- является главой государства
- координирует действия законодательной,
исполнительной и судебной властей
- осуществляет представительские функции
9руководит внешней и внутренней политикой
и т.д.)
- ему принадлежит право утверждать законы,
которые приняты Парламентом РБ
- имеет право принимать декреты именно
как временные законы
- ему принадлежит право с согласия нижней
палаты Парламента назначать премьер-министра
- ему принадлежит право формирования
правительства и изменения его структуры,
назначения и освобождения от занимаемых
должностей министров и заместителей
министров.
Президента назначают
посредством выборов. В ряде государств
президент избирается прямым голосованием,
в некоторых государствах президента
выбирают выборщики (коллегия выборщиков),
в некоторых странах президента избирает
парламент. Избрание президента народом
осуществляется в президентской республике.
В США президента избирают 538 выборщиков
по штатам. (сначала выбирают выборщиков,
а они уже выбирают президента). В США президент
является не только главой государства,
но и главой правительства. Срок пребывания
на посту президента бывает разных (Франция
– 7 лет, Россия – 6 лет, РБ – 5, Швейцария
– 1 год и избирается Парламентом).
- Законодательная власть. Парламент и его структура. Принятие законов
Парламент (от франц. парле – говорить) – место,
где разговаривают. В 1215 г. английский
король подписал великую хартию вольности,
где содержалось положение о выборном
представительном органе, но первый парламент
в Англии собрался только спустя 50 лет
– в 1265 г.
Парламент сразу начал осуществлять
две функции:
- представительную (члены парламента представляют
интересы определённой части населения)
- законодательную (принятие законов)
Парламент делится по структуре
на:
- однопалатный (избирается населением.
Парламент принимает решения
- двухпалатный (зародился в Англии.
Он состоял и состоит из двух палат:
- палат Общин (нижняя палата)
- палата Лордов (верхняя палата). Она гарантировала
от поспешных решений нижней палаты, ограничивала
аристократию от неожиданностей.
Структура парламента:
- руководство парламента (спикер, заместители,
секретарь)
- комиссии (комитеты парламента,
которые создаются по различным вопросам
деятельности):
- постоянные (по конкретным вопросам)
- временные (по решению неотложных и чрезвычайных
задач)
- партийные фракции (при наличии определённого
минимума партийного представительства)
Есть разные модели парламента:
- модель, характерная для парламентских
республик (правительство ответственно
перед парламентом и парламент может принять
вотум недоверия правительства, после
чего правительство должно будет уйти
в отставку)
- модель, характерная для стран с президентской
формой правления (парламент не обладает
правом вотума недоверия правительству,
но имеет право вынести импичмент президенту
(недоверие или несогласие с президентом))
- модель, характерная для стран, где есть
смешанная форма правления, которая сочетает
элемента правления парламентской и президентской
республики. Парламент, с одной стороны,
наделён правом вынесения вотума недоверия
правительству, но и у президента есть
важные полномочия, которые связанные
с деятельностью парламента, т.е. президент
имеет право распустить парламент (Франция)
- модель, по которой парламент играет
чисто декоративную роль (Китай, Вьетнам,
Куба, Северная Корея)
Порядок формирования парламента:
- однопалатный (парламент избирается
населением)
- двухпалатный (одна палата избирается
населением, а вторая может избираться
конкретными представителями). Но есть
такие процедуры, когда и нижняя, и верхняя
палата формируются путём выборов.
- парламент формируется путём назначения
- парламент формируется по наследственному принципу (палата Лордов в Англии)
В США сосуществует две палаты:
- палата представителей
- сенат
Вместе они составляют Конгресс США. Функции двух палат
фактически равны. Могут быть начаты обсуждения
каких-то законопроектов в верхней палате,
не дожидаясь решения нижней палаты. Но
в обсуждение любой резолюции или закона
обязательно и в сенате, и в палате представителей.
Палата представителей рассматривает
внутренние вопросы, вопросы внутренней
политики, вопросы финансовой системы
США, а сенату США принадлежит
приоритет в обсуждении международных
дел.
Полномочия парламента:
- представительские (выражение интереса
граждан)
- формирование исполнительной власти и других гос. структур
- законодательство (разработка и принятие
законов)
- финансовые (принятие государственного
бюджета)
- внешнеполитические (ратификация международных
договоров, межпарламентские связи)
Парламент РБ называется Национальным
собранием, который состоит из двух
палат:
- палаты представителей (рассматривает
и принимает законы)
- совет республики (представлены представители
регионов, одинаковое количество от областей
и г. Минска и 8 членов совета республики
имеет право назначать президента)
Общее собрание комиссии называется
сессией.
В РБ она проходит:
- весенняя сессия (со 2 апреля
до конца июня)
- осенняя сессия (с 2 октября
до 24 декабря)
Есть 4 стадии законодательного процесса:
- законодательная инициатива
- обсуждение законопроекта (как правило,
в каждой комиссии любой законопроект
должен обсуждаться в комиссии и на сессии)
- принятие законопроекта (в 1-м или 2-м чтении,
или сразу в двух чтениях)
- промульгация (опубликование) закона
(закон принимается с момента подписи
президента или чётко говорится, с какого
времени входит в силу тот или иной закон)
- Исполнительная власть. Понятие состав и структура правительства
Исполнительная власть осуществляется
правительством, который является высшим
органом исполнительной власти. В разных
странах она имеет разное название: совет
министров (или кабинет министров).
В состав правительства входят:
- министры
- министры без портфеля
(особые функции или решение
особых задач)
- должности статс-секратерей
Полномочия правительства:
- разработка программ экономического
и социального развития
- внешнеполитические функции (ведение
международных переговоров, заключение
договоров)
- право законодательной инициативы, подготовка
проекта бюджета, а после утверждения
его парламентом – обеспечение исполнения
- оперативное руководство хозяйственными
отраслями, наукой, культурой, образованием,
всей социальной сферой страны
Виды правительства:
- партийные (формируются различными
партиями)
- однопартийные
- многопартийные
- беспартийные
- правительства большинства (те правительства, которые
опираются на поддержку определённых
партийных фракций)
- правительство меньшинства (имеют временный характер,
когда сознательно ведущие партии уступают
сознательно своё лидерство из тактических
соображений)
- правительства национального единства (или национального согласия),
которые создаются в кризисные времена
Есть два способа формирования
правительства:
- парламентский (победившая партия формирует
правительство)
- внепарламентский (существует в тех странах,
где право формирования правительства
принадлежит президенту)
В РБ премьер-министр назначается
по предложению президента и с
согласия нижней палаты представителей.
Но президент имеет право назначать
министров без согласия палаты представительства.
Вотум доверия, как правило, выносится
только что сформированному правительству
и в конкретных ситуациях (принятие программ).
Вотум недоверия, как правило, выносится в определённых
кризисных ситуациях и вынесение вотума
недоверия правительству влечёт за собой
его отставку.
Главой правительства
является премьер-министр. В состав
правительства входят министры, министры
без портфеля. Министры возглавляют
соответствующие министерства и
ведомства.
Правительство РБ – это орган исполнительной
власти, руководит деятельностью органов
государственного управления, местными
исполнительными органами, разрабатывает
бюджет, обеспечивает проведение единой
экономической и финансовой политики,
занимается организацией управлений государственной
собственности, разрабатывает проекты
программ социально-экономического развития,
осуществляет оперативное руководство,
осуществляет меры по укреплению и осуществлению
обороноспособности страны и реализации
внешней политики.
Уровень исполнительной власти
отражает уровень государства.
Премьер-министром РБ является
Михаил Владимирович Мясникович.
- Местная власть. Местное самоуправление и управление
Местная власть означает, что
включает местные органы управления
и местные органы самоуправления.
Руководители назначаются
центральными органами власти, президент
даёт согласии на назначение руководителя
администрации или исполкома.
Местные органы самоуправления,
как правило, избираются населением
региона, района, штата. У местных
органов управления и самоуправления,
но которые касаются именно местных
регионов.
Полномочия местных
органов управления и самоуправления:
- финансово-экономическая деятельность
(принятие местного бюджета, участие в
экологических и социальных проектах,
сбор местных налогов)
- коммунальное обслуживание, благоустройство,
охрана окружающей среды, развитие транспортно-дорожной
системы
- социальная сфера (помощь пенсионерам,
развитие местной системы здравоохранения,
образования и культуры)
- охрана общественного порядка
Бюджетом (источником
доходов) местных органов власти
являются:
- муниципальные (местные) налоги:
- муниципальный подоходный налог
- налог со стоимости земли
- налог с доходов компании
- налог с собственности (налог, которые
платят домовладельцы, владельцы хозяйственных
сооружений)
- налог с продаж (есть в ряде стран) – от
5 до 7%
- Но нигде нет налога с продуктов, и, прежде
всего, с продажи хлеба.
- государственные субсидии (выплаты из общегосударственного
бюджета):
- общие субсидии (выплачиваются регулярно)
- целевые субсидии (выплачиваются регулярно,
но на конкретные цели: образование, культура
и т.д.)
- специальные дотации для отдельных муниципалитетов
и городов
- выдача разрешений на торговлю, на зрелищные мероприятия и на строительство
- потребительские платежи:
- платежи за воду
- платежи за вывоз и уничтожение мусора
Центральная власть всегда стремится
контролировать действие местных органов
и влиять на муниципальные органы.
- Судебная власть. Место и роль судебной системы в государственном механизме
Функции судебной власти:
- наказание (кара) за нарушение государственных
предписаний
- рассмотрение споров и конфликтов между
государством и гражданином, между государственными
структурами, а также между гражданами.
Принципы судоустройства и судопроизводства:
- независимость суда, обеспечиваемая
рядом гарантий (суд подчиняется закону)
- профессионализм судей (судьёй должен
быть человек со специальным образованием)
- коллегиальность при рассмотрении большинства
дел
- равноправие сторон в процессе и состязательность
при рассмотрении дел (прежде всего, это
презумпция невиновности и право каждого
обвиняемого на защиту)
- гласность при рассмотрении большинства
дел
- право на обжалование судебного решения
(кассация, апелляция)
Кассация – жалоба, которая подаётся
в суд второй инстанции с целью проверить
рассмотрение дело с точки зрения процедуры.
Если суд рассмотрит кассационную жалобу,
то отправит дело на повторное рассмотрение.