По Полибию, царству
сопутствует тирания, а демократии - необузданное
господство силы. Исходя из этого, он заключает,
что совершеннейшей формой надлежит признать
такую, в которой соединяются особенности
всех форм: царской власти, аристократии
и демократии. Главное преимущество такой
смешанной формы правления Полибий, испытывавший
влияние соответствующих идей Аристотеля,
видит в обеспечении надлежащей устойчивости
государства, которая может предотвратить
переход к извращенным формам правления.
Мыслители Древней
Греции внесли весьма существенный
вклад в развитие политических
воззрений, теоретическую разработку
проблем государств, что не потеряло
своего значения и сегодня.
3.ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ДРЕВНЕГО РИМА
Значительное
влияние взгляды Сократа, Аристотеля,
Полибия и других греческих мыслителей
оказали на древнеримских авторов. С конца
III в. до н.э. и во II в. до н.э. в римском обществе
пробуждается тяга к греческой культуре,
начинается наплыв в Рим греческих ученых,
риторов, художников и философов. В своих
теоретических построениях римские авторы
использовали естественно-правовые идеи
греческих мыслителей, их учения о политике
и политической справедливости, формах
государства, смешанной форме правления
и т.д. Но это не было простым заимствованием
положений своих предшественников, а применение
их с учетом римской действительности.
Большого внимания заслуживают взгляды
Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В
его обширном творчестве значительное
внимание удалено проблемам государства.
Государство Цицерон определяет как дело,
достояние народа, не только как выражение
общего интереса всех его свободных членов
, но одновременно такие как согласованное
правовое общение этих членов, как определенное
правовое образование, общий правопорядок.
Таким образом, Цицерон стоит у истоков
той юридизации понятия государства, которая
в последующем имела много приверженцев,
вплоть ДО современной идеи правового
государства.
Говоря о происхождении
государства, Цицерон видел основную
причину этого не столько в
слабости людей и их страхе
(точка зрения Полибия), сколько в
их врожденной потребности быть вместе.
Разделяя в этом вопросе позиции Аристотеля,
Цицерон расходился с широко распространенными
в то время представлениями эпикурейцев
о договорном характере возникновения
государства. Влияние Аристотеля заметно
и в трактовке Цицероном роли семьи как
первоначальной ячейки общества, из которой
постепенно и естественным путем возникло
государство. Он отмечал изначальную связь
государства и собственности и считал,
что причиной образования государства
явилась охрана собственности.
В зависимости
от числа правящих он различал три
простые формы правления: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную
власть (демократию). Цицерон с учетом
всех пороков простых форм правления ,вслед
за Полибием, считал наилучшей формой
государственного правления "смешанную",
которая соединяла бы элементы демократии,
аристократии и монархии, видя ее прообразование
в государственном устройстве республиканского
Рима (народное собрание, сенат, консулат).
Законы,
принимаемые в том или ином
государстве, должны быть не
только справедливыми, но и соответствовать
установленному в нем строю, традициям
и обычаям предков.
Интересы социальных
низов Римской империи - рабов
и разорившейся части свободного
населения города и деревни впервые были
выражены ранним христианством. В новой
религии восставшие рабы и угнетенные
народы искали оправдания своим социально-политическим
требованиям.
Решительно осуждая
неравенство, богатство, эксплуататорские
нормы регулирования труда и потребления,
раннее христианство сделало радикальный
вывод о необходимости обобществления
имущества, отказа от частной собственности.
В конечном итоге идеологи раннего христианства
пришли к идее не только потребительского,
но и производственного общинного коллективизма.
Широко распространившись,
эта религия стала казаться
опасной и не могла не вызвать
настороженного, а в известной степени
и враждебного отношения со стороны государства.
Правительство видело, что христианская
церковь не только носитель протеста против
существующего политического порядка,
но и своего рода опасный конкурент.
Постепенно
христианство перестало быть религией
рабов и угнетенных, по мере присоединения
имущих слоев к данной религии она стала
господствующей. Идеологи христианства
стали активно защищать правовые институты,
закрепляющие частную собственность,
экономическое иполитическое неравенство.
К положениям
раннего христианства о "царстве
божьем", "равенстве”, "свободе",
норме труда и распределения, ликвидации
частной собственности обращались еретические
движения средних веков, а также политические
мыслители нового времени, в том числе
представители утопического социализма.
4.ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
В истории Западной
Европы феодализм занял громадную,
более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI
вв.). Экономический строй, взаимоотношения
классов, государственные порядки и правовые
институты феодального общества являлись
решающими факторами, определяющими содержание
и социальную направленность политических
идей западноевропейского средневековья.
Три крупных
исторических этапа включает
в себя эволюция феодального
строя
- раннефеодальный (конец V в. - сер. ХШ в.) - феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация, государство сначала организуется в больше, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований;
- II этап - пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (сер. XI в.- конец XV в.), для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии
- III этап - позднее средневековье (конец XV- нач. ХVIII в.) - полоса заката, упадка феодализма и зарождение капиталистических отношений, государство на этом этапе строится по преимуществу как абсолютная монархия.
Отличительной
чертой политических идей того
времени являлось сильное влияние
на них христианской религии
римско-католической церкви. Переход
от античного мировоззрения к
христианскому и сопровождавшая его "переоценка
ценностей" включали в себя пересмотр
воззрений на сущность и предназначение
человека и его деятельности. При этом
особым значением наделялось истолкование
библейских текстов, к которому в качестве
прислуживающих привлекались по мере
надобности другие науки. Догматы церкви
стали одновременно и политическими аксиомами,
а библейские тексты получили во всяком
суде силу закона. Шли споры о том, какая
власть должна иметь приоритет: духовная
(церковь) или светская (государство).
Появились
и различные идейные течения,
в которых выражался протест против
насилия официальной церкви, но и они не
выходили за рамки религиозного мировоззрения.
Своеобразной
энциклопедией церковной идеологии
средних веков явились работы
доминиканского монаха Фомы Аквинского
(1225-1274). В них этот ученый пытался приспособить
взгляды Аристотеля к дотам католической
церкви и таким образом еще больше укрепить
ее позиции. Представления Фомы Аквинского
- первая попытка развить христианскую
доктрину государства на базе аристотелевской
"Политики". Учреждение государственности,
утверждал Фома Аквинский, произошло аналогично
процессу сотворения мира. Деятельность
монарха схожа с активностью бога. Прежде
чем приступить к руководству миром, бог
вносит в него стройность и организованность.
Цель государственности
- общее благо, обеспечение условий
для достойной, разумной жизни.
Доказывая превосходство духовной власти
над светской, Фома Аквинский ввел понятии
трех элементов государственной власти:
1) сущность; 2) формы (происхождение); 3)
использование.
Сущность власти
это порядок отношений господства
и подчинения, при котором воля лиц,
находящихся наверху человеческой иерархии,
движет низшими слоями населения. Данный
порядок заведен богом. Таким образом,
по исконной сути своей власть есть установление
божественное. Поэтому власть это всегда
нечто хорошее, доброе. А способы завладения
ею (происхождение), формы ее устройства
могут иногда являться дурными, несправедливыми,
Бывают ситуации, как считал Ф.Аквинский,
когда пользование государственной властью
вырождается в злоупотребление ею. То
есть второй и третий элементы власти
в государстве могут оказаться лишенными
божественности. Это случается тогда,
когда правитель либо проходит к власти
неправедным путем, либо властвует несправедливо.
И то, и другое - нарушение заветов бога.
В этих случаях подданные вправе, с точки
зрения Фомы Аквинского, оказывать сопротивление.
Однако окончательное решение вопроса
о допустимости крайних методов борьбы
с тиранией принадлежит церкви.
Эксплуатация
и насилие времен феодализма
вызывали естественный протест.
При господствующем положении религии
в общественном сознании такой протест
тоже был облечен в религиозную оболочку.
Течения, оппозиционные либо прямо враждебные
официальному вероучению, получили наименование
ересей. Большинство еретиков отрицали
не только официальную церковь, но и государственность,
весь строй социальной жизни. Они призывали
верующих вернуться к раннехристианскому
учению и обычаям. Поэтому библия стала
в руках еретиков грозным и мощным орудием
в их борьбе; и тогда церковь просто запретила
мирянам читать ее. В некоторой степени
это запрещение для католиков действует
и сейчас. Наиболее известные из еретиков
Док. Уинклиф (1324 - 1384) и Ян Гyc (I37I-J4I5)
отрицали ноту о непогрешимости папы и
возражение против вмешательства церкви
в дела государства.
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ
УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И
РЕФОРМАЦИИ.
В начале ХII
в. в Северной и Центральной Европе развернулось
широкое общественное движение, Антифеодальное
по своей социально-экономической и политической
сути, религиозное по своей идеологической
форме. Так как ближайшими целями этого
движения являлись "исправление” официальной
доктрины римско-католической церкви,
преобразование церковной организации,
перестройка взаимоотношений церкви и
государства, то оно стало называться
Реформацией.
Реформация создала
целый ряд протестантских церквей,
отдалившихся от римского католицизма.
Главами из них являются: лютеранство,
получившее господство в Германии и Скандинавии,
кальвинизм - в Швейцарии и Нидерландах,
пресвитерианство - в Шотландии, англиканизм
- в Англии.
У истоков Реформации
стоял ее крупный идеолог Мартин
Лютер (1483-1546). Один из исходных
пунктов лютеровского учения - тезис о
том, что спасение достигается исключительно
верой. Только лишь богу все (от папы и
князей до последнего крестьянина) обязаны
рабски повиноваться, верноподданнически
служить. Никто из людей не имеет превосходства
над себе подобными, все сословия одинаковы.
Эта идея Лютера фактически явилась одной
из первых раннебуржуазных версий равноправия.
В своей концепции
государства М.Лютер предусмотрел,
что в границах мирских отношений
светской власти следует руководствоваться
практической целесообразностью, реальными
интересами, определяемыми человеческим
разумом. Целесообразно властвует и разумно
управляет тот монарх, для которого власть
является не привилегией, а не бременем,
возложенным на него богом.
М.Лютер был
очень далек от демократических
идеалов. Он наставлял подданных
быть покорным монархам, не восставать
против власти и смиренно сносить чинимые
ею несправедливости.
К числу виднейших
идеологов и влиятельных деятелей
Реформации принадлежал Жан
Кальвин (1509-1564), проведший коренную
реформу устройства церкви. В
вопросах о государстве Кальвин
был очень осмотрителен. Осуждая
феодально-монархические круги за насилие,
произвол, беззаконие и предрекая за это
правителям божью кару, он в то же время
всякую власть объявлял божественной.
Право сопротивляться тирании Ж.Кальвин
признавал только за подчиненными государю
органами власти, церковью, представительными
учреждениями. Открытое неповиновение
и свержение тирана допустимы, на его взгляд,
лишь тогда, когда использованы все способы
пассивного сопротивления, исчерпаны
все легальные формы борьбы. Наихудшей
формой правления была для Кальвина демократия.
Предпочтение он отдавал олигархической
организации управления государством.
Кальвинизм был наиболее последовательной
разновидностью буржуазного протестантизма:
сурово-аскетический дух и мрачный фанатизм,
учения об абсолютном божьем предопределения.
Разрушив
церковную организацию, освободив
страны Северной Короны от
власти панства, Реформация передала
эту власть в руки других
сил: в Германии и Скандинавии
- в руки светских князей и
королей; в Швейцарии и Нидерландах
- в руки республиканской буржуазии;
в Англии - в руки централизованной монархии.
Бесспорным
главой того течения в гуманизме,
которое обычно называют "христианским
гуманизмом", явился Эразм Роттердамский
(1469-1036). Социальные и политические взгляды
Роттердамского имели сугубо моралистическую
окрашенность. В целом Эразма Роттердамского
можно считать сторонником сильной, но
просвещенной и гуманной монархической
власти, хотя его личные симпатии были
явно на стороне самоуправляющихся городских
обилий.