3) по характеру
политических процессов:
- ангажированные (санкционированные
официальными властями) (наблюдается явное
преобладание продиктованных властями
конкретных форм политических отношений,
совершенно чётко просматриваются централизованные
методы принятия решений.
Пример:
митинги на Манежной площади во время
выборов в России.
- неангажированные (не связанные с разрешениями
властей) (свободное участие граждан в
отношении с институтами власти. Это оппозиционные
силы, несолгасные с властью. Пытающиейся
предоставить альетрнативу существующей
власти)
Пример: митинги на болотной
площади за свободные и честные
выборы в попытке оказать давление
на власть, в попытке изменить политическую
ситуацию.
4) по степени
публичности:
- открытые (открытое и демократическое
выявление интересов граждан. Они очень
часто переплетаются со скрытыми процессами)
- скрытые (закулисные действия
определённых структур, в т.ч. теневых,
подготовка в тайне каких-то политических
решений)
Структура политического процесса:
- субъекты политики (те, на кого направлены
политический действия и процессы)
- объекты политики
- исполнители
- ресурсы
- средства и методы политической деятельности
Организация политического
процесса начинается с замысла, идеи,
концепции и разработки плана. Субъекты
должны выработать цель. Обосновать пути
её достижения. В соответствии с
целью начинаются задачи, выбираются
средства, определяются ресурсы, методы,
исполнители, темпы и сроки исполнения.
Так формируется политический процесс
и формируется влияние на политическую
систему. Несогласованность политических
действий может разрушить сам
политический процесс и привести
к непредвиденным результатам. Исход
политического процесса зависит
от целого ряда внутренних и внешних
факторов.
Любой политический процесс включает
в себя 3 режима его протекания:
- режим функционирования (фиксирует определённую
степень напряжения между политическими
субъектами. Типичная степень напряжения
– отношения между властью и оппозицией.
Сейчас в РБ режим напряжения это функционирования.
При режиме функционирования состояние
политической системы не выходит за рамки
сложившихся взаимоотношений граждан
и политической власти. В этом режиме отражаются
обычные рутинные отношения между властью
и оппозицией, властью и партиями, властью
и населений и т.д. Власти в этом режиме
функционирования в большей степени придерживаются
традиционных способов взаимоотношений)
- режим развития (структуры и механизмы
власти выводят политику государства
на уровень, который позволяет адекватно
отвечать на новые требования граждан.
Режим развития – это испытания для власти,
он касается и действия оппозиционных
сил, они могут мобилизовывать свои силы,
привлекать на свою сторону сторонников,
добиваться каких-то важных временных
успехов)
- режим распада/упадка политических ценностей (принимаемые властями
решения по выполнению не реализуются,
сами власти теряют легитимное доверие
масс. Распад структур управления носит
необратимый характер)
Пример: судьба большинства
бывших стран социализма, особенно
в европейском регионе, где правящие
партии так и не нашли, так и
не определили мер, чтобы адекватно
отреагировать на поставленные требования,
в результате режима распада/упадка
поменялась политическая власть.
Категория политический процесс
отражает динамику политического развития,
позволяет выявить механизмы
взаимодействия его участников и
эта категория позволяет спрогнозировать
возможные последствия решений.
Чтобы понять место и уровень
политических процессов в целом,
необходимо понять такие понятия
как политическое участие, политическая деятельность
и политическое действие.
Политическое участие – совокупность
различных способов практической активности
граждан в сфере политики.
Политическое участие отражается
в двух формах:
- прямое (непосредственное политическое участие) (принимается на собраниях
небольших политических общин. Собравшиеся
люди непосредственно принимают решение
большинством голосов)
- представительское (опосредованное) (народ выбирает своих
представителей для осуществления политической
власти. Оно даёт больше возможностей
для искажения воли масс, т.к. избранные
представители от народа могут лишь использовать
полученные голоса для занимания определённых
должностей, и очень часто используется
процесс манипулирования массами. Поэтому
избранные представители могут преследовать
собственные цели, не заботясь об интересах
народа. К тому же избиратели могут терять
контроль над своими избранниками)
- Политическое участие, деятельность: цели, мотивация, критерии
Формы политического участия:
- активные:
- прямое и косвенное реагирование на импульсы,
исходящие от политической системы
- участие в избирательных кампаниях
- участие в деятельности политических
партий и других общественных объединений
- выполнение политических функций в рамках
государственных и других политических
институтов
- участие в митингах и демонстрациях
- участие в протестных акциях
Формы политических
протестов:
- конвенциальные (разрешённые властями)
- неконвенциальные (незаконные, неразрешённые
властями, запрещённые властями демонстрации
и шествия, деятельность официально незарегистрированных
организаций и партий, проявление политического
терроризма)
- пассивные:
- обычный интерес к политике, но без участия
в конкретных действиях
- неучастие в избирательных кампаниях
- безразличие к деятельности политических
партий и других общественных объединений
- равнодушие к проведению митингов и демонстраций
- политический бойкот как выражение враждебности
к политической системе и проводимой политике
Близким к термину политической
участие является термину политическая деятельность.
Политическая деятельность –
систематическое сознательное вмешательство
в политику, попытка что-то изменить своими
действиями, своим воздействием положения
в политической системе.
К субъектам политической
деятельности относят всех политических
субъектов. В политическую деятельность
могут быть вовлечены и большие массы
людей.
Основной объект политической
деятельности – существующее социальное
и политической устройство.
Главным побудительным мотивом
в целом в политической деятельности
являются жизненные интересы и потребности
людей.
Мотивы политической деятельности
и классификация интересов:
- по их носителям:
- интересы общества
- интересы социальных общностей
- интересы отдельных коллективов
- интересы малых групп
- интересы отдельных индивидов
- по сферам общественной жизни:
- экономические
- политические
- социальные
- духовно-культурные
- по времени проявления и ожидания:
- постоянные
- текущие
- перспективные
Другие мотивы:
- влияние знаний
- влияние социальных норм и существенных
ценностей
- влияние субъективных эмоционально-психологических
переживаний
- влияние политических мифов
Политическое действие – совокупность
деятельностей различных политических
субъектов.
Виды политические действия:
- позитивные (заключаются в том, чтобы
что-то сделать для политической цели)
- негативные (заключаются в том, чтобы
сделать что-то, чтобы этому воспрепятствовать.
Они могут иметь соответствующие последствия)
- рациональные (субъект имеет чёткое
представление о целях и задачах, и владеет
методами достижения этих целей)
- иррациональные (действия, при которых
отсутствует определённая логика, цели
задачи, а сами участники этого действия
не знают, чего хотят)
Типы политических действий
зависят от типа и масштаба общественных
преобразований.
Существуют различные виды политических
действий:
- революция (коренное изменение
власти, коренное преобразование политической
системы, коренное преобразование общества)
- реформа (преобразование, которое
не меняет сущности строя и сущности власти,
но призваны что-то усилить, что-то изменить
и т.д.)
- политической (государственный) переворот (изменение власти, но
в рамках существующего строя, изменение
власти внутри одного и того же класса
или социальной группы)
- демонстрации, забастовки, митинги
- выборы, референдумы, переговоры
- популизм (специфический тип политического
действия. Это деятельность, имеющая целью
обеспечить популярность в массах ценой
зачастую необоснованных обещаний)
Критерий политической деятельности
заключается в её результатах.
Результат политической деятельности –
закрепление или изменение существующих
отношений. Политическая деятельность
определяет динамику и направленность
политических процессов
- Фазы политического процесса: формирование политических проблем, принятие политических решений и механизмы их реализации
Любой политический процессов можно
разделить на 5 фаз:
- формирование политических приоритетов
- выдвижение политических приоритетов
после рассмотрения альтернативных проектов
- принятие политических решений и их легитимация
- приведение в действие механизма реализации
принятых решений
- оценка результатов реализации принятых
решений
Методы принятия решений:
- рационально-универсальный метод
- метод ветвей (когда проблема существует,
нужно решать её по частям, частичными
решениями, направленными на часть ситуации,
а не решение всей проблемы в целом)
- смешанный метод (комбинирование 1-го
и 2-го метода)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
- Понятие политическая элита. Предпосылки
ее возникновения и функции.
- Классические и современные концепции
элиты. Типы политических элит.
- Политическое лидерство и его типология.
- Понятие политическая элита. Предпосылки ее возникновения и функции.
Управление обществом
находится в руках организованного
меньшинства. Это организованное меньшинство
очень часто отождествляется
с понятием элита. В демократических
обществах эта политическая элита может
прийти к власти только путем выборов.
Только в демократическом обществе есть
возможности проконтролировать деятельность
этой элиты. Поэтому в политологии утвердился
термин элита. Впервые этот термин сформулировал
итальянский политолог Бельфредо Парето,
этим занимались и другие исследователи
Гаэтано Моска, Роберто Мигельс и др.
Политическая элита – это организованное
меньшинство, контролирующая группа, которая
является частью определенного класса
или социального слоя и которая обладает
реальной властью, возможностью воздействовать
на все без исключения функции данного
общества.
Предпосылки возникновения элиты:
- Функционирование самой системы власти
предполагает существование особого слоя
политических лидеров и руководителей
(управленцев), которые занимают ключевые
места в этих центрах власти.
- В реальной политической практики сохраняется
высокая степень отчужденности масс от
процессов управления обществом.
- Сама технология властвования предполагает
быстрое принятие конкретных решений.
Это предполагает и участие в принятии
этих решений узкого круга специалистов.
- Выработка многих политических решений
требует специальных профессиональных
знаний, что также ограничивает общественный
контроль за властью именно со стороны
масс.
Авторитетность элиты – важнейшее
условие ее пребывания у власти.
Для политической элиты характерны
и определенные функции:
- Выражение и защита совокупного интереса
слоя или класса, представителем которого
она является.
- Выработка и реализация государственной
политики на основе учета всех социальных
интересов, защита общенационального
интереса.
- Мотивация своей деятельности заботой
об общем благе.
- Достижение консенсуса (согласия) на
основе понимания общих ценностей и принципов
функционирования данной политической
системы.
Политическая элита ставит,
прежде всего, общенародные интересы.
- Классические и современные концепции элиты. Типы политических элит.
Первым обратил внимание
на это организованное меньшинство Моска.
Он утверждал, что во всех обществах существует
два класса: правящий класс и класс меньшинства.
Класс меньшинства всегда
глобализирует власть и этой властью наслаждается.
Если происходит изменение власти, то
она переходит от меньшинства к меньшинству.
Достоинства меньшинства
заключаются в том, насколько
это меньшинство может принять
в свои ряды представителей из большинства.
Моска полагал, что меньшинство
всегда лучше организовано, поэтому оно
обладает и возможностями управлять этим
большинством. Моска утверждал, что реальной
предпосылкой для вхождения в элиту может
стать: богатство, знатность происхождения,
хорошее качественное образование. Моска
выделял в политическом классе многочисленный
слой высшего начальства и более многочисленный
слой начальства среднего звена. Высшее
начальство и начальники среднего звена
постоянно нуждаются в обновлении.
Три способа формирования высшего
начальства:
- наследование
- выбор
- кооптация (своего рода выбор)
При доминировании критерия
наследования политический класс становится
закрытым, а общество впадает в
застой, стагнацию. При демократическом
способе выбора политический класс становится
открытым, увеличивается опасность кризиса
и общественной политической нестабильности.
Поэтому выборы в условиях демократии
Моска трактовал как путь к обновлению
элиты, а как форму контроля масс над руководителем.
Специальные знания и подлинная
научная культура становится политической
силой только на высокой стадии цивилизации.
Здесь доминирующим критерием становится
способность управлять и знание
собственного народа, знание менталитета
данного народа.