Имидж политического лидера в избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Для российской аудитории, которой свойственна персонификация власти, характерен приоритет личности лидера. Исследования показывают, что если о личных и деловых качествах кандидатов знают приблизительно 60% избирателей, то их программы известны не более чем 35%.
Повышенное внимание к имиджу кандидатов в ущерб собственно политическим дискуссиям стало характернейшей чертой современного электорального процесса.

Содержание

1. Введение
2. Секреты создания политического имиджа
3. Процессуальная составляющая имиджа
4. Полиграфический портрет лидера
5. Политик на экране
6. Образ лидера в печати
7. Методы изучения имиджа и его коррекция
8. Заключение
9. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИМИДЖ ПОЛИТИКА.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Канули в лету монументальные скульптуры властителей и льстивые живописные портреты монархов. Сегодняшние политики предстают перед народом в материалах печатной рекламы преимущественно на фотографиях. «С точки зрения рекламы, фотография, благодаря своей документальности, уверяет оценивающих ее в достоверности изображения» [15, ñ. 9].

Портрет крупного плана, например, фиксирует особенности формы лица, передает его выражение, мимику, улыбку. Снимок среднего плана выделяет позу и жест, движение фигуры; общий план показывает человека в окружающей его обстановке. Планы выбираются также в зависимости от того, какую цель преследует снимок: показать человека статичным или в действии, одного или в окружении людей.

Следует отметить, что в большинстве своем претенденты на Думские кресла (кампания 1993 года) представали в рекламных материалах в лучшем случае по пояс и на фоне белой стены ателье. «В результате анализа рекламных портретов сложилось впечатление, что политические менеджеры не утруждают себя, за исключением кампаний президентского уровня, обращением к специалистам в области фотопортретирования» [12, ñ. 31]. Еще одна причина своеобразной обделенности наших политиков в фотопередаче их облика может крыться и в том, что выбор, например, позы, даже для специалистов, трудная задача: «Не все умеют находить непринужденное, живое положение фигуры. Поэтому часто предпочитают компромисс – портрет среднего плана заменяют менее сложным» [15, ñ. 18].

Элементы изобразительного ряда в политическом портрете не ограничиваются только фотоматериалами. Образ кандидата может получить и графическое воплощение, но этот прием чаще используется в контррекламе в виде шаржа или карикатуры.

Политические символы и эмблемы. Являясь также элементами изобразительного блока, выполняют вспомогательные, в формировании образа лидера, задачи: репрезентируют политическую ориентацию или партийную принадлежность.

Изображение в политическом портрете способствует созданию благо­приятного образа самого сообщения — посредством цветового и компо­зиционного решений, шрифта, полиграфического исполнения. Основ­ные требования к художественному решению сообщения, предъявляемые специалистами в области психологии рекламы: сбалансированность ком­понентов, использование контраста, пропорциональность. Даже для по­литического портрета, например, большой объем нежелателен, он труден для восприятия. Значение имеют размер шрифтов текстов и заголовков, их соотношение и т.д. «От шрифтового набора и его компоновки зависит общее впечатление о рекламном сообщении, а эта первая реакция чита­теля— важнейший элемент спланированного общения» [12, ñ. 49].

Вербальный блок в исследуемом жанре включает все, что касается личности кандидата (характер, биографию, профессию, отношение к политическим и общественным организациям), все, что касается его программы (направления, цели), слоган и призыв.

Слоган занимает центральное место в любом рекламном произведении. Политический портрет— не исключение из этого правила.

Слоган, в ряде случаев его также называют лозунгом или девизом, — это афористичное воплощение идеи рекламной кампании: ее основная мысль, выраженная в краткой, лаконичной форме и рассчитанная на íåîäíократное ïîâòîðåíèå в различных средствах, используемых в кам­пании.

Призыв представляет собой образование менее сложное, чем слоган. Политичес­кие менеджеры отмечают, что призыв к действию или голосованию за того или иного кандидата может выражаться различными видами его отношений с избирателями:

1. Отношения делегирования власти (голосуй за меня, и я добьюсь для тебя улучшения жизни).

2. Отношения повышения ответственности (без тебя я ничего не смогу, ты нам нужен).

3. Отношения участия (с твоей помощью мы сделаем нужное дело, в противном случае восторжествуют наши противники).

4. Отношения обольщения (посмотри, насколько я лучше других) [2, ñ. 52].

Одна из ожидаемых характеристик лидера - способность вызывать доверие. Позволяет обеспечивать доверие на­рода к руководителям, во-первых, незаурядность личных качеств, âî-вторых, профессионализм, компетентность, деловитость.

Философы утверждают, что качества личности можно определить, ответив на следующие вопросы: чего хочет личность (направленность, установки, тенденции, интересы и идеалы), что может личность (способности, дарования), что есть личность (особенности, благодаря которым реализуются возможности, т.е. характер), что должна личность (от­ношение к необходимости, к требованиям общества, окружающим).

Ответы на все эти вопросы должны содержаться в двух оставшихся составляющих политического портрета. Назовем их условно личностная и программная, учитывая при этом, что программа и личность претендента взаимосвязаны.

Наиболее простым путем вербального построения образа политика можно назвать прямое перечисление его достоинств. Этот прием удо­бен еще и тем, что набор личностных черт лидера совпадает с набором предпочтительных черт личности вообще. Но не убедителен, по­скольку ничем не подтверждается.

Более авторитетно выглядят свидетельства других людей в пользу личных качеств кандидата, особенно если эти люди хорошо его знают. Ими могут быть члены группы поддержки, коллеги.

Нельзя не сказать о том, что особую весомость и характеру и про­грамме кандидата придает включение в текст политического портрета цитат из выступлений самих деятелей или личное обращение их к из­бирателям. Товар, буквально говорящий сам за себя — одна из черт, присущих политической рекламе.

Íàäî îòìåòèòü, ÷òî â ситуации избирательной кам­пании политический портрет, как структурный элемент рекламы, спо­собен стать эффективным средством воздействия на избирателей и побуждения отдать голос за рекламируемого политика только при ус­ловии включенности в общую рекламную стратегию, учитывающую все слагаемые политического выбора.

Политический портрет в содержательном плане представляет собой комплекс сведений о лидере, условно разделенный на личностный и программный блоки. Личностный блок содержит информацию о внешнем облике кандидата, профессиональных качествах, образовательном уровне, значимых фрагментах биографии, общественной и професси­ональной деятельности, достижениях. Программный блок — предла­гает концентрат политической платформы и краткое изложение идей лидера. Эта информация передается как вербальными, так и изобра­зительными средствами.

Основным инструментом воздействия рекламного портрета на изби­рателя является имидж его героя. «С точки зрения имиджа, политический портрет, с одной стороны, является концентрированным печатным его воплощением, с другой — равноправным участником процесса формирования целостного образа в системе массовой коммуникации» [2, ñ. 55].

 

5. Политик на экране

 

Имидж политика, являясь производной от многих составляющих его личности: стиля поведения, черт характера, поступков, профессиональ­ных качеств, создается не только в процессе усилий специалистов — имиджмейкеров, рекламистов и пиэрменов. На восприятие лидера так­же влияют журналистские материалы в СМИ, кино- и фотопродукция, мемуарная и художественно-документальная литература, выступления самих политиков перед массовой аудиторией (на митингах, в радиоэфире или на телеэкране, в том числе во время трансляций важнейших собы­тий в жизни страны и т.д.). Это влияние не ограничивается ситуацией предвыборной кампании. Различные типы информационной продук­ции, прямо или косвенно, положительно или отрицательно «работаю­щие» на имидж, пребывающие в сложной связи между собой, наиболее интенсивно наполняя информационные потоки в преддверии выборов и будучи наиболее замечаемы именно в этот временной отрезок, продолжают характеризовать общественный облик политика и в период его пребывания во властных структурах.

Наиболее широкое пространство для реализации идей, касающих­ся формирования имиджа лидеров предоставляют, бесспорно, средства массовой информации. Самым эффективным из них многие специа­листы называют телевидение.

Возможность проекции имиджа на практически каждого потенци­ального участника голосования, показ аудитории «живого товара» ли­цом дает экрану существенные, по сравнению с другими способами пе­редачи информации, преимущества, но и таит в себе определенную опасность. «Технические средства телевидения, позволяющие корректировать облик лидера с тем, чтобы сделать его возможно более позитивным, вы­сокая степень достоверности телеинформации, создающая иллюзию сопричастия, атмосфера интимности, окружающая общение политиков со зрителями — факторы, способные придать телевизионному обраще­нию гораздо более глубокую, чем радио или пресса, эмоциональную окрашенность, столь важную для планируемого восприятия имиджа» [9, с. 57]. Но то же телевидение беспощадно обнажит любое выпадение героя из рамок заданного образа, любые ошибки создателей этого образа, любое противоречие тщательно, казалось бы, продуманной кампании.

Предоставляя политику максимально широкую аудиторию, те­левидение, вместе с тем, приводит его к необходимости общения с очень неоднородной публикой. Не случайно, одной из первостепен­ных задач для кандидата, появляющегося на экране, социопсихологи считают преодоление антипатии (если она существует) и уси­ление симпатии зрителей [10, с.42].

Определяющую роль в восприятии любого появления лидера на пуб­лике принадлежит его облику. Российский специалист по имиджу, Р. Газенко, занимавшийся обликом лидеров политических партий во вре­мя выборов в декабре 1993 года, считает телевидение наиболее важной сферой для демонстрации политиками своего «я».

От 60 до 80% информации мы передаем друг другу в процессе обще­ния невербальными средствами. Визуальное обращение кандидата (тип лица, дородность, манера держать себя, осанка, костюм) предве­щают его первые слова.

Основу визуального имиджа политика, согласно исследованиям Рамье и Ролоту, со­ставляют его природные данные. Однако, создание образа представляет собой не столько описание, сколько приведение реальных фи­зических черт в соответствие существующей системе социальной ко­дификации, определение возможно более позитивных или негативных элементов, на которых преимущественно будет строиться имидж. Например, в европейской системе ценностей удлиненное лицо оце­нивается более позитивно, чем широкое.

Первый контакт с собеседником (условно будем таковым считать и телезрителей, ведь так или иначе они являются «соучастниками» об­щения) устанавливается с помощью взгляда. Взгляд расчленяется на несколько характерных элементов. Составляющим взгляда являются, например, скорость и частота мигания. От них зависит, в частности, интенсивность или пассивность взгляда (слишком высокая частота моргания век, с одной стороны, например, создает впечатление чело­века прячущего глаза, а с другой — позволяет обладателю подобной черты скрыть в определенные моменты колебания воли, смятение, ра­стерянность; редкие моргания, напротив, говорят о рассеянности, заторможенности, что переносится на качества характера).

В отличие от других средств массовой информации телевидение спо­собно передать физическое движение. В большинстве случаев выступа­ющие находятся в сидячем положении, поэтому наиболее работающи­ми элементами невербальной коммуникации становятся мимика и же­стикуляция. Что касается мимики, то, с точки зрения позитивности имиджа, улыбка предпочтительнее, чем гримаса. Не случайно общепри­нято любое обращение, в том числе и к телеаудитории, начинать с улыбки.

С жестикуляцией дело обстоит гораздо сложнее. Появляясь на эк­ране рядом с лицом, руки, представляющие практически единствен­ную возможность физической мобильности, внезапно приобретают большую, чем лицо, значимость. По направленности жесты дифферен­цируются на обращенные к аудитории и направленные на себя. Благоприятнее воспринимаются последние. «Жесты, направленные на аудиторию, имеют по природе сильную окраску агрессивности и используются в минорном ключе» [1, с. 9].

К невербальным формам коммуникации относятся также одежда, ак­сессуары и оформление интерьера, в котором находится выступающий. Форма мужчины-политика в XX веке достаточно ординарна — произош­ло окончательное и повсеместное распространение строгого костюма. Три его составные части, три кита, на которых зиждется облик государствен­ного деятеля — это собственно костюм, белая рубашка и галстук.

Одежда, как правило, является прежде всего знаком принадлежности к определенному социальному слою. Для политического лидера важно, чтобы как можно большее число избирателей идентифицировало его как равного себе.

Телевидение обладает уникальной возможностью моделировать об­лик кандидатов согласно политико-рекламному проекту посредством конструктивной или корректирующей съемки. С помощью определенных приемов съемки можно выразить отно­шения кандидата к зрителям и присутствующим в студии, задать необ­ходимый тон восприятию поведения политического лидера лицом к лицу с другими. Приемы, которыми пользуются режиссеры, просты и классичны, но эта простота, в принципе понятная и узнаваемая зрителями, оптимально служит имиджу кандидатов [8, с. 12].

В выступлении кандидатов, помимо содержательного аспекта, от­ражающего их идеи и воззрения, воспринимаемые рационально, не­малое, если не первостепенное значение, имеет форма и эмоциональ­ная окрашенность речи. Влияние произнесенного слова в большей сте­пени зависит от силы убеждения, чем от силы развернутых идей. Убеж­дение же зависит от многих факторов.

«Действительность речи — это, прежде всего звучание и цвет голоса, которые мы несправедливо считаем только деталью или случайностью» [2, с. 64].

Телевидение, наряду с радио, способно передать вокальные харак­теристики речи: тембр голоса, его мелодику, силу и полноту звука. Не меньшее значение имеет культура речи: произношение, манера гово­рить, дикция, грамотность.

Информация о работе Имидж политического лидера в избирательной кампании