Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности формирования творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет - формирование творческого воображения младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
.3 Формирование воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста
.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников
.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.31 Кб (Скачать файл)

провести формирующий эксперимент с целью развития творческого воображения младших школьников;

доказать зависимость развития воображения от обучения.

Для практического подтверждения этих задач, использованы уроки изобразительного искусства в начальных классах, т.к. изобразительная деятельность детей является активным упражнением ребёнка в развитии процесса воображения. Возможными путями для развития творческого воображения на занятиях по рисованию могут быть: применение художественной литературы, рисование на темы, выразительные средства живописи, использование фольклора. Но особенно большую роль играет использование на занятиях по рисованию творческих заданий, включающих в себя задачи развития не только изобразительного, но и словесного творчества. Исходя из этого, детские работы получаются удивительно интересными.

Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Кроме того, с родителями проводили консультации, беседы и родительские собрания (Приложение 3).

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного:

. Констатирующий этап  исследования. Цель - выявить исходный  уровень творческого воображения  младших школьников. Работа на  данном этапе проводилась в  начале учебного года (сентябрь 2013 г.).

2. Формирующий этап исследования. Цель - развитие творческого воображения  младших школьников. Формирующий  этап эксперимента включал условия  и методы, обеспечивающие развитие  творческого воображения младших  школьников. Работа проводилась  с сентября по декабрь 2013 года;

3. Контрольный этап исследования. Цель - выявить эффективность методов  развития творческого воображения  младших школьников. Контрольная  диагностика проведена в конце  декабря 2013 года.

Для определения уровня творческого воображения учащихся использовались следующие методы исследования: рисунчатый тест Е. Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, а также беседы и наблюдения.

Рисуночные тесты - один из наиболее информативных проективных тестов, позволяющих определить готовность механизмов письма (тонкая моторика), особенности интеллекта, т.е. уровень общего психического развития, а также личностные особенности и эмоциональное состояние испытуемого.

Цель констатирующего эксперимента: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры».

Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.

Методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д.

В методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

. Количественная продуктивность  его деятельности. Высчитывается  по числу композиций, выполненных  на основе каждой из предложенных  фигур.

. Гибкость использования  идей. В результате её детские  работы можно разделить на  творческие и нетворческие. К  нетворческим относятся:

типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг - колесо, самоката, велосипеда и т.д.);

рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого  количества оригинальных изображений  свидетельствует о силе, пластичности  его фантазий и, напротив, несформированность  механизмов комбинаторики процессов  воображения приводит к возникновению  большого числа стереотипных  композиций.

С помощью таких заданий можно вывести степень оригинальности, необычности изображения, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

. Работам первого уровня  свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие  деталей. Дети изображают единичные  предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных  геометрических фигур.

. Для работ второго  уровня характерна меньшая схематичность  изображения, появление большого  числа деталей как внутри основного  контура, так и за его пределами.

. Для работ третьего  уровня характерно возникновение  вокруг основного изображения  «поля вещей», т.е. предметной оформленности  окружающей среды (так, трапеция, уже  не просто тарелка, а ваза, стоящая  на столе, или круг - не просто  яблоко, а на тарелке). На этом  уровне наблюдается также изменение  масштабов изображения за счет  использования заданной тест-фигуры  в качестве какой-либо крупной  детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный  шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - зеркало  или шкаф, а корпус робота, кузов  грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей  изображения, геометрическая фигура  продолжает занимать в нем  центральное положение.

. В работах четвертого  уровня отмечается широко развернутая  предметная среда. Дети, превратив  тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые  элементы, организуя целостную композицию  согласно воображаемому сюжету.

. Для работ пятого уровня  характерно многократное использование  заданной фигуры при построении  единой смысловой композиции. Тест-фигуры  в таких композициях получают  известную маскировку за счет  уменьшения их масштабов, изменения  пространственного положения, усложнения  композиции. Возможность многократного  использования тест-фигуры, как внешнего  стимула при создании образа  воображения, свидетельствует о  пластичности воображения, более  высоком уровне сформированности  его операциональных компонентов.

. Качественное отличие  работ шестого уровня от предшествующих  заключается в характере использования  тест-фигуры, которая уже не выступает  как основная часть композиции, а включается в ее сложную  целостную структуру в качестве  мелкой второстепенной детали. Такой  способ изображения принято называть  «включением». На этом уровне  отмечается наибольшая свобода  использования внешних данных  лишь как «материала», толчка  к воображению и творчеству.

На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму - в 2 балла, третьему - в три балла и т.д. до шестого уровня. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком.

Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

) индивидуально по каждому  ребенку (выделяя оригинальность  созданных детьми изображений);

) по группе в целом, и это позволяет оценить не  только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной  работы в группе.

По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 1 и 2, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

 

Таблица 1 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)

№УчащиесяКоличественная продуктивность деятельностиГибкость использования идейОригинальность воображенияУровень сформированности творческого воображения (средний балл)1Варя С.24132Сережа Б.33333Андрей В.12224Жанна Л.33435Инна М.43126Андрей Р.32327Оксана П.33238Антон Я.11329Ира У.423210Юра Х.3423

Таблица 2 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)

№УчащиесяКоличественная продуктивность деятельностиГибкость использования идейОригинальность воображенияУровень сформированности творческого воображения (средний балл)1Света Е.22132Вера К.44133Антон Е.31124Андрей К.32225Ира Н.33336Вадик Ю.24337Рома А.14228Юля С.13229Валентин Т.332210Уля Ф.3122Анализируя показатели, представленные в таблицах 1 и 2 видим, что в основном это работы 3 и 2 группы. Творческое воображение у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах, развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, т.е. ни один из учащихся не относится к четвертому, пятому и шестому уровню, не были выявлены также работы и с очень низким (первым) уровнем развития воображения.

Представим результаты диагностики уровня творческого воображения учащихся на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Диагностика уровней творческого воображения ЭГ и КГ учащихся 4 «Б» класса

 

В табл. 3 отображены средние показатели, полученные в результате суммирования индивидуальных результатов всей группы: в контрольной и экспериментальной группах.

 

Таблица 3 - Общие результаты диагностики творческого воображения детей в целом по группе (%)

Способности Первый уровеньВторой уровеньТретий уровеньЧетвертый уровеньПятый уровеньШестой уровеньКоличественная продуктивность деятельности 20,0015,0050,0015,0000Гибкость использования идей 15,0025,0035,0025,0000Оригинальность воображения25,0040,0030,005,0000

Как видим, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (50 %). Количество детей, относящихся к первому уровню (20 %). Наименьшее количество детей относится ко второму и четвертому уровню (по 15 %).

По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (35%). Ко второму и четвертому уровню относится по 25% детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (15 %).

По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (40%). Количество детей, относящихся к первому уровню 25%). Чуть больше детей на третьем уровне (30%), а наименьшее количество детей относится к четвертому уровню - всего 5%.

Если представить полученные данные на гистограмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Общие результаты диагностики творческого воображения учащихся 4 «Б» класса

Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: воображение у младшего школьника носит подражательный характер. Ребёнок в своих вымыслах и играх старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что наблюдал. Поэтому воображение носит репродуктивный (воспроизводящий) характер. Для развития воображения учащихся необходим показ способов творческой деятельности.

Для этого мы проведем формирующий эксперимент.

 

2.2 Практические аспекты  опытно-экспериментальной работы  по формированию творческого  воображения младших школьников

 

Данный этап предлагаются учебные и творческие задачи и упражнения для формирования у детей творческого воображения. Цель формирующего эксперимента - развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. В течение четырёх месяцев (сентябрь-декабрь 2013 г.) с учащимися проводились художественно-творческие занятия. Детям предлагаются самые разнообразные темы, где они учились быть оригинальными в выборе сюжета, фантазировать. Конспект урока «Поиск соединения пятен разной величины и формы в силуэте выразительной фигуры» представлен в Приложении 1. Краткое содержание некоторых занятий с детьми, а также игровые моменты, которые в ходе занятий применялись для развития творческого воображения, представлены в Приложении 2. Таким образом, мы, в процессе формирования у детей воображения, помогали им свободно придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учили их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений, направлять своё воображение на поиск нового. На этом этапе мы стремились помочь ребёнку довести задуманное до конца. А также научить его не просто фантазировать, а реализовать свои замыслы, пусть в небольших, но в собственных рисунках, аппликациях, историях. Для этого мы включили в работу совместную деятельности всех ребят и учителя. Некоторые ребята сначала были нерешительными, бросали работу не доделывая или рисовали спонтанно, но в процессе занятий у детей начал накапливаться опыт в игре, рисовании, конструировании. Многие ребята уже самостоятельно находили сюжеты и темы для своих рисунков. Просматривая рисунки можно видеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания, если раньше почти все боялись фантазировать, рисовали первое, что придёт в голову, то после проведённой работы у многих обнаруживается творческий подход.

Информация о работе Экспериментальное исследование формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста