Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа
Для российской аудитории, которой свойственна персонификация власти, характерен приоритет личности лидера. Исследования показывают, что если о личных и деловых качествах кандидатов знают приблизительно 60% избирателей, то их программы известны не более чем 35%.
Повышенное внимание к имиджу кандидатов в ущерб собственно политическим дискуссиям стало характернейшей чертой современного электорального процесса.
1. Введение
2. Секреты создания политического имиджа
3. Процессуальная составляющая имиджа
4. Полиграфический портрет лидера
5. Политик на экране
6. Образ лидера в печати
7. Методы изучения имиджа и его коррекция
8. Заключение
9. Список литературы
С точки зрения организации материала, политические выступления не выдерживают основных требований, предъявляемых к рекламной продукции — лаконичности и простоты сообщения. Не все телезрители способны воспринимать шквал информации, обрушивающейся на них во время этих передач. На Западе советники по вопросам коммуникации рекомендуют своим патронам прибегать к выступлениям на телевидении только в гомеопатических дозах в целях избежания риска быстрого насыщения.
Восприятие речей лидеров с экрана также осложнено невозможностью использовать богатый и эффектный видеоряд. Восполнить эти недостатки призваны другие жанры политической телерекламы: спот, клип и видеофильм.
Спот или ролик, как его чаще называют, представляет собой наиболее короткое рекламное произведение и обладает важным преимуществом — в силу малой временной протяженности он легче и чаще может быть внедрен в сетку вещания. Однако используется политиками достаточно редко, далеко не каждый может себе позволить заказать видеоролик. Роль этого жанра в формировании имиджа политика или партии не столь велика, как других, так как за короткое время можно обыграть не более одной или двух граней образа. Но спот способен создать мощный настрой для его восприятия.
Видеофильм способен вместить еще более объемную и разноплановую информацию о лидере, чем слот или клип, богаче поданную, чем это возможно в рамках выступления или дебатов.
Ролик, клип и фильм являются уже устоявшимися рекламными жанрами. Однако представление политиков облекается не только в эти формы, постоянно продолжается поиск новых. И, если западная политическая реклама уже заполнила все возможные ниши, то становление отечественной преподносит нам новые и новые сюрпризы.
Надо заметить, что рекламные передачи избегают прямого эфира, как правило, тщательно режиссируются. И делается это не только для того, чтобы смягчить характерные негативные проявления качеств кандидатов, но и чтобы избежать обидных случайностей: «... неестественное в поведении человека перед камерой, адаптация его к ситуации, резкий жест или нелепая гримаса в прямой передаче могут предстать «визитной карточкой» человека, представляемого многомиллионной аудитории» [2, с.70].
Можно сказать, что журналистские материалы выполняют по отношению к рекламному имиджу контрольную, в какой-то мере, функцию. Однако этим их влияние на формирование имиджа не ограничивается. Телепублицистика в период затишья выборных баталий берет на себя, пожалуй, основной груз по созданию политических королей. Диапазон вариантов участия лидеров в телепрограммах чрезвычайно широк. Знаменитостей от политики приглашают в свои программы ведущие тележурналисты, используют их в качестве экспертов — так или иначе, лидеры фигурируют в каждом выпуске новостей.
Профессиональный интервьюер способен обнажить непроявленные или желаемые быть скрытыми нюансы в личности политика, повлиять на развитие позитивных характеристик образа, развенчать его имидж или позволить восстановить, если это потребуется, в общественном мнении свое доброе имя, либо смягчить негативное к себе отношение. Тот или иной тон задающего вопросы, сквозящее в них отношение к собеседнику, особенно когда ведущий достаточно популярный и пользующийся авторитетом у зрителей человек, может послужить рекламой или контррекламой для приглашенного.
Любое появление на экране — шанс для политика закрепить в массовом сознании свой публичный образ. Однако, этот образ не результат только одного впечатления о личности как таковой. Зрителю проще получить готовые оценки, чем ломать голову над различными проявлениями сущности тех, кто управляет государством, и эту возможность предоставляют информационно-аналитические программы. Комментатор, оценивая политические события, поведение тех или иных представителей власти, принятие каких-либо решений — тем самым предлагая свое, считающееся авторитетным, видение образа — дополняет портрет вербально оформленными штрихами. Особого внимания в этом плане заслуживают «Итоги» Е. Киселева и «Подробности» Н. Сванидзе.
Иными красками расцвечивается образ политического лидера, когда он появляется на экране в неофициальной ситуации.
Особый род политической информации составляют прямые трансляции с заседаний высших органов власти. Правда, в последнее время эта практика изжила себя.
6. Образ лидера в печати.
Предпочтение, отдаваемое теоретиками и практиками политического менеджмента при выборе проводников созданных имиджей телевидению, радио и печатным формам рекламы, тем не менее, не умаляет значительной роли, которую играет в формировании и закреплении этих имиджей периодическая печать. И, хотя наибольшее влияние на выбор оказывает телевидение и непосредственные встречи с кандидатами, пресса более успешно доводит до избирателей некоторые блоки информации о политиках.
Влияние прессы на публичный образ не ограничивается рамками рекламных материалов (объявлений, размещенных на страницах газет и журналов, политических портретов в газетном варианте, мини-плакатов и др.). Рекламная информация дополняется, корректируется, изменяется и даже опровергается соседствующими с ней журналистскими текстами самого разного направления и жанрового характера.
Статичность газетного листа, фиксированность печатного текста дают возможность подробнее ознакомиться с предлагаемыми фактами. В качестве факта выступает как прямое словесное и визуальное выражение характеристик лидера, так и опосредованное, выраженное в констатации определенных поведенческих реакций в различных ситуациях и т.д. Фиксированность текста позволяет прочнее закрепиться этой информации в сознании реципиента (при условии достаточной притягательности сообщения) и возвратиться к ней в случае необходимости.
Но эти же фиксированность и статичность подвергают выстроенный образ основательной проверке на прочность событийной информацией, аналитическими материалами, газетными выступлениями политиков. С другой стороны, имидж, преподносимый лидером и его помощниками по рекламе со страниц периодической печати, легче контролировать, удерживать в заданных рамках, чем, например, телевизионный (меньше шансов, скажем, «пропустить» опасную, с точки зрения соответствия образу, фразу в интервью).
Отдельного внимания заслуживают рекламные фотографии в прессе. Общие требования к ним соответствуют требованиям к рекламному изображению вообще. Возможность ознакомления с ними многомиллионной аудитории многократно усиливает эффект их воздействия. Различные визуальные фрагменты способны вкупе создать вполне законченный образ кандидата.
Не менее чем портрет, популярны среди форм газетной политической рекламы непосредственные обращения политиков как разновидность предвыборных речей, и рекламный вариант портретного интервью.
Помимо чисто рекламных материалов, периодическая печать, особенно во время выборов, представляет и тексты т.н. смешанного типа, созданные авторами издания, рекламодателем не оплаченные (во всяком случае, публично это не акцентируется), но рекламные по сути.
Особый интерес представляют публикации, посвященные проблемам имиджа как таковым и образа политиков в частности. Определение лишний раз сути имиджа, повторение основных его составляющих дополнительно работает на процесс его внедрения в массовое сознание. Вот как, например, трактует образ того же Ельцина журналист Ю. Богомолов: «Ельцин имеет в своем имидже то, чем не может похвастаться ни один из действующих ныне политиков — драму отверженности, комплекс гадкого утенка» [2, с. 76].
Политические портреты в публицистике и рекламе имеют очень много общего. Биографическое начало, обязательный комплекс сведений о политических взглядах героя, документальность, образность, схематический характер отображения прообраза, элемент прогноза, оценочность, присущие публицистическому портрету, свойственны и портрету рекламному.
Другой жанр, особенно активно использующийся в период избирательной кампании — интервью, в самых разных его модификациях. Этот жанр вызывает интерес возможностью не только осветить «актуальное событие, сопряженное с высказыванием о нем так или иначе причастного к этому событию лица», выяснить мнение политика по социально значимым вопросам, но и проникнуть во внутренний мир человека, выявить составляющие его индивидуальности, раскрывающиеся в процессе общения. Наиболее любопытны с точки зрения влияния на имидж интервью-портрет и интервью-зарисовка.
Средствами интервью-портрета можно не только развить и дополнить грани работающего имиджа, наиболее актуальные, с точки зрения издания аспекты программ, но и раскрыть новые, обратить внимание на приближенные ко времени беседы события, в силу присущей печати беспрерывности информационного процесса.
Существенное влияние на имидж лидеров оказывают памфлет и фельетон, благодаря особой эффективности обличения, характерного для первого и сатиры — для второго.
Влияние публицистических материалов на рекламный образ, как мы могли увидеть, разнопланово и всеобъемлюще. С одной стороны, различные ответвления СМИ позволяют заполнить пустоты рекламного
имиджа, получить близкое к адекватному впечатление о человеке. С другой - публицистика выявляет степень соответствия рекламного образа реальному лицу, позволяет организаторам рекламной кампании отслеживать восприятие имиджа в ходе кампании и вносить необходимые коррективы.
Во всяком случае, взаимодействие и взаимопроникновение различных типов информации о политике, дополнение ими друг друга дает возможность создать полный, относительно достоверный, достаточно устойчивый и многогранный его образ. Фигурировать в умах избирателей и влиять на их решения будет именно этот, комплексный образ, созданный системой массовой коммуникации.
7. Методы изучения имиджа и его коррекция.
В публикациях по имиджу приводятся перечни разного рода качеств, которые могут оказать существенную помощь в работе над имиджем политического лидера. Потемкина О.Ф. предлагает методику работы, которую целесообразно применять в несколько этапов, выверяя список качеств и корректируя имидж кандидата.
Основные этапы работы:
I этап. Этот этап связан с индивидуальной работой политического лидера. Необходимо внимательно прочитать нижеприведенный список качеств, относящихся к имиджу, и оценить особенности проявления этих качеств, т.е. оценить себя по пятибалльной системе по соответствующим качествам. Кроме этого, нужно выделить те качества, которые сам политик считает важными для себя.
II этап. На этом этапе работают эксперты, хорошо знающие политического лидера. Они оценивают особенности проявления качеств также по пятибалльной системе и выделяют наиболее важные качества.
III этап. На этом этапе следует попросить группу избирателей, которые впервые увидели кандидата во время его выступления, произвести соответствующие оценки по качествам.
IV этап. Сопоставить полученные оценки качеств имиджа, выполненные различными группами экспертов и кандидатом, обсудить результаты. Далее следует выделить те качества, которые отнесены к значимым и имеют низкую оценку. Именно на эти качества следует обратить наибольшее внимание и начать их коррекцию [17, с. 42].
Перечень качеств для самооценки и оценки экспертов:
1. Заразительность высказываний 21. Широта интересов
2. Запоминающаяся внешность 22. Высокая самооценка
3. Эмоциональность 23. Гибкость мышления
4. Энергичность 24. Чувство юмора
5. Аргументированность
6. Искренность 26. Уверенность в себе
7. Состояние здоровья 27. Умение слушать
8. Мимика 28. Решительность
9. Выразительность жестов 29. Умение смеяться
10. Тембр голоса 30. Обучаемость
11. Прическа 31. Тактичность
12. Костюм 32. Вера в добро
13. Походка 33. Ответственность
14. Профессионализм 34. Компетентность
15. Уровень интеллекта 35. Ораторское мастерство
16. Оригинальность мышления 36. Лидерские качества
17. Чистота помыслов 37. Житейский опыт
18. Цели 38. Наличие легенды
19. Достойные средства 39. Идейная насыщенность
20. Особенности общения 40. Ясность рассуждений
Вышеприведенный перечень качеств составлен на основе структуры имиджа, но он не окончательный, поскольку сам имидж изменяется в зависимости от эпохи и состояния избирателей. Целесообразно попросить экспертов добавить те качества, которых, по их мнению, в списке не хватает.
Социологические опросы также дают представления о тех качествах, которые желаемы для избирателей. Иногда их целесообразно включать, иногда нет, но анализировать их необходимо всегда.
Информация о работе Имидж политического лидера в избирательной кампании