История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.

Содержание

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ист пол уч.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)

    Государство использует силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защита. Т.ГобБс представлял государство как толпу личностей, соединенных в одну личность.    Заключив однажды общественный договор и став гражданами, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции и т.п. О каких бы разновидностях и формах государстве ни шла речь, власть суверена безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.п. Права суверена неделимы непередаваемы никому. Подданные же отношению к верховной власти прав не имеют и поэтому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

    Единственный  закон, высший закон природы  - закон самосохранения - суверен  преступить не вправе. Поэтому  Т.Гоббс оставляет индивиду право  на восстание в случае, если суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

    Он считал, что  возможны только три формы  государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они не природой и содержанием воплощенной в них власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были предназначены. И все-таки глубинные симпатии Т.Гоббса на стороне монархии, ибо она, по его мнению, лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства. Строение государства английский мыслитель сравнивал и живым организмом: суверен - это душа государства; тайные агенты - его глаза; гражданский мир - здоровье; мятежи, гражданские войны - болезнь государства, грозящая распадом и гибелью.

    Анализируя государство  как надличностную силу и власть, Локк сосредоточил внимание на  учении о естественном нраве и общественном договоре. По его мнению, изначальное естественное состоять людей реализовывалось в условиях свобода, взаимной независимости, доброжелательства и относительного достатка, позволяющих накопить частную собственность. И лишь тогда, когда из-за роста народонаселения появились тревожные признаки трансформации естественного состояния в "войну всех против всех", люди были вынуждены осуществить переход от естественного к гражданскому состоянию и формам государственного управления, которые были порождены стремлением сохранить свободу и собственность, приобретенную 6 результате труда.

            В современном общественном и  индивидуальном сознании многие  из идей, развивавшиеся мыслителями средневековья и нового времени, зачастую предстают как самоочевидные и даже банальные.

 

8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ.

 

    Политические  доктрины, идейно подготовившие  ранние буржуазные революции в Голландии и Англии, получили дальнейшее развитие накануне и в ходе буржуазной революция 1789-1794 гг. во Франции.

    Выдающуюся роль  в идеологической подготовке  французской буржуазной революции  сыграло французское Просвещение. Принципы свободы и равенства в новых условиях, на французской почве, превратились в развернутые политические учения. Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозной идеологией. Они выдвинули идею равенства сословий, идею народного суверенитета против суверенитета монарха. Ими было разработано унаследованное от буржуазных мыслителей ХII-ХVII вв. учение о естественном праве как о праве равных по природе людей, большинство просветителей, будучи рационалистами, отрицали революционные методs борьбы с феодализмом, считаz, что развитие просвещения само по себе    может привести постепенно к изменению существующих порядков. Но в целом просветители отвергали революции вообще.

    Великий французский  мыслитель Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), стоявший в авангарде просветителей, выражал интересы той чести буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху. Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Главную задачу он видел в борьбе с насилием церкви и выдвигал лозунг "Раздавите гадину!", имея в виду католическую церковь.

    Своими работами  Вольтер способствовал развитию  и распространению передовых  идей. Деятели Французской революции  говорили о том, что Вольтер  подготовил народ к свободе.  Он проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивая прогрессивные реформы Петра I "Русское вольтерьянство ” развило и взяло на вооружение многие идеи Вольтера, направленные против деспотизма, крепостничества и насилия церкви.

    Вместе с Вольтером  век французского Просвещения  открывает Шарль Луи Монтескье  (1689-1775). В 1731 г. в Амстердаме вышли его знаменитые "Персидские письма", в которых была дана едкая сатира на французский абсолютизм XVII- нач. ХVI вв. В своем известном труде "О духе законов" Монтескье c большой симпатией говорил о республиканской форме правления.

        Ш.  Монтескье выявляя три основные  формы правления: республику, монархию, деспотию. К деспотам он относился резко отрицательно, ибо деспотия -  это государство, в котором господствует произвол и отсутствуют закону. Но если бы в деспотии, и существовали законы, то они не имели бы значения, ибо в ней нет никаких реальных институтов, обеспечивающих  охрану законов. Поэтому Монтескье считал вполне справедливым восстание против деспотии.

        Республики  Монтескье подразделял на два  вида: демократическую и аристократическую. В республике господствует принцип добродетели. Bсе жизненное кредо: равенство, патриотизм, свобода и любовь. Под республикой Монтескье понимал такую форму правления, при которой в руках народа полностью или частично находится верховная власть. И хотя политическим идеалом Монтескье была конституционная монархия, он подчеркивал, что республиканская форма государства так же закономерна, как и монархическая.

    Весьма оригинальным  являлось утверждение Монтескье  о том, что формы государственного правления зависят от размера территории: небольшие государства должны быть республиканскими; государства средней величины - монархиями; обширные государства - деспотиями. Правда, он допускал возможность создания республики на большой территории при условии федеративной организации.

        Гарантию  безопасности граждан от беззакония  и злоупотребления властью Ш.  Монтескье видел в разделении  властей на законодательную, исполнительную и судебную.

      Более радикальными были взгляды виднейшего мыслителя Просвещения Жан-Жака Руссо (1712-1770), одного из идейных предшественников якобинцев. Основным принципом своей теории Руссо отделял идею народного суверенитета, близкую и понятную широким слоям третьего сословия.

    Ж.Ж. Руссо исходил  из гипотезы о естественном  состоянии человечества, в котором  люди были все равны и которое  он называл золотым веком, естественное  состояние характеризуется как состояние свободы и равенства. Постепенно начинает развиваться общественное неравенство.

     Первой ступенью  было установление имущественного  неравенства и права, частной  собственности; второй - установление государственной власти, которая усугубила экономическое неравенство политическим. Народ хотел созданием государственной власти защитить свободу, но вместо этого обрел рабство. Наконец, в результате вырождения власти в деспотическую наступает крайняя ступень неравенства, когда перед деспотом все равны в своем бесправии.

    Руссо считал, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав, а сохранял бы  свободу.

    Исторический  генезис, сущность и перспективы  демократии стали главной темой  исследований французского политического мыслителя, социолога, государственного деятеля, министра иностранных дел Франции Алексиса де Токвиля (1805-1859). Демократию Токвиль понимал предельно широко как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному. По мнению Токвиля, первая фаза генезиса демократии - образование абсолютных монархий. В течение полутора веков длился этот  золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, которые обычно исключают друг друга. Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия - централизованной государственной власти.

 

9. ОСНОВНЫЕ  РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ

 

    В конце XVIII-нач. XIX вв. капиталистическая цивилизация  в Западной Европе утверждается  и развивается под воздействием  двух основных факторов: влияния  Великой Французской революции и промышленного переворота, сменившего мануфактурное производство крупной машинной индустрией.

    Началось создание  новой политико-правовой системы:  упрочение буржуазных свобод  и прав; принятие соответствующих  кодексов и конституций; развертывание  деятельности буржуазных партий; создание институтов конституционализма  и политического представительного государства (конституционная монархия и республика).

    В политической  жизни преобладало стремление  буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Поэтому ведущим направлением буржуазной политической идеологии данного периода является либерализм.

    Профессор философии  Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. В духе гуманистов и Просвещения Кант считал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной либерализма. Основным законом этики Кант провозгласил формальное внутреннее повеление - категорический императив. Человеческая личность имеет врожденное чувство внутренней свободы. Индивид – это существо, в принципе способное стать господином самому себе и потому не нуждающееся по внешней опеке при осуществлении того или иного выбора. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье.

    Большой вклад  в развитие политической мысли  нового времени внес Георг  Вильгельм Гегель (1770-1831), который попытался вывести социально-политические отношения на уровень самых широких обобщений, охватывающих все сферы и стороны человеческой жизни. С точки зрения Гегеля ход истории со всеми ее особенностями определяет "всеобщий и для себя сущий дух, мировой дух", который воплощает в себе все мыслимые достоинства высшего совершенства. Дух является инстанцией, стоящей над людьми, над всеми политическими объединениями и именно он управляет их делами независимо от социальных пожеланий и устремлений.

    Оборотной стороной  такого взгляда на социально-политические  процессы является признание их разумного характера. Если течение событий идет под контролем разумной инстанции, то оно должно быть разумным и закономерным ("Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно"). Такая трактовка исключала постановку вопроса об изменении условий существования народов. Политическим мыслителям и практикам остается одно - объяснять социально-политические явления.

    Гегель отстаивал  взгляд на государство как  на абсолютную ценность, с которой  ничто другое сравниться не может. Народ не способен быть субъектом политической активности, так как не может определять цели, а также средства и методы их достижения, и бороться за свои интересы и права. По его мнению, помыслы отдельных людей сосредоточены на антисоциальных установках и направлены на то, чтобы обезопасить себе изолированное существование и безопасность.

    Политический  идеал Гегеля - конституционная монархия. К идее разделения власти немецкий философ относился неоднозначно. С одной стороны, он считал надлежащее разделение властей "гарантией публичной свободы". С другой - он опасался враждебности властей друг к другу, их противодействий. Поэтому он выступал за такое органическое единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его "текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

    Видным идеологом  либерализма во Франции 1 пол. XIX в. был Бенжамен Констан (1767-1830). В центре внимания Б.Констана - проблема соотношения личности и государства. Эту проблему он решал в либеральном ключе, на основе положения о праве как реализации свободы. Он полагал, что человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают  фундаментальные права гражданина. Свобода несовместима с произволом. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Констан различал свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.

    Таким образом,  ядро свободы составляют личные  нрава. Политическая свобода и,  следовательно, государство, по мнению Констана, в целом служат лишь средством, необходимым для обеспечения гражданской свободы. Власть, нарушающая гражданскую свободу, превращается в тиранию. Отсюда вывод: политическая власть, кому бы она ни принадлежала - монарху или народу - не должна быть абсолютной. С этой точки зрения Констан критикует теорию народного суверенитета.

    Распределение  властей Констан конструировал таким образом: 1) королевская власть; 2) исполнительная власть; 3) власть наследственной палаты пэров или "представительная власть постоянная"; 4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение); 5) судебная власть.  Наряду с пятью центральными властями Бенжамен Констан выделял особую власть - муниципальную, которая также должна иметь независимый характер.

    Идеи либерализма,  объединяющие сторонников парламентского  строя и различных свобод в экономической, политической и других сферах, вошли в широкое употребление в I половине XIX века, когда в ряде западноевропейских государств (Великобритания, Франция и др.) образовались либеральные партии и получили дальнейшее развитие в новейшее время.

Информация о работе История политических учений