Другая часть ученых представителей консервативного
направления (Хантингтон) считают,
что главным источником модернизации
выступает конфликт между мобилизованностью
населения, его включенностью в политическую
жизнь и институционализацией, то есть
наличием необходимых структур и механизмов
для артикуляции их интересов. Они считают,
что в странах находящихся на переходном
этапе развития граждане не подготовлены
к правильному использованию институтов
власти, а государство не в состоянии создать
механизмы, способные конструктивно трансформировать
энергию масс. Это приводит к дестабилизации
режима. Этот путь обеспечивает политическую
стабильность, но не исключает использование
авторитарных режимов.
- Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации.
Условиями эффективности
политической модернизации выступают:
- установление сильной исполнительной
власти;
- необходимый уровень социально-экономического
развития;
- последовательность осуществления преобразований;
- установление одинаковых правил политической
игры для субъектов политики;
- достижение определенного согласия между
политическими силами;
- демократические убеждения политических
лидеров;
- достижения в области культуры и образования;
- развитие внешнеполитических связей.
В качестве результатов модернизации
любой страны предполагаются черты,
свойственные индустриальному (модернистскому)
обществу:
- В экономике:
- Утверждение в производстве индустриальных
технологий.
- Использование науки
- Создание развитого промышленного сектора
- Формирование услуг
- В социальной сфере:
- Преодоление элементов сословности в
общественных отношениях
- Расширение области целерациональных
отношений основанных на профессиональных
и рыночных критериях
- В политике:
- Развитие централизованных государств
- Создание разветвленной политической
системы со специализацией ее институтов
- Формирование конкурирующих элит
- Вовлеченность граждан в политику
- Становление правового государства
и гражданского общества
- В духовной сфере:
- Развитие систем образования, науки,
СМИ
- Становление идейного многообразия (плюрализма)
Кризисы политического развития в
ходе модернизации:
- Революционный кризис
представляет собой не способность правящей
элиты управлять прежними методами и нежелание
народных масс сохранять старую систему.
- Кризис революции
заключается в утрате новой политической
элитой поддержки со стороны основных
общественных групп. Это происходит в
ходе сужения социальной базы новой власти
в результате усиления репрессий в отношении
противников.
- Кризис распределения материальных и социальных благ
предполагает, что усиления экономического
и социального неравенства вызывает разочарование
населения и приводит к протестным настроениям.
Стратегией выхода может стать эффективная
система налогообложения, система социальной
и адресной помощи, поощрение бизнеса.
- Кризис участия
обусловлен ростом групп интересов соревнующихся
за доступ к рычагам власти.
- Кризис идентичности
связан с поиском новых духовных ориентиров
и крахом старых ценностей.
- Кризис легитимности
возникает в результате несовпадения
целей правящего режима и основной части
граждан.
Выводы:
- Модернизация означает процесс перехода
к современным демократическим обществам,
к новому качественному уровню политической
культуры и отношений.
- Модернизация не есть копирование западных
политических ценностей.
- Модернизация – это глобальный процесс
непрерывного движения обществ к новому
качеству политического бытия. Не существует
универсальных теоретических схем и моделей
модернизации, ее содержание, темпы и результаты
определяются традициями, менталитетом
и уровнем развития.
- Модернизация в каждой конкретной стране
есть длительный исторический этап последовательных
преобразований. Ее нельзя форсировать,
игнорируя национальную специфику и не
творчески применяя опыт других стран.
- Политическая модернизация далеко не
всегда приводит к утверждению демократических
норм и принципов власти.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И
ВЫБОРЫ
- Сущность и функции выборов
в политической системе общества.
Избирательное право и его
принципы
- Понятие и типы избирательных систем
- Этапы избирательного процесса. Механизм
организации и проведения избирательных
кампаний. Референдумы
- Избирательная система РБ
- Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы
Выборы – важнейший компонент современной
политики.
Выборы – способ существования
демократии.
Выборы показывают уровень
политической культуры, степень организованности
самого общества. Это связано с
тем, что у выборов и у выборной
системы есть различные функции.
Функции выборов:
- функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов
определяют своих представителей в органах
власти, наделяют их правом принимать
решения)
- функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах
формируются основные требования конкретных
групп населения)
- функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям
вынести свой вердикт о правительстве
и оппозиции, изменить состав органов
власти, воздействовать на политический
курс)
- функция коммуникативности (выборы позволяют расширить
коммуникацию между политическими субъектами,
между гражданами и властью)
- функция мобилизационная (победившая партия (группа)
старается привлечь на свою сторону как
можно больше граждан к реализации поставленных
задач)
- функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции,
выполнение ею функции критики правительства
и контроля его деятельности, разработка
альтернативных власти проектов)
Все вышеназванные функции
выборы выполняют только в том
случае, если они организованы демократически.
Избирательное право – совокупность
юридических норм, регулирующих участие
граждан в выборах представительных органов
власти.
Принципы избирательного права:
- всеобщность выборов (активное избирательное
право имеют все граждане, достигшие определённого
возраста)
- свобода выборов (избиратель вправе лично
решать, участвовать ли ему в выборах и
за кого голосовать)
- прямое голосование (избиратель непосредственно
голосует за конкретного кандидата)
- равенство выборов (избиратели участвуют
в выборах на равных основаниях, все кандидаты
имеют равные возможности)
- тайное голосование (голосование, которое
исключает какой-либо контроль волеизъявления
избирателя)
- Понятие и типы избирательных систем
Существует 3 типа избирательных систем:
- мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным
считается кандидат, набравший большинство
голосов)
Два типа мажоритарных систем:
- мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат
должен получить 50% голосов +1 голос)
- мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат
должен набрать большее количество голосов,
чем другие кандидаты)
Недостатки мажоритарной системы:
Она может искажать реальную
картину предпочтений и волю избирателей.
Возможная ситуация, когда партия,
пользующаяся меньшей поддержкой избирателей,
одерживает победы над партией, получившей
в целом по стране большинство
голосов.
Достоинства мажоритарной системы:
- сравнительная лёгкость формирования
правительства и его стабильность и формирования
парламента
- формирование устойчивых связей между
депутатами и избирателями
- пропорциональная система (голосование осуществляется
по партийным спискам и распределение
депутатских мандатов между партиями
производится строго по числу голосов,
поданных за партии)
Недостатки пропорциональной системы:
- как правило, очень трудно, если нет устойчивого
большинства, принять конкретные решения,
поэтому при пропорциональной системе
существует система блоков (система союзов)
Достоинства пропорциональной системы:
- в парламенте (в правительстве) могут
быть представлены интересы различных
политических партий
- смешанная система (сочетает элементы мажоритарной
и пропорциональной систем: часть депутатских
мест замещается по мажоритарному принципу,
другая – по пропорциональному представительству
от партии)
- Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избир<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font