Введение в политологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:05, лекция

Краткое описание

Политика как предмет изучения. Структура и функции политики.
Предмет политологии: основные категории, понятия и функции.
Парадигмы и методы политологии.
Взаимосвязь политологии с другими гуманитарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 274.14 Кб (Скачать файл)

Другая часть ученых представителей консервативного направления (Хантингтон) считают, что главным источником модернизации выступает конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, то есть наличием необходимых структур и механизмов для артикуляции их интересов. Они считают, что в странах находящихся на переходном этапе развития граждане не подготовлены к правильному использованию институтов власти, а государство не в состоянии создать механизмы, способные конструктивно трансформировать энергию масс. Это приводит к дестабилизации режима. Этот путь обеспечивает политическую стабильность, но не исключает использование авторитарных режимов.

 

  1. Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации.

 

Условиями эффективности  политической модернизации выступают:

  • установление сильной исполнительной власти;
  • необходимый уровень социально-экономического развития;
  • последовательность осуществления преобразований;
  • установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики;
  • достижение определенного согласия между политическими силами;
  • демократические убеждения политических лидеров;
  • достижения в области культуры и образования;
  • развитие внешнеполитических связей.

В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:

  1. В экономике:
    • Утверждение в производстве индустриальных технологий.
  • Рыночные отношения
  • Использование науки
  • Создание развитого промышленного сектора
  • Формирование услуг
  1. В социальной сфере:
    • Преодоление элементов сословности в общественных отношениях
    • Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях
  1. В политике:
    • Развитие централизованных государств
    • Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов
    • Формирование конкурирующих элит
    • Вовлеченность граждан в политику
    • Становление правового государства  и гражданского общества
  1. В духовной сфере:
    • Развитие систем образования, науки, СМИ
    • Становление идейного многообразия (плюрализма)

 

 

 

Кризисы политического развития в  ходе модернизации:

  1. Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему.
  2. Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников.
  3. Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса.
  4. Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти.
  5. Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей.
  6. Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан.

Выводы:

  1. Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений.
  2. Модернизация не есть копирование западных политических ценностей.
  3. Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития.
  4. Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран.
  5. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И  ВЫБОРЫ

  1. Сущность и функции выборов  в политической системе общества. Избирательное право и его  принципы
  2. Понятие и типы избирательных систем
  3. Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
  4. Избирательная система РБ

 

      1. Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы

 

Выборы – важнейший компонент современной политики.

Выборы – способ существования демократии.

Выборы показывают уровень  политической культуры, степень организованности самого общества. Это связано с  тем, что у выборов и у выборной системы есть различные функции.

Функции выборов:

  • функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов определяют своих представителей в органах власти, наделяют их правом принимать решения)
  • функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах формируются основные требования конкретных групп населения)
  • функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям вынести свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменить состав органов власти, воздействовать на политический курс)
  • функция коммуникативности (выборы позволяют расширить коммуникацию между политическими субъектами, между гражданами и властью)
  • функция мобилизационная (победившая партия (группа) старается привлечь на свою сторону как можно больше граждан к реализации поставленных задач)
  • функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции, выполнение ею функции критики правительства и контроля его деятельности, разработка альтернативных власти проектов)

Все вышеназванные функции  выборы выполняют только в том  случае, если они организованы демократически.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти.

Принципы избирательного права:

  • всеобщность выборов (активное избирательное право имеют все граждане, достигшие определённого возраста)
  • свобода выборов (избиратель вправе лично решать, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать)
  • прямое голосование (избиратель непосредственно голосует за конкретного кандидата)
  • равенство выборов (избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, все кандидаты имеют равные возможности)
  • тайное голосование (голосование, которое исключает какой-либо контроль волеизъявления избирателя)

 

  1. Понятие и типы избирательных систем

 

Существует 3 типа избирательных систем:

      1. мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным считается  кандидат, набравший большинство голосов)

Два типа мажоритарных систем:

  • мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат должен получить 50% голосов +1 голос)
  • мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат должен набрать большее количество голосов, чем другие кандидаты)

Недостатки мажоритарной системы:

Она может искажать реальную картину предпочтений и волю избирателей. Возможная ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победы над партией, получившей в целом по стране большинство  голосов.

Достоинства мажоритарной системы:

  • сравнительная лёгкость формирования правительства и его стабильность и формирования парламента
  • формирование устойчивых связей между депутатами и избирателями
      1. пропорциональная система (голосование осуществляется по партийным спискам и распределение депутатских мандатов между партиями производится строго по числу голосов, поданных за партии)

Недостатки пропорциональной системы:

  • как правило, очень трудно, если нет устойчивого большинства, принять конкретные решения, поэтому при пропорциональной системе существует система блоков (система союзов)

Достоинства пропорциональной системы:

  • в парламенте (в правительстве) могут быть представлены интересы различных политических партий
      1. смешанная система (сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем: часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая – по пропорциональному представительству от партии)

 

  1. Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избир<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font

Информация о работе Введение в политологию