История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.

Содержание

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ист пол уч.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)

    В первой половине XIX в. возникло одно из ведущих направлений буржуазной философии - позитивизм, послуживший методологической основой соответствующих теорий политики и государства. Основатель позитивизма - Огюст Конт (1798-1857). Конт рисовал новую социально-политическую систему, которая, на его взгляд, соответствовала расцвету промышленной эпохи. Эту  систему он называл социократией. В социократии царит строгая иерархия. Материальные богатства сосредоточены в руках крупных собственников, среди которых особую роль играют банкиры; они заправляют не  только в  экономике, им  вручается также и политическая власть. Духовная власть принадлежит ученым, которые не способны к практическому осуществлению власти и призваны вырабатывать научно обоснованные советы банкирам. Рабочим отведена роль исполнителей. Пролетариат может лишь напоминать правителям об их долге умножать общее благоденствие. Усилия позитивной политики должны быть направлены на то, чтобы воспитать рабочих в духе общей солидарности, отвлечь их от борьбы с предпринимателями. Под контроль государства должно быть поставлено все, не только дела, но и мысли людей. Никто не имеет никаких прав, кроме права исполнять свой долг. Контовские идеи о позитивистском подходе к политическим явлениям, “о научно-промышленной социально-политической системе" впоследствии были развиты представителями концепций современного индустриального общества, технократических и элитарных доктрин.

 

10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И  РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ  ГОСУДАРСТВЕ

 

    Формирование  государственности у восточных славян проходило на протяжении длительного времени в процессе разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодализма. Образование государства сопровождалось появлением и развитием политической идеологии .

    Важнейшей идеологической  акцией князей Киевской Руси  было принятие в 908 г. христианства, которое с этого времени становится государственной религией. Крещение Руси можно рассматривать как одну из попыток Владимира создать единую культуру Киевской Руси или, по крайней мере, внести некоторое организующее начало в религиозный элемент киевской культуры. Известно, что еще до принятия христианства князь попытался объединить под своим контролем различные языческие стихии. Но лишь христианство стало эффективной альтернативой изживающему себя язычеству славян. В летописях описывается приход ко двору Владимира волжских булгар магометанской веры, католических послов папы Римского и хазар, исповедовавших иудаизм. Их веры не были приняты по разным основаниям. Победил присланный византийцами философ, который произнес убедительную речь в пользу православия. Новая религия санкционировала развивающиеся феодальные отношения, способствовала усилению власти киевского князя. Древняя Русь вступила в новую эпоху своего существования.

    К XI веку относится появление на Руси первого русского митрополита до этого они присылались из Византии. С этого времени идет борьба за самостоятельность русской церкви. Летописцы доказывают, что Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе и требуют признания князя святым. Такой акт должен был существенно поднять авторитет и независимость русской церкви.

    Политические  идеи Киевской Руси оставили  свой вклад в летописях. Одна  из знаменитейших "Повесть временных лет” (1113 г.) - идеализирует единство Русской земли. Все князья объявлялись кровными братьями и всем им в  равной мере вменялось в обязанность подчиняться великому князю в Киеве. В "Повесть* включено "Поучение" Владимира Мономаха, великого князя Киевский в 1113-1125 гг. Время его правления - один из периодов расцвета политического могущества и культуры Киевской Руси. Искреннее, проникновенное обращение Мономаха поражает своей туманностью, состраданием, стремлением предотвратить зло междоусобной брани. Наряду с моральными сентенциями "Поучение" содержит и практические наставления - как править подданными, как вести войну. Идеальный князь, по его мнению, за всем смотрит сам, не надеясь на других.

    Идея единовластия, получившая глубокую разработку  в период образования Русского  централизованного государства, пронизывает содержание замечательного произведения древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". В этом произведении впервые был использован новый для Руси политический термин "господин", зародившийся во Владамиро-Суздальском княжестве. Идеи единовластия получили свое дальнейшее развитие в период ликвидации феодальной раздробленности на Руси (XIV-XVI вв.).

    Татарский разгром  подвел черту под киевским периодом истории России.  Существенно изменились отношения между государством и церковью, в истории которой также начался новый период. В киевский период и в начале "северо-русского" периода церковь была свободна от государства. С усилением Москвы и власти московского князя идет неуклонное падение авторитета митрополита и подчинение церкви нуждам крепнущего государства.

    Основы неограниченной  монархии были заложены еще  в период правления Василия II (1425-1462), который, расправившись с организованной оппозицией, впервые провозгласил себя государем, хотя этот титул не был ещё введен им в тексты договоров с удельными князьями и употреблялся только на монетах.

    Возвеличиванию  Русского государства служила  теория "Москва - третий Рим". Возникновение этой теории связало с завоеванием в 1453 г. Константинополя турками. Окончательно концепция была сформулировала в посланиях старца Филофея около 1520-1530 гг. Считалось, что единственным хранителем православия остался русский народ. Освобождаясь от монголо-татарского ига и церковной зависимости от Византии, возглавив дело собирания русских земель, Теория " Москва - третий Рим" стала венцом средневековой государственно-политической идеологии России и как бы заворожила на долгое время русское сознание и русскою судьбу. Концепция Филофея способствовала подъему национального самосознания, укреплению политического единства и утверждению равноправия России среди европейских государств. В последующие века эта концепция в преобразованном виде получила различные интерпретации от мессианизма в почвенническом духе до великодержавной доктрины о всемогуществе русского царизма.

    Царствование  Иоанна Грозного завершает развитие русской теократии. Русская церковь не только стала подчиняться государству, она стала составлять с ним одно целое.

    XVI столетие отличалось  неуклонной тенденцией сплочения  и интеграции древнерусского  общества, вбиравшего в себя новые  и возвращавшие себе некогда  утраченные города и земли с их населением, материальными и духовными богатствами и разнообразной многонациональной культурой. Особенно это видно на примере централизаторских мероприятий эпохи правления Ивана Грозного (1547-1584). Страна переживала сложный и противоречивый период развития. С одной стороны, она крепла в политическом и экономическом отношении, с другой - все более жестокой становилась социальная и идеологическая структура, возникал набирающий силу механизм самодержавного правления.

    В XVI в. политических  идеях Руси господствовали два  основных направления: абсолютного  самодержавия и ограниченной  монархии. Эти идеи нашли свое  отражение  в знаменитой переписке Ивана Грозного и князя Андрея Курского (1628-1683).

 

11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ  ПОЛИТОЛОГИИ

 

    Сложность и  противоречивость политической  жизни большинства стран в  конце XIX - начала XX вв. заставили часть западных социологов по-новому взглянуть на государство и политику, обратить внимание на так называемые скрытые структуры масти.

    Западная политология  руководствуется в своих исследованиях  следующими основными методологическим принципами, которые доминировали и будут, видимо, доминировать в современной западной политической науке:

   1. Признание того, что политика - это самостоятельная  часть общественной жизни, связанная  с организацией принудительной  власти в обществе. Западная политология  не отрицает связи политики с экономикой, культурой, наукой, социальной жизнью, но доказывает, что чем в большей степени политика будет автономна, как особая сфера, тем больше простора для саморегулирующихся общественных механизмов: идеологических, духовных, экономических,

    2. Связь между  политикой и обществом должка  быть обоюдной. С одной стороны, политика воздействует на общество, прежде всего в форме принудительной масти. Однако и общество должно регулировать политику, чтобы предотвратить возможность политических эксцессов. Для этого политика должна иметь стабильные формы и процедуры, гарантирующие, что она не найдет из своих берегов и не погасит общество.

    3. Политика должна  обеспечивать маневрирование и  реформирование общественных структур, помогать обществу приспосабливаться к новым потребностям новым  возможностям.

    В  современной  политической науке Запада сложились следующие методологические подходы  к политике:

    • институциональный, который рассматривает политику как совокупность властных институтов, властных образований, статус которых закреплен в правовых институтах;
    • функциональный, который рассматривает политику как совокупность действий, влияний, иначе говоря, совокупность реальных функций;
    • социологический, представители которого рассматривают политику как совокупность действий определенных властных групп или элит.

    Эти направления  выделялись по мере своего  формирования. В настоящее время  доминирует комплексный синтетический подход.

    Суть институционального подхода в том, что его представители рассматривают политическую власть как совокупность стабильных, долговременных институтов, большей частью закрепленных в законе, в правовых нормах, через которые она (власть) осуществляется. Сколько институтов осуществляют политическую власть? По этому вопросу нет устойчивых взглядов, но есть тенденция к расширению числа институтов, участвующих во власти. Изначально политологи занимались исключительно такими институтами, как конституция, законы, законодательные и исполнительные органы, администрация, суд и т.п.; эти институты и сейчас продолжают оставаться в центре внимания многих ученых. Однако с конца XIX столетия пришло осознание важности изучения и неофициальных институтов, особенно политических партий и групп давления, которые оказывают прямое и мощное влияние на официальные институты. Сторонники институционального  подхода считают, что подъем и упадок общества лучше всего анализировать на основе характера его институтов.

    Впервые было  предложено использовать термин "институт" для обозначения  того, что мы сейчас именуем  органами государственной власти, французским социологом Морисом Ориу  (1856-1929). Он разделял политические институты, т.е. то, что закреплено в праве, и социологические институты, к которым он относил традиции, моральные предписания.

    В современной  западной политологии обсуждается  вопрос, можно ли считать политическим  институтом средства массовой  информации. В основном эти средства  включаются, особенно телевидение. Средства массовой информации рассматриваются в качестве инструмента завоевания и реализации власти. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что многие политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.

    Не так давно  в качестве политического института  стали рассматриваться партии. Наука  признала их в 50-е года. Первой конституцией, признавшей партии в качестве политического института, была конституция ФРГ, произошло подобное и во Франции. В США партии не признаны в качестве политических институтов и в конституции не закреплены.

    Впервые эту  мысль стал развивать французский  политолог Морис Дюверже ( род. в 1917 ), который утверждал, что партии - более важный политическим институт, чем государственные институты, и что государство и политические режимы функционируют в большей степени в зависимости от того, какие партии, какая партийная структуре лежит в основе государственных институтов. Политические партии и сейчас сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации политических функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса.

    Необходимость  активного государственного вмешательства  в экономику была разработана  английским экономистом Джоном  Кейнсом (1883- 1946). В последующем его идеи послужили основой многочисленных концепций "государства всеобщего благоденствия". По мнению Кейса, правительство - это субъект, относящийся к экономике, как к объекту. Экономика как объект отделена от правительства и развивается независимо.

    Но правительство  несет ответственность за этот  объект, и оно должно иметь  определенные прерогативы на  управление экономикой. Создание  смешанной экономики, активная регулирующая роль государства и политика социальных услуг - все это ведет к Возникновению и развитию государства всеобщего благоденствия, а в будущем целого мира благоденствия.

    Таким образом,  институционализм делает основной упор на юридическое правовое закрепление политических функций. Регулятором политической жизни является государство, которое не только регулирует, но и фиксирует, закрепляет политические институты. Институционализм ставит на первое место каналы воздействия политических образований на общественную жизнь и на общество вообще. В этом его сила и его слабость. Сила в том, что  все политические действия и образования возводятся в политические нормы, жестко и четко фиксируются. Слабость в том, что институционализм оставляет в тени механизм гражданского общества, то, как общество может воздействовать на политические институты.

    Преодолеть указанные слабости институционализма пытается функционализм, разработанный преимущественно американской политологией, рассматривающей политику как систему взаимных функций и взаимных действий между политиками и обществом. Политика рассматривается как комплекс функций, ролей. Не организаций и учреждений, а именно ролей. Понятии "функция" и "роль" отличаются от понятия "институт" тем, что они отражают не только правовые, формальные аспекты, но и неформальные; все то, что работает в политике, но конституционного узаконенного закрепления не получило.

Информация о работе История политических учений