Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
.3 Формирование воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста
.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников
.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)

. Гибкость использования  идей;

. Оригинальность воображения.

На их основе были разработаны шесть качественных уровней, по которым и распределялась вся совокупность детских рисунков и введена шестибальная система оценки творческих работ детей.

Анализируя полученные на диагностическом этапе результаты, выявило необходимость провести специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей.

Для этого на формирующем этапе использовались занятия, позволяющие достичь более высокого уровня развития творческого воображения.

Для заключительной диагностики также использовалась методика на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Для того, чтобы сравнить результаты эксперимента, на контрольном этапе при проведении диагностики использовались те же показатели, и та же система уровней, что и на диагностическом этапе.

Из анализа результатов контрольной диагностики видно, что творческое воображение учащихся ЭГ значительно повысилось на два-три уровня. Необходимо отметить, что в конце экспериментальной работы ни один из учащихся не относится к первому, второму и третьему уровню, что говорит об эффективности применимой программы.

Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей начальной и заключительной диагностики, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения значительно повышать уровень развития творческого воображения.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы в работе с детьми дает положительную динамику в развитии воображения младших школьников. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

 

Список используемой литературы

 

1.Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. - 112 с.

.Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной  информации. Воображение у детей./ Д.С. Брунер. - М.: Просвещение, 1977.- 294 с.

.Ванник, М.Э. Творческое воображение  на уроках / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое  издание. - 2005. - № 5-6. - С.14-15.

.Ванник, М.Э. Развиваем творческое  воображение у детей / М.Э. Ванник // Наши дети. - 2005. - № 4. - С.21-22.

.Веккер, Л.М. Психические  процессы. Воображение / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1974. - С.278-295.

6.Воображение. Философский  энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1998. - 576 с.

.Выготский, Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

8.Галин, А.Л. Личность и  творчество: Психологические этюды. / А.Л. Галин. - Новосибирск: Кн. изд.-во, 1989. - 126 с.

9.Гамезо, М.В. Атлас по  психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.

10.Дьяченко, О.М. О некоторых  особенностях развития воображения  детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С.44-51.

.Дьяченко, О.М. Об основных  направлениях развития воображения  у детей / О.М. Дьяченко. // Вопросы  психологии. - 1988. - №6. С.52-59.

12.Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология  художественного творчества: Учебное  пособие / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический  проект, 2003. - 34 с.

.Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3. - С.33-42.

14.Кириллова, Г.Д. Начальные  формы творческого воображения  у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное  воспитание. - 1971. - №2. - С.41-46.

.Кириллова, Г.Д. Начальные  формы творческого воображения  у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное  воспитание. - 1971. - №2. - С.41-46.

.Комарова, Т.С. Дети в мире  творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 147 с.

.Комарова, Т.С. Детское изобразительное  творчество: что под этим следует  понимать?/ Т.С. Комарова // Дошкольное  воспитание. - 2005. - №2. - С.14.

.Коменский, Я.А. Материнская  школа. Великая дидактика. Избранные  педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А. Коменский; Отв.ред. А.И. Пискунов. - М.,1982.

.Коршунова, Л.С. Воображение  и его роль в познании / Л.С.Коршунов. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

.Коршунова, Л.С. Воображение  и рациональность. Опыт методологического  анализа познавательной функции  воображения / Л.С. Коршунов, Б.И. Пружинин. - М.: Просвещение, 1989. - С.18-39.

.Котова, Т.Н. Творческие задания  как средство развития креативного  воображения школьников в учебном  процессе / Т.Н. Котова. - Новотроицк, 2007. - 24 с.

.Лейтес, Н.С. Ранние представления  одаренности. / Н.С. Лейтес // Вопросы  психологии. - 1988. - №4. С.98-108.

.Лернер, И.Я. Дидактические  основы методов обучения/ И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1981. - 184 с.

.Младший школьник: развитие  познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

.Найссер, У. Познание и  реальность. Воображение и память / У. Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - С.141-165.

.Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - С.260-271.

.Никифорова, О.Н. Познавательные  процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2007. - С.80-100.

28.Николаенко, Н.Н. Психология  творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.

29.Никольская, И.М. Психологическая  защита у детей / И.М. Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 517 с.

.Рубинштейн, С.А. Основы общей  психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство  «Питер», 2000 - 712 с

.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

.Субботина, Л.Ю. Развитие  воображения детей. Популярное пособие  для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

.Хуторской, А.В. Современная  дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

воображение рисование художественный школьник

Приложение 1

 

КОНСПЕКТ УРОКА

«Поиск соединения пятен разной величины и формы в силуэте выразительной фигуры»

Материалы и инструменты:

. По листочку белой  бумаги размером около 15х20 см.

. Клей.

. Карандаш.

. Ластик.

Методические пособия:

. Магнитная доска.

. Пятна-силуэты из чёрной  бархатной бумаги.

. Фланелеграф.

. Схема вариантов соединения  пятен (только для учителя).

Произведения искусства:

Литография В.Лебедева в книжке Р.Киплинга «Слонёнок», например, «Страус» или «Бегущий слонёнок» (концовка).

Для первого положения фигуры педагог сам выбирает и соединяет между собой два пятна (большое и среднее) с таким расчётом, чтобы все ученики легко могли переставить себе (угадать), кого он задумала изобразить, а затем сами выбрали несколько мелких недостающих пятен и поместили их на свои места. При этом учащиеся стараются показать только, кто изображается, то есть сделать фигуру узнаваемой. Действуют так же, как рисуют фигуру человека или животного, поочерёдно присоединяя друг к другу голову, туловище, руки, ноги и т. д. В результате фигура из пятен-силуэтов почти всегда получается статичной, неопределённой по позе и состоянию - невыразительной.

Затем педагог показывает детям такие действия поиска, благодаря которым фигура станет выразительной. Для этого предлагает им сначала придумать ей имя, а потом угадать, что она - фигура, имеющая имя, - делает, какая она. Намёк (подсказку) на определённое действие можно увидеть во взаимоположении среднего пятен, особенно в повороте, и все ученики это сразу заметят. Кто-то один скажет, что она «пляшет», «танцует», «веселится».

 

 

Чтобы показать, что из одних и тех же пятен можно составить разные фигуры, педагог, изменив вертикальное положение листа на горизонтальное, предлагаю детям сделать ещё две картинки (местоположения других пятен дети ищут самостоятельно), все называют каждое действие, чтобы они закрепились в памяти учеников.

 

 

Таким образом, в учебных задачах поиск решения осуществляется совместно с учителем и учениками. Однако всё, что педагог делает или говорит - это не примеры правильного решения, а вопросы, позволяющие ученикам предположить, как действовать дальше. Ищут решение сами ученики, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом, поправляя или дополняя другого, а задача учителя только направить ход решения в соответствии с тем общим способом, который учащиеся осваивают в процессе решения задачи, - способом поиска выразительных соединений форм, величин, пятен, линий, объёмов и т.д.

 

Приложение 2

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

. «Закончи рисунок»

Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

 

 

Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

. Проба О.М.Дьяченко «Художник»

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.

Материал к заданию представлен на рисунке.

 

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. в каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.

3. Игра «Волшебные кляксы».

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. Нарисуй предмет, используя  круг, квадрат, треугольник, трапецию.

Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.

. «Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

. «Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

. Рисование по замыслу: «Медвежонок-лакомка».

Цель: развивать фантазию, творческую активность, воображение. Учить задумывать сюжет своего рисунка. Закреплять умение рассказывать ясно и понятно, способность придавать своим мыслям точную оформленность, излагать события в определенной последовательности. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок.

Предложить ребенку подумать, что хотел бы нарисовать про медвежонка-лакомку, какой для этого нужен материал (бумага, карандаши, цветные мелки, краски), помочь в выборе материала. После окончания рисования предложить придумать название к своему рисунку и сочинить небольшой рассказ.

. Упражнение «Три краски».

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ребенку предлагается взять три краски которые, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист.

Затем предложено обсудить, на что похож рисунок и придумать название своей картине, рассказав при этом, что ребенок изобразил.

. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника». При выполнении этого задания дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

 

Приложение 3

 

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста