Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:05, лекция
Политика как предмет изучения. Структура и функции политики.
Предмет политологии: основные категории, понятия и функции.
Парадигмы и методы политологии.
Взаимосвязь политологии с другими гуманитарными науками.
Аврелий Августин (4–5 в.) говорил о борьбе града божьего (священники) с градом земным (светское государство). Он был уверен, что град божий победит град земной. Уже просматривается мысль церкви над всем духовным миром.
Фома Аквинский (13 в.) пытался обосновать, что верховная власть – это власть божья и она вправе распоряжаться духовной жизнью, идеологией, политикой. Он был глубоко убеждён, что папе как главе католической церкви, должны подчиняться все светские государи. Он попытался научно обосновать существование Бога. Он пытался отделить науку от церкви, но тем не менее говорил об определяющей роли церкви в науке. Он признавал, что происходящие природные явления можно объяснить и научными знаниями, но высшие истины могут быть постигнуты верой, откровением.
В средневековье обнаружился церковный диктат и в политической жизни. В античный период, и даже в период средневековья были заложены основы политического знания, основы государственного устройства.
Следующий этап – это политически идеи эпохи Возрождения и Нового Времени.
1) Эпоха возрождения (развитие гуманистических начал политической теории, анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, поиск путей достижения социальной справедливости).
Главное достижение Николо Макиавелли заключается в том, что теологическому значению государства он противопоставил концепцию светского государства. Он убедительно доказал, что политику определяет не Бог, а сама человеческая практика, человеческая психология. В основе политической деятельности лежат не какие-то божественные устремления, а реальные интересы людей, корысть, стремление к обогащению. Поэтому Макиавелли выдвинул принцип политического реализма, который означает подчинение политических действий практическим интересам. Лучшей формой государственного устройства он считал республику, но говорил, что республика – это удел будущего, а на самом деле главная форма – это всё-таки монархия. Поэтому он предлагал создать крупное итальянское государство, которое послужило бы оплотом против иноземного вторжения. Он осуждал князей, которые обманом и силой отнимают у народа свободу. Но в то же время он говорил, что если какой-то князь или человек завоевал власть, то он должен эту власть удерживать. Он считал, что только сильные правители могут создать крупное независимое государство. Но он прекрасно понимал, на чём должна держать власть на этих крупных сильных правителях. Во-первых, эта власть должна держать на любви народа к этому правителю, поэтому надо использовать различные средства для этого, а во-вторых, эта власть должна удерживать на страхе народа перед этим правителем.
Идеи национального
2) С буржуазных революций началась эпоха Нового Времени. Томас Гоббс (17 в.) занимался исследованием воздействия государств. Государства он сравнивал с чудовищами. Которые пожирают своих детей. Он рассматривал государство, как человеческой проявление, а не божественное. Выступая против негативных проявлений, связанных с деятельностью государства, он считал, что всё-таки бóльшим злом является государство.
3) След. этап – Эпоха Просвещения (формируется либеральная идеология, происходит обоснование в необходимости разделения властей, вера в силу знаний как двигатель общественного прогресса.).
Представители: Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Кант.
Джон Локк (17 в.) – идея разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этой же мысли придерживался французский философ Шарль Монтескье. Он доказывал, что политическая свобода может быть достигнута только при независимом существовании законодательной, исполнительной и судебной властей. Тесно с этими идеями свободы возникли идеи просвещённой монархии, основоположником которых стал французский философ Вольтер. Политический идеал просвещённой монархии он видел не только в образованности самого монарха, но и в просвещении подданных монарха. Вольтер, Робескьер, Жан Жак Руссо обосновали идею народовластия и демократии, заложили основы либеральной идеологии. Жан Жак Руссо считал, что никакой парламент не может представлять народ, всё равно там люди могут быть не очень деятельны и не очень справедливы. Он считал, что каждый закон должен быть принят самим народом. Он выдвинул идею договорного государства, т.е. именно на основе договора между обществом и государством (правителем).
Заметное место среди политических мыслителей принадлежит Иммануилу Канту. Краеугольным принципом его теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью, и не может быть орудием осуществления каких-либо целей. Этот нравственный по своей сути закон он называл категорическим императивом. И именно этим нравственным законом, что человек – это высшая ценность, должны руководствоваться все люди. Кант мечтал о вечном мире между народами. И он видел установление этого мира путём создания федерации равноправных самостоятельных государств. Эти идеи способствовали формированию идеологии либерализма (от лат. libera - свобода).
Американские мыслители Бенджам
- люди они от рождения свободны, независимы, обладают собственными правами
- право народа на
- право народа менять своё правительство
- разделение властей
- свобода частной собственности и свобода предпринимательства
Идеи консерватизма (от лат. conservo - сохранение) связаны, прежде всего, с охранением феодального порядка, феодальной иерархии, традиций, религиозных порядков (верность религии, семье и т.д.). Эти взгляды нашли отражение в трудах Эдмунда Берка и известного французского деятеля Шато Бриани.
Следующее направление в периоде Нового Времени – утопический социализм. Сам термин «утопический социализм» означал, что это всеобщее равенство. Но впервые этот термин употребил французский мыслитель Лерру, и он означал общественную собственность, равенство всех. По началу, это политическое направление приобрело утопические формы.
Представители: Томас Мор, Кампанелла.
Томас Мор в своей книге «Утопия» описал государство, где отсутствует частная собственность, общественная собственность является главенствующей, правители выбираются народом.
Труд писателя Кампанелла «Город солнца» (все равны, отсутствует частная собственность, там три сопровителя – мощь, мудрость и любовь. Именно они предполагают всеобщее равенство).
Социалисты-утописты считали, что богатые люди должны поделиться с бедными, и тогда наступит непосредственно всеобщее равенство и всеобщее благовенство.
Дальнейшее развитие социалистических идей связано с деят-стью Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Утопическому социализму они противопоставили свой марксистский социализм. Они доказывали, что черты социализма коренятся в старом буржуазном обществе. Они считали, что существует основное противоречие капитализму между общественным характером производства (производство становится всё более общественным), а способ распределения материальных благ становится частными.
Маркс и Энгельс раскрыли механизм эксплуатации человека человеком, когда одна часть населения присваивает труд другой части населения. И они пришли к выводу, что это противоречие может быть разрешено только социалистической революцией и установлением диктатуры предприятия, когда все средства производства должны быть обобществлены.
Отрицательные моменты марксизма:
Этапы развития:
1) Период Киевской Руси (введение и утверждение православного нравоучения в качестве государственной идеологии, поиски путей укрепления княжеской власти, русского государства как равноправного среди других государства).
Представители: Митрополит Илларион, Владимир Мономах, автор «Слова о полку Игореве»
2) Период образования и укрепления централизованного Московского государства (обсуждение перспектив Русского государства и его роли среди мировых держав, укрепление самодержавной власти, формирование концепции «Москва Третий Рим» и особой миссии России).
Представители: Филофей, Иван Грозный, Нил Сорский, Андрей Курбский, Иосиф Волоцкий.
3) Период укрепления самодержавия (формирование идеологии просвещённой монархии, теории «официальной народности», дискуссия между «западниками» и «славянофилами», зарождение критики самодержавия и крепостничества).
Представители: Феофан, Посошков, Татищев, Уваров, Радищев, Грановский, Аксаков.
4) Период разложения феодально-самодержавного строя (разработка и попытка реализации консервативных и либеральных проектов развития России, поиск альтернатив развития страны, формирование народнического, социал-демократического и радикально-марксистского (большевистского) идейно-политических течений).
Представители: Белинский, Герцен, Бакунин, Чичерин, Плеханов, Ленин и др.
В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации – в зависимости от того, в чьем составе находилась наша страна. Однако это сочетание влияний лишь обогатило белорусскую политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Ефросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям. В XIV–XVI веках Беларусь имела, по сути, свою государственность в составе ВКЛ. В XVI веке появляются правовые политические акты на старобелорусском языке – Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), ограничивающие власть монарха Господарской Радой и Великим Вольным Сеймом. В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), Микола Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега.
Политические
взгляды Скорины были направлены
на утверждение в народе почитания
законов, а в государстве –
правосудия и справедливости. Но и
сам закон должен базироваться на
морали и справедливости. Скорина
демократично считает и простых
людей полноправными
Сымон Будный (1503–1593), автор трудов «Катехизис» и «О светской власти», критиковал гуманистов-радикалов, но и сам может считаться умеренным гуманистом. Он жил в эпоху кризиса идей Возрождения, был свидетелем религиозных войн. Он был сторонником частной собственности, феодализма, осуждал восстания, но призывал и феодалов к человеческому отношению к подданным. Он осуждал некоторых гуманистов за идеи ликвидации государственной власти и ее институтов, за идеи отказа богатых от имущества в пользу бедных. Будный сформулировал основные причины необходимости власти: установление порядка, охрана интересов личности и государства; определил обязанности управляющих и управляемых. Он раньше Гоббса поставил вопрос о принуждении бездельников к общественно полезному труду, и выступал за гарантии собственности для всех граждан.
Андрей Волан (1530–1610) – автор 26 сочинений на латинском, французском, немецком и польском языках, дипломат и государственный деятель – основательно разработал концепцию правового общества и правового государства. Понимал свободу как важнейший фактор мира и могущества государства, безопасности граждан и неприкосновенности их собственности. Но человеку вредит неправильное понимание и пользование свободой, и тогда она превращается в неволю. Свобода утверждается лишь когда человек действует разумно и в соответствии с законом. Волан определял социально-правовой статус населения Речи Посполитой (основное сословие – шляхта, затем – мещане, затем – крестьяне). Волан был сторонником социального неравенства, но юридического равенства. Он был сторонником теории естественного права и общественного договора.
Другие крупные политические мыслители той эпохи внесли серьезный вклад в развитие политических идей Беларуси. Лев Сапега (1557–1633), канцлер, гетман, воевода, был автором и редактором Великого Статута Литовского 1588 года, где гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности. Первый ректор Виленской Академии Петр Скарга выступал против идей гуманизма и Возрождения, был сторонником идей Фомы Аквинского о подчинении светской власти церкви, критиковал шляхту за тягу к вольности и поддержку идей Реформации. Брестский судья Казимир Лыщинский, казненный за атеизм в 1689 г., высказывался за крепкое государство с просвещенным монархом, где просвещение искоренит все беды.
Слияние Беларуси с Польшей в XVII–XVIII вв. привело в упадок белорусскую политическую мысль. Крупной фигурой можно назвать Симеона Полоцкого, воспитателя царевичей в Москве, боровшегося за вхождение белорусских земель в состав России.
После разделов
Речи Посполитой Беларусь вошла в состав
Российской империи. Белорусская политическая
мысль вошла в орбиту российских общественных
идей, но продолжала нести на себе польское
влияние. Политические идеи высказывались
вXIX веке в связи, в основном, с подготовкой
и ходом восстаний 1830–31 и 1863–64 гг. Можно
упомянуть такие фигуры, как Франц Савич и Кастусь (Константин Викентий)
Калиновский, выступавшие за восстание,
создание свободных республик, уничтожение
всяческого угнетения и т.д. В 70–80-е гг. XIX в.
в Беларуси приобрели влияние идеи народничества.
А к началу ХХ в. здесь уже имел место широкий
спектр идеологических доктрин и политических
решений: либеральное, социал-демократическое,
большевистское, анархистское, сионистское, консервативное,