Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
.3 Формирование воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста
.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников
.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)

 

.3 Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы  по формированию творческого  воображения младших школьников

 

По окончании формирующего этапа было проведено контрольное диагностирование, при котором, так же как и на первом этапе, было предложено выполнить задание - тест Торренса «Неполные фигуры».

Цель контрольного эксперимента: определить, насколько изменился уровень развития творческого воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.

Детям вновь предложили дорисовать геометрические фигуры как и в констатирующем эксперименте. Оценка результатов производилась с учетом сопоставления результатов диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

Повторное диагностическое обследование выявило положительную динамику в экспериментальной группе. Результаты диагностики представлены в таблицах 4 и 5.

 

Таблица 4 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)

№УчащиесяКоличественная продуктивность деятельностиГибкость использования идейОригинальность воображенияУровень сформированности творческого воображения (средний балл)Предыдущий уровень в сравнении с настоящим (средний балл) Отклонение (+, -)1Варя С.46653+22Сережа Б.44543+13Андрей В.56552+34Жанна Л.65663+35Инна М.43542+26Андрей Р.45652+37Оксана П.56663+38Антон Я.66662+49Ира У.44542+210Юра Х.54553+2

Как видно из таблицы 4, творческое воображение учащихся ЭГ, учитывая сравнительно небольшой период времени формирующего эксперимента, существенно повысилось, в основном на два-три уровня, по одному случаю - на четыре уровня и на один уровень.

Отметим также, что ни один из учащихся не относится к первому, второму и третьему уровням, что говорит об эффективности применимой программы.

Творческое воображение учащихся КГ также повысилось, но всего лишь на 1 уровень, и только один случай - на два уровня.

Представим результаты контрольной диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис. 3.

 

Таблица 5 - Результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)

№ п/пУчащиесяКоличественная продуктивность деятельностиГибкость использования идейОригинальность воображенияУровень сформированности творческого воображения (средний балл)Предыдущий уровень в сравнении с настоящим (средний балл)Отклонение (+, -)1Света Е.32333-2Вера К.44443+13Антон Е.43332+14Андрей К.34332+15Ира Н.44543+16Вадик Ю.34333-7Рома А.44442+28Юля С.23222-9Валентин Т.34332+110Уля Ф.32332+1

Рисунок 3 - Контрольная диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 4 «Б» класса

 

Для сравнения результатов развития творческого воображения, полученных на диагностическом и контрольном этапах, построим диаграммы отдельно для ЭГ и КГ (рис. 4, 5).

 

Рисунок 4 - Показатели сформированности творческого воображения ЭГ на диагностическом и контрольном этапах

 

Рисунок 4 - Показатели сформированности творческого воображения КГ на диагностическом и контрольном этапах

 

Итак, если на диагностическом этапе в ЭГ основное количество детей относилось ко второму и третьему уровням, то на контрольном - к четвертому и пятому, и даже шестому уровню. В КГ тоже произошли изменения: если на диагностическом этапе основное количество детей также относилось ко второму и третьему уровням, то на контрольном этапе один ребенок так и остался на первом уровне, трое учащихся смогли достичь четвертого уровня, но основная часть детей смогла перейти только на третий уровень. Изменения произошли за счет естественных возрастных закономерностей.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования по развитию творческого воображения младших школьников показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Из наблюдений можно проследить, что у детей работы стали более оригинальны, преимущественно без повторений. Хорошо просматривается у детей этой группы многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Так, если до занятий, способность к направленной работе воображения, творчества была в ЭГ неоднородной, большинство детей было со 2 и 3 уровнем воображения, были большие отличия между способными творчески мыслить детьми. То после обучения разброс учеников уменьшился. Произошёл этот сдвиг за счёт улучшения способа выполнения задания и оригинальности детей с небольшим творческим потенциалом, а «творческие» дети показали по-прежнему высокие результаты, и даже лучше прежних. При этом уже не оказалось ни одного ребёнка со 2 и 3 уровнем воображения. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы.

После обучения у детей возросла оригинальность выполнения задания. Учащиеся научились придумывать и рисовать достаточно оригинальные, необычные, красочные рисунки, проявлять фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 2 «А» класса на контрольном этапе представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Общие результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся 4 «Б» класса (чел. / %)

СпособностиПервый уровеньВторой уровеньТретий уровеньЧетвертый уровеньПятый уровеньШестой уровеньКоличественная продуктивность деятельности01/55/259/453/152/10Гибкость использования идей02/103/159/452/104/20Оригинальность воображения01/55/252/107/355/25

Полученные данные представим на диаграмме (рис. 5).

 

Рисунок 5 - Общие результаты контрольной диагностики творческого воображения учащихся 4 «Б» класса (%)

 

Итак, сделаем следующие выводы:

На контрольном этапе, по показателю «количественная продуктивность деятельности» основная масса детей со второго и третьего уровня достигла четвертого, пятого и шестого.

Наибольшее число детей относится к четвертому уровню развития творческого воображения (45%), в то время как на диагностическом этапе наибольшее число детей относилось к третьему уровню (50 %).

Количество детей, относящихся к первому уровню нет, тогда как на диагностическом этапе их было 20%. Количество детей относящихся ко второму уровню увеличилось с 5% до 15%. К пятому и шестому уровню относятся соответственно 15 и 10% учащихся.

По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число учащихся на контрольном этапе относится к четвертому уровню развития творческого воображения и составляет - 45%, тогда как на диагностическом этот показатель был 25%. 20% детей относится уже к шестому уровню, немного меньше к третьему уровню (15%).Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню - по 10%.

По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей со второго уровня развития творческого воображения на диагностическом этапе (40%), перешло к пятому уровню и составляет 35%. Количество детей, относящихся к шестому уровню чуть меньше (25%). Столько же детей на третьем уровне (25%), и наименьшее количество учащихся относится ко второму уровню (5%). Количество детей, относящихся к первому уровню нет совсем, тогда как на диагностическом этапе их было 25%.

Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной работе учителя. Следовательно, учителю необходимо в каждый урок вносить развивающие моменты. Кроме того, для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.

Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы дает положительную динамику в развитии воображения младших школьников. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий и упражнений, которые использовались на уроках.

На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Резюмируя вышесказанное, следует придерживаться следующих рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно с раннего возраста;

необходимо расширять сенсорный опыт детей;

при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные особенности;

развивать мыслительные операции, в обучении помогать включать самостоятельный интеллектуальный поиск;

обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не сдерживать инициативы детей;

наряду с творческим воображением развивать восприятие, внимание, память, мышление;

развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, его чувства;

предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

способствовать оттачиванию художественных навыков как главного инструмента художественного творчества.

 

Заключение

 

Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности учащихся.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому в нашем исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе изобразительной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

В первой главе курсовой работы на основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ проблемы развития творческого воображения младших школьников.

Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста; показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

. Ранее физическое и  интеллектуальное развитие детей.

. Создание обстановки, определяющей  развитие ребенка.

. Самостоятельное решение  ребенком задач, требующих максимального  напряжения.

. Предоставление ребенку  свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности  занятий одним делом и т.д.

. Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.

. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческое воображение в начальной школе. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Во второй главе были рассмотрены цели и задачи экспериментальной работы, описаны критерии и показатели оценки уровней творческого воображения младших школьников, проверялась эффективность методики развития творческого воображения учащихся на уроках рисования.

Базой опытно-экспериментальной работы стал 4 «Б» класс ГУО «Средняя школа № 5, г. Орши» в количестве 20 человек: по 10 человек в ЭГ и КГ.

Были определены последовательные этапы развития творческого воображения у детей:

. Диагностический этап, цель  которого выявить исходный уровень  творческого воображения исследуемой  группы детей;

. Формирующий этап эксперимента, цель которого - развитие творческого  воображения младших школьников  с использованием программы на  уроках рисования;

. Контрольный этап, цель  которого выяснить влияние эксперимента  на уровень развития творческого  воображения детей.

Работа проводилась с сентября по декабрь 2013 года.

На диагностическом этапе для определения исходного уровня сформированности творческого воображения учащихся использовалась методика на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры».

В которой несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

. Количественная продуктивность  его деятельности;

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста