Введение в политологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:05, лекция

Краткое описание

Политика как предмет изучения. Структура и функции политики.
Предмет политологии: основные категории, понятия и функции.
Парадигмы и методы политологии.
Взаимосвязь политологии с другими гуманитарными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 274.14 Кб (Скачать файл)

Отрицательные стороны демократии:

  • не является самой эффективной формой управления (господство дилетантов)
  • затягивается принятие решений  (дебаты, обсуждения)
  • увлекается демагогией (верит красивым словам, пустым обещаниям)
  • не любит людей выдающихся (стремится всех уравнять)
  • не всегда делает просвещённый выбор (большинство народа не может быть грамотно)
  • бывает тираничной (подавляет несогласных)

Основной принцип демократии: «Разрешено всё, что не запрещено законом».

 

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

        1. Понятие и сущность государства. Причины  и факторы его возникновения.
        2. Признаки, функции и структура государства как основного элемента политической системы
        3. Типы государства и формы государственного правления и государственного устройства.
        4. Правовое, социальное государство и гражданское общество.

 

  1. Понятие и сущность государства. Причины и факторы его возникновения.

 

В широком смысле слова государство понимается как общность людей, которая организуема органами высшей власти и проживающая на определенной территории.

В узком смысле слова государство – организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Государство появилось на определенном этапе в результате разложения родоплеменного строя, обособления от общества его вождей и их приближенных. У них сосредотачивается власть  и управленческие функции.

Факторы, способствующие формированию государства:

  • Общественное разделение труда, выделение управленческих функций.
  • Формирование и развитие частной собственности, разделение общества на классы, связано с появлением аппарата насилия.
  • Необходимость защиты территории данного народа от угроз извне.
  • Демографический рост численности населения, переход к оседлому образу жизни, необходимость регуляции семейных, родовых и хозяйственных отношений.
  • Общественно-природный характер самого человека, стремившегося выработать определенные нормы проживания с другими людьми.
  • Психологический фактор (страх людей перед агрессией со стороны других людей, а с другой стороны – это разум людей, кот привел к соглашению между ними о создании государства).
  • Географическое положение государства.
  • Климатические условия.
  • Плодородные земли.

 

  1. Признаки, функции и структура государства как основного элемента политической системы

 

Признаки государства:

  • Суверенитет – верховенство власти на определенной территории.
  • Публичная власть, появление слоя управленцев-профессионалов.
  • Территория (власть должна распространяться на определенной территории).
  • Наличие права (государство должно основываться на определенных законов).
  • Монополия на издание законов, взимания налогов и применения силы.
  • Система органов управления.

 

Функции государства:

  • Внутренние
    • Охрана общественного порядка
    • Разработка стратегии политического и экономического развития
    • Регулирование хозяйственной деятельности
    • Социальная (социальная защита населения, образование и т.д.)
    • Защита прав и свобод граждан
    • Идеологическая (культурно-воспитательная). Каждое государство имеет свою государственную идеологию.
  • Внешние
    • Поддержание отношений с другими странами
    • Внешнеэкономические
    • Военная
    • Участие в решении глобальных проблем человечества, международное разделение труда

Ни одно современное государство  не может существовать без представительских  законодательных учреждений, исполнительских  администраций и судопроизводства.

 

  1. Типы государства и формы государственного правления и государственного устройства.

 

Существует разная классификация  типов государства. Как правило, выделяют два этапа в развитии государства:

    1. Традиционное государство строится на основе традиций, обычаев, опыта.
    2. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования.

Марксистская классификация государств исходит из пяти социально-экономических  формаций:

  1. Рабовладельческое государство обеспечивало права рабовладельцев.
  2. Феодальное государство характеризуется неограниченной властью феодала. Как правило, крестьяне не являются гражданами такого государства, но крестьяне являются собственниками орудий труда, земля принадлежит феодалам.
  3. Буржуазное государство возникает, как правило, на основе индустриального общества, на индустриальной стадии. Предприниматели обладают всеми правами, а рабочие не обладают никакими правами.
  4. Социалистическое государство.
  5. Демократическое государство, которое включает в себя характерные черты буржуазного и социалистического государства. Гарантируются права собственности и, прежде всего, права человека.

Переходное государство совмещает в себе черты социального и демократического.

 

Формы государственного правления:

  1. Монархия (власть одного)
      • Абсолютная
      • Конституционная
      • Дуалистическая
      • Парламентская
  1. Республика переводится как «общественное дело». Должностные лица сменяемы.
    • Президентская
    • Парламентская
    • Смешанная

Монархия – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека (монарха).

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единовластным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной, судебной сферах. В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается (кроме Саудовской Аравии и т.п.).

Особенностью конституционной монархии является ограничение власти парламентом. В парламентской монархии власть монарха не распространяется на законодательную власть и значительно ограничена на исполнительную власть (Великобритания, Швеция, Дания, Япония). Дуалистическая монархия – у монарха есть определенны функции по изданию указов, контролю исполнительной власти.

Республика – представители органов власти сменяемы и зависят от воли избирателей.

Президентская республика характеризуется значительной властью президента, президент является и главой государства, и главой исполнительной властью. Он выбирается не зависимо от парламента, либо прямым голосованием, либо коллегией выборочно. Президент сам формирует правительство, является главой этого правительства, правительство ответственно перед президентом (классический пример США).

Смешанная (полупрезидентская) республика. Избиратели выбирают и президента, и парламент. Правительство подотчетно президенту и парламенту. (Франция, Австрия, Финляндия).

Парламентская республика. Все основные функции у парламента. Парламент выполняет законодательную функцию, формирует правительство, оно ему подотчетно. Как правило, парламент выбирает президента. (Италия, ФРГ, Израиль).

Формы государственного устройства:

      1. Унитарное государство – единое простое государство, которое состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета.
      2. Федеративное государство – государство, состоящее из субъектов федерации (штатов, республики и др.), которые обладают определенными признаками суверенитета.
      3. Конфедерация – союз независимых государств, образующийся для решения определенных военных, политических, экономических и других задач.

 

Характерные черты унитарного государства:

  • единая система высших органов власти;
  • единое гражданство.

Признаки федерации:

  • наличие двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией;
  • конституционное распределение исполнительной и законодательной политики, центра и субъектов федерации;
  • обеспечение представительства региональных интересов;
  • верховенство федеральной конституции;
  • наличие органов и структур межправительственного сотрудничества

Конфедерация – это союз независимых государств (ЕС).

 

  1. Правовое, социальное государство и гражданское общество.

 

Правовое государство характеризуется  следующими чертами:

  1. верховенство права и закона (равенство всех граждан перед законом)
  2. гарантия прав и свобод граждан
  3. равенство всех субъектов правоотношений
  4. взаимную ответственность граждан и государства
  5. судебную и иную защиту прав личности (презумпция невиновности: никто не должен обвинять человека, пока это не доказал суд)
  6. разделение и баланс властей (соблюдается чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную)
  7. установление пределов компетенции властей (власть не имеет право вмешиваться в частную жизнь граждан и т.д.)
  8. политический плюрализм (политическая множественность в идеологиях, мнениях, исповеданиях религии и т.д.)
  9. конституционный надзор (конституционный суд должен устанавливать, соответствует ли принимаемый закон конституции или нет)
  10. широкое местное самоуправление (в РБ самоуправление представлено Советами депутатов. Это те органы, которые избираются гражданами)

 

Социальное государство – государство, которые стремится к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей.

Принципы социального  государства:

  • движение к утверждению в обществе социальной справедливости
  • повышение регулирующей роли государства
  • сохранение мира и согласия
  • формирование благоприятной для человека жизненной среды
  • социальная защищённость граждан

Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства институтов и учреждений и отношений, которые существуют в этом обществе, которые призваны обеспечивать интересы отдельных индивидов. Это общество, где законы не имею насилия над гражданами, власть над народом связана с деятельностью неправительственных организаций.

Гражданское общество:

  • основание гражданского общества (совокупность свободных отношений людей, развивающихся без вмешательства и контроля государства)
  • регулирование (правовые и моральные нормы, убеждения, традиции)
  • содержание (сфера социальной и частной жизни людей)
  • средства реализации (деятельность неправительственных организаций и СМИ)

 

 

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ЕГО  ПОЛНОМОЧИЯ. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА

    1. Глава государства
    2. Законодательная власть. Парламент и его структура. Принятие законов
    3. Исполнительная власть. Понятие состав и структура правительства
    4. Местная власть. Местное самоуправление и управление
    5. Судебная власть. Место и роль судебной системы в государственном механизме

 

  1. Глава государства

 

Всякое государство нуждается  в определённом единоначалии. В любой  стране (государстве) есть человек, который  олицетворяет государство, является символом его единства. Могут быть разные люди по должностям, которые представляют главу государства, всё зависит  от полномочий.

Функции главы государства:

  • глава государства олицетворяет представительную власть.
  • главный дипломат
  • его полномочия, которые определило государство
  • координатор действий законодательной и исполнительной власти
  • является главнокомандующим армией
  • отвечает за обороноспособность страны и курирует все силовые структуры

В 18 в. на смену монархии пришло новое лицо под названием президент (от лат. «сидящий впереди») в каких-то функциях был ещё в Древнем Риме, когда в чрезвычайно избирался предводитель народа. Впервые пост президента был учреждён американской конституцией в 1887 г. По конституции первым президентом США стал Джордж Вашингтон. Пост президента был введён в различных государствах, при этом полномочия президента в разных странах строились по-разному. Пост президента был достаточно весомым, обладал широкими полномочиями. В парламентской республике президент выполнял и выполняет лишь представительские функции. Пост президентства по Конституции был введён в 1994 г. и первым президентом был избран А.Г.Лукашенко. По конституции, которая была принята в 1994 г. и затем были введены дополнения и изменения на референдуме 1996 г., президент обладает большими полномочиями:

Информация о работе Введение в политологию