Анализ избирательных технологий и их места в политическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Понятие избирательных технологий и политического консультирования. К избирательным технологиям политического консультирования можно отнести совокупность приёмов и действий, повышающих эффективность действий политических субъектов (партий, лидеров и заинтересованных групп) в конкурентной среде.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……..……2
1. Теоритические часть
1.1 Избирательные технологии и их виды ……………………….……...…5
1.2 Понятие политическое консультирование ……………..…….…..…….6
1.3 Место избирательных технологий в политическом консультировании ………………………………………………………………………..
2. Анализ избирательных технологий и их места в политическом консультировании
2.1 Избирательные технологии политического консультирования………13
2.2 Политический маркетинг, психологические, методики политическая, реклама полевые технологии, стратегический менеджмент ………………16
3.Рекомендации по работе консультанта……………………………………26
Заключение…………………………………………………………………....32
Список литературы………………………………………………………..….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик готовый избер.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……..……2

1. Теоритические часть

1.1 Избирательные технологии и их виды ……………………….……...…5

1.2 Понятие политическое консультирование ……………..…….…..…….6

1.3 Место избирательных технологий в политическом консультировании ………………………………………………………………………..….….…7

2. Анализ избирательных технологий и их места в политическом консультировании.

2.1 Избирательным технологии политического консультирования………13

 

2.2 Политический маркетинг, психологические, методики политическая, реклама полевые технологии, стратегический менеджмент ………………16

3.Рекомендации по работе консультанта……………………………………26   

Заключение…………………………………………………………………....32

Список литературы………………………………………………………..….37 
 
 
 
 
 

                                         Введение 

      Политический мир конца XX века немыслим без демократии. Во всем  мире наиболее цивилизованной формой правления считают республику, ее особенностью является – формирование органов власти путем выборов. Современная Россия переживает трудное время становления демократии, идет ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого. При переходе от тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без крови и революционных потрясений. Один из таких институтов – выборы.

      Свободные выборы являются одним из важнейших  и неотемлемых условий демократии. В гражданском обществе выборы выполняют  следующие функции:

      репрезентация мнений и интересов различных  слоёв общества;

      способ  разрешения  конфликтов;

      рекрутирование  новой политической элиты;

      средство  мобилизации населения в поддержку  общественно значимых ценностей  и партийных программ.

      В декларации принятой Межпарламентским Союзом 26 марта 1994 года в Париже, говорится, "… демократия - подлинное, широкое  и мирное соревнование между индивидуумами и организованными группами за важнейшие позиции государственной власти посредством регулярных, свободных и справедливых выборов". Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и соответствующего развития и использования избирательных технологий. В западной политической науке чаще используют термин, «политический маркетинг» (от английского слова market - рынок), который обозначает разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача политического маркетинга заключается в том, чтобы наиболее выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар». Избирательные технологии являются своеобразным индикатором по которому можно судить об уровне развития избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий является актуальнейшей задачей в современной России, не зря при каждой администрации, начиная с президентской и кончая районной существует информационно – аналитический отдел, одной из приоритетных задач которого является изучение данной проблематики.

При всей важности и многочисленности выборов проходивших в нашей стране, на теоретическом уровне проблема избирательных технологий, и их месте в политическом консультировании до последнего времени практически не разрабатывалась. Материал общего характера мы можем найти в обобщающих работах по политологии. Существует единственная работа, посвященная проблематике– А. И. Ковлера «Избирательные технологии. Российский и зарубежный опыт» М., 1995., в ней поднимается широкий круг вопросов  относящихся к избирательным технологиям, она широко снабжена фактическим материалом. Так же в этой книге дается общий анализ зарубежных избирательных технологий и анализируется первый российский опыт.

      В описанной литературе под избирательной  технологией обычно понимают совокупность  методов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний. Технология избирательной кампании как междисциплинарная область знаний, находящаяся на стыке политологии, политики, истории политических учений, электорального права и социальной психологии, социологии, обязана своим появлением  на свет демократии и только начинает формировать терминологический аппарат, и определять предмет своего исследования. Слабо разработаны теоретические основы проблемы, большая часть литературы затрагивает только тот или иной узкий аспект избирательных технологий. В литературе освещаются не столько избирательные технологии, сколько механизм и результаты выборов. В большинстве работ отсутствует теоретическая база. Вне внимания исследователей остались такие вопросы как, вопросы стратегического планирования, разработки формализованных целей кампании и борьбы с возможными фальсификациями со стороны власти, особенности российских технологий избирательных кампаний, тенденции развития. Указанные недостатки вполне объяснимы, к изучению западного опыта выборов и избирательных технологий вообще российская наука только приступила.

      Целью данной работы является:

анализ избирательных  технологий и их места в политическом консультировании.

      В связи с этим перед ней стоят  следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие избирательных технологий и политического консультирования;
    2. Выявить особенности развития избирательных технологий .

В качестве источников использовались: газетные публикации посвященные данной теме, реклама  политических партий, блоков, объединений, движений, размещенная на страницах периодических изданий, статистические данные опубликованные по результатам выборов, статистические данные приведенные в книгах.  
 
 

  1. Теоритическая часть.
    1. Избирательные технологии и их виды.

      Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.  
        На избирательный процесс в современной России в значительной степени влияет технологизация методов подготовки организации и проведения выборных компаний, т.е. использование избирательных технологий в узком смысле этого слова.  
      Существует ли в политической науке и практике какая-либо типология избирательных технологий? Разделяемых позиций здесь пока не выработано, но интересные предложения уже высказаны. Так, в работе известных политологов В. Комаровского и М. Анохина избирательные технологии (по характеру своего воздействия на электорат) подразделяются на: 
    1  . “прозрачные” технологии, которые обращаются прежде всего к разуму человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов избирателей шире, чем у других кандитатов; 
   2. “манипуляторские” технологии –технологии внушения, использования таких состояний и эмоций человека, как неудовлетворённость, страх, зависть, нетерпимость и т.п. Питательной почвой для таких технологий является не-стабильность в стране, разорванность социальных связей, потеря идейных и нравственных ориентиров, низкий уровень политико-электоральной культуры граждан и т.д; 
   3. технологии дискредитации противника и полного одурачивания избирателей; 
     А также в последнее время стала применяться так называемая система выборов без выборов. Когда основному кандидату (в основном уже девствующему и находящемуся у власти) противостоит 1 или несколько “мало раскручиваемый” соперник.

    1. Понятие политическое консультирование.

     Политическое консультирование (политический консалтинг) — одна из сфер применения технологий по связям с общественностью, заключающаяся в "оказании профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определённых политических задач.

      В специальной литературе встречается большое количество определений политического консалтинга. Согласно А.П. Ситникову и Е.Г. Морозовой политический консалтинг - это "профессиональная деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий". Чаще всего политический консалтинг ассоциируется с профессиональными услугами в области предвыборных кампаний. Однако, существуют определения, связывающие политическое консультирование с обеспечением деятельности политических субъектов уже находящихся у власти. Так, например, Д. Ольшанский и В. Пеньков отождествляют политических консультантов с организаторами "паблик рилейшнз, специализирующихся на создании атмосферы доверия отдельных индивидов, социальных групп к органам государственной власти, местного самоуправления, а также к политическим партиям, политическим фракциям в представительных органах власти, общественно-политическим организациям и отдельным политикам".

       Политическое консультирование как вид деятельности, вероятно, появилось сразу же после появления политики и политиков. До появления профессиональных политических консультантов их называли советниками. Среди предшественников современных политических консультантов чаще всего упоминают советника Томаса Джефферсона - Джона Бекли, который в 1796 г.[1] во время президентских выборов распространил 30 тыс. бюллетеней и листовок среди 12 тыс. избирателей штата Пенсильвания.

        Первой консалтинговой фирмой следует считать калифорнийскую компанию супругов Клем Уайтекер и Леона Бакстер, которые с 1934 по 1958 гг. из 75 предвыборных кампаний выиграли 70.

    Считается, что Джозеф Наполитан был первым политическим консультантом, поскольку именно он в начале 60-х гг. двадцатого века ввел в широкий оборот сам термин.

1.3 Место избирательных технологий в политическом консультировании. 

      Хотя политический консалтинг возник около 70 лет назад, предметом пристального внимания политической науки этот феномен стал относительно недавно.

      За последнее десятилетие коренным образом изменился сам предмет исследования. Волна демократизации 1980-х годов придала актуальность электоральной проблематике и породила условия для создания национальных моделей политического консультирования почти в двух десятках стран Восточной Европы и Латинской Америки.[2] Среди всех новых демократий наибольшее влияние политический консалтинг приобрёл именно в России (См. Гончаров, 1999). На данном этапе российские политические консультанты активно участвуют в избирательных кампаниях за пределами России.

       Если, по утверждению Дана Ниммо, лишь в 60-е годы (то есть через 30 лет постепенного наращивания ресурсов) американский политический консалтинг достиг такой степени развития, при которой наиболее успешные консультанты из экспертов в области организации избирательных кампаний и политической коммуникации превратились в обладателей редкой технологии сочетания “рациональности, денег и таланта” (Nimmo, 1970: 41), то некоторые российские политические консультанты сменили амплуа экспертов на роль активных непосредственных участников политического процесса всего за несколько лет.

       В данном контексте полезно сравнить современное состояние американского и российского рынка политического консультирования. Необходимо учесть, что даже в США на сегодняшний день участие политических консультантов в электоральном процессе не приобрело тотального характера. По данным Медвика и Ленарта, в 1992 году около 40% кандидатов в Конгресс обходились в ходе избирательной кампании своими силами и не привлекали оплачиваемых специалистов (Medvic, Lenart, 1997) [3]. Конечно же, основная причина подобного воздержания заключалась в нехватке финансовых средств.

      Одной из важнейших тенденций американского политического консалтинга является дифференциация и специализация функций, выполняемых различными типами политических консультантов. Те же Медвик и Ленарт приводят свои оценки относительной востребованности на рынке различных специализаций в области политического консалтинга. По их данным, в США в 90-е годы наибольшим спросом пользовались так называемые поллстеры (социологи, специализирующиеся на опросах общественного мнения), а также медиа - консультанты (профессионалы в области связей со СМИ) и организаторы процесса фондрайзинга (обеспечивающие сбор средств в избирательные фонды партий и кандидатов).

Информация о работе Анализ избирательных технологий и их места в политическом консультировании