Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа
В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22
Государство использует силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защита. Т.ГобБс представлял государство как толпу личностей, соединенных в одну личность. Заключив однажды общественный договор и став гражданами, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции и т.п. О каких бы разновидностях и формах государстве ни шла речь, власть суверена безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.п. Права суверена неделимы непередаваемы никому. Подданные же отношению к верховной власти прав не имеют и поэтому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.
Единственный
закон, высший закон природы
- закон самосохранения - суверен
преступить не вправе. Поэтому
Т.Гоббс оставляет индивиду
Он считал, что возможны только три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они не природой и содержанием воплощенной в них власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были предназначены. И все-таки глубинные симпатии Т.Гоббса на стороне монархии, ибо она, по его мнению, лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства. Строение государства английский мыслитель сравнивал и живым организмом: суверен - это душа государства; тайные агенты - его глаза; гражданский мир - здоровье; мятежи, гражданские войны - болезнь государства, грозящая распадом и гибелью.
Анализируя государство
как надличностную силу и
В современном общественном и
индивидуальном сознании
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ.
Политические доктрины, идейно подготовившие ранние буржуазные революции в Голландии и Англии, получили дальнейшее развитие накануне и в ходе буржуазной революция 1789-1794 гг. во Франции.
Выдающуюся роль
в идеологической подготовке
французской буржуазной
Великий французский мыслитель Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778), стоявший в авангарде просветителей, выражал интересы той чести буржуазии, которая надеялась на преобразование общества путем реформ сверху. Вольтер считал, что социальное зло коренится в отсутствии просвещения и невежестве. Главную задачу он видел в борьбе с насилием церкви и выдвигал лозунг "Раздавите гадину!", имея в виду католическую церковь.
Своими работами
Вольтер способствовал
Вместе с Вольтером век французского Просвещения открывает Шарль Луи Монтескье (1689-1775). В 1731 г. в Амстердаме вышли его знаменитые "Персидские письма", в которых была дана едкая сатира на французский абсолютизм XVII- нач. ХVI вв. В своем известном труде "О духе законов" Монтескье c большой симпатией говорил о республиканской форме правления.
Ш.
Монтескье выявляя три
Республики
Монтескье подразделял на два
вида: демократическую и
Весьма оригинальным
являлось утверждение
Гарантию
безопасности граждан от
Более радикальными были взгляды виднейшего мыслителя Просвещения Жан-Жака Руссо (1712-1770), одного из идейных предшественников якобинцев. Основным принципом своей теории Руссо отделял идею народного суверенитета, близкую и понятную широким слоям третьего сословия.
Ж.Ж. Руссо исходил
из гипотезы о естественном
состоянии человечества, в котором
люди были все равны и которое
он называл золотым веком,
Первой ступенью
было установление
Руссо считал, что сущность правомерного политического устройства состоит в том, чтобы человек, соединяясь с другими людьми в общество, не терял бы своих естественных прав, а сохранял бы свободу.
Исторический
генезис, сущность и
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ
В конце XVIII-нач.
XIX вв. капиталистическая цивилизация
в Западной Европе
Началось создание
новой политико-правовой
В политической
жизни преобладало стремление
буржуазии к свободе,
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. В духе гуманистов и Просвещения Кант считал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной либерализма. Основным законом этики Кант провозгласил формальное внутреннее повеление - категорический императив. Человеческая личность имеет врожденное чувство внутренней свободы. Индивид – это существо, в принципе способное стать господином самому себе и потому не нуждающееся по внешней опеке при осуществлении того или иного выбора. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье.
Большой вклад в развитие политической мысли нового времени внес Георг Вильгельм Гегель (1770-1831), который попытался вывести социально-политические отношения на уровень самых широких обобщений, охватывающих все сферы и стороны человеческой жизни. С точки зрения Гегеля ход истории со всеми ее особенностями определяет "всеобщий и для себя сущий дух, мировой дух", который воплощает в себе все мыслимые достоинства высшего совершенства. Дух является инстанцией, стоящей над людьми, над всеми политическими объединениями и именно он управляет их делами независимо от социальных пожеланий и устремлений.
Оборотной стороной
такого взгляда на социально-
Гегель отстаивал взгляд на государство как на абсолютную ценность, с которой ничто другое сравниться не может. Народ не способен быть субъектом политической активности, так как не может определять цели, а также средства и методы их достижения, и бороться за свои интересы и права. По его мнению, помыслы отдельных людей сосредоточены на антисоциальных установках и направлены на то, чтобы обезопасить себе изолированное существование и безопасность.
Политический
идеал Гегеля - конституционная монархия.
К идее разделения власти
Видным идеологом либерализма во Франции 1 пол. XIX в. был Бенжамен Констан (1767-1830). В центре внимания Б.Констана - проблема соотношения личности и государства. Эту проблему он решал в либеральном ключе, на основе положения о праве как реализации свободы. Он полагал, что человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Свобода несовместима с произволом. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Констан различал свободу гражданскую (личную) и свободу политическую.
Таким образом,
ядро свободы составляют
Распределение властей Констан конструировал таким образом: 1) королевская власть; 2) исполнительная власть; 3) власть наследственной палаты пэров или "представительная власть постоянная"; 4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение); 5) судебная власть. Наряду с пятью центральными властями Бенжамен Констан выделял особую власть - муниципальную, которая также должна иметь независимый характер.
Идеи либерализма,
объединяющие сторонников