеет особое значение для детей.

Условия развития творческого воображения учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности в зависимости от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) могут быть классифицированы следующим образом (табл. 1).

Общие положения для понимания индивидуального подхода к обучению. Во-первых, признание за учеником в процессе обучения его субъективности. Во-вторых, обучение - это не только преподавание, но и учение (особая индивидуальная деятельность ученика, а не прямая проекция преподавания). В-третьих, исходным моментом обучения является не реализация конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для удовлетворения развития ученика. В-четвертых, общение между субъектами обучения понимается, прежде всего, как личностное общение.

 

Таблица 1 - Условия развития творческого воображения детей в процессе учебно-познавательной деятельности

Содержательная сторонаОрганизационная сторонаСубъективная сторонаПредъявление ученикам системы задач и заданий, направленных на развитие творческого воображения. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. Возможность выбора учащимся объема сложности формы домашнего задания. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материалОтбор и внедрение в процессе обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности. Работа с познавательными стратегиями. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. Включение школьников в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы. Работа с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обученияДемократический стиль руководства при организации обучения. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. Проявление и учителем и учениками ярких положительных эмоций. Направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

 

.3 Формирование воображения  у детей младшего школьного  возраста в процессе творческой  деятельности

 

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».

Через творчество у ребенка развивается мышление. Но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».

И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности:

самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

видение новой функции знакомого объекта;

умение видеть альтернативу решения;

умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Так как творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения - все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением. Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т.е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности.

Очень большое значение в процессе обучения имеет воссоздающее воображение, т.к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы.

Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей младших школьников. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.

На уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок - это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны, зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения на уроках изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках изобразительного искусства носит активный творческий характер.

Любой художественной работе присуще понятие - творчество, т.к. оно (творчество) в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего-то нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается в детских рисунках.

Когда дети на уроках начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам. Например, при изображении портрета человека дети не стремятся быть оригинальными, и все же попытка воспроизвести на бумаге все то, что они видят, заставляет каждого ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеке. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта.

В то же время каждый рисунок существенно отличается от других. Объект представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских рисунках предлагается множество решений по изображению отдельных частей человеческого лица. Варьируются изображения не только частей лица, но и контурных линий самого лица. Некоторые рисунки имеют множество деталей и различий, другие - всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения - все используется для воспроизведения одного и того же объекта. Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ничего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которая становится очевидной благодаря внешнему виду всего рисунка. Эти различия частично обусловлены стадией развития ребенка, частично его индивидуальным характером, отчасти они зависят от целей, для которых создавался рисунок. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей.

Отсюда следует, что роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства велика. И развитие творческого воображения является одной их главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником творческой деятельности.

В младшей школе программа преподавания изобразительного искусства включает следующие виды уроков: тематическое рисование; рисование с натуры; декоративное рисование. Развитию воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование.

Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.).

Тематическое рисование более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. И здесь, прежде всего, необходимо определить понятие самой темы. Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику творческого воображения.

С целью более глубокого проникновения в сущность реализации условий развития творческого воображения, а также для укрепления связи между педагогической теорией и практикой, в следующей главе нами будет проведено экспериментальное исследование развития творческого воображения младших школьников и разработаны занятия, способствующие формированию творческого воображения младших школьников.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

 

.1 Диагностика формирования  творческого воображения младших  школьников

 

Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 4 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 5, г. Орши» в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек - экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контрольную группу (КГ).

Возраст участников эксперимента 9-10 лет.

Задачи исследования:

развитие воображения младшего школьника на основе учебных и творческих задач;

провести констатирующий эксперимент с целью изучения особенностей учащихся, определяющих уровень и дальнейшее развитие их творческого воображения;

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста