История политических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов - древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели от дифференцироваться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.
Рассмотрим развитие политических учений от ранней античности и до наших дней.

Содержание

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ И ВЛАСТИТЕЛЕ В РАННЕЙ АНТИЧНОСТИ И НА ДРЕВНИЕМ ВОСТОКЕ 3
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА 5
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 7
5.ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРАЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ. 8
6. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ 9
7. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ 10
8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И МАТЕРИАЛИСТОВ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ И МАТЕРИАЛИСТОВ. 12
9. ОСНОВНЫЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ XVIII-XIX ВЕКАХ 14
10. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 15
11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ 17
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ист пол уч.docx

— 100.95 Кб (Скачать файл)

    Функциональное  направление в политологии начало  развиваться преимущественно в США. Это произошло, вероятно, потому, что в этом государстве но было монархии, с самого начала его существования стали применяться демократические формы правления. Все основные принципы институционализма, зафиксированные Джоном Локком, Шарлем Монтескье, развитые в учениях Ж.Ж.Руссо, в США быстро превратились в практические дела. Поэтому американские политологи спорили в основном о том, как различным соперничающим, конкурирующим друг с другом группам организовать политическое действие, чтобы прорваться к власти, захватить основные, ключевые государственные посты и запустить их в действие. Кроме этого, американские политологи выражали неудовлетворенность достижениями традиционной политической науки и применяемыми в ней историческими и институциональными подходами.

    Интеллектуальным "крестным отцом" бихевиоризма  считается Чарльз Г.Мерриам. Работа Мерриама "Новый аспект политики" (1925 г.) явилась мощной пропагандой идеи о большой значимости психологических параметров политического процесса. Эти идеи были развиты блестящим представителем чикагской школы политологии Гарольдом Лассуэллом (1902-1978). В своих многочисленных работах Лассуэлл выделяет каждый из характерных аспектов бихевиорального подхода: влияние психологии на политическую науку, единство "поведенческих наук", качественную преемственность знаний между естественными и общественными науками. Согласно Лассуэллу, все науки являются политическими, поскольку они позволяют понять процесс осуществления политики или поставляют данные, необходимые для принятия радикальных политических решений.

    Работы Лассуэлла, который по праву занимает самое выдающееся и значительное место среди сторонников бихевиоризма, основаны на использовании методов социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды.

    В книге "Психопатология  и политика" (1930 г.) Г.Лассуэлл выделил три наиболее характерных типа политических лидеров:

 1. Агитатор или политический карьерист, готовый браться за любые задачи, лишь бы привлечь на свою сторону побольше людей. Как правило, агитаторов формируют новые политические движения, не бывшие еще у власти и желающие ее побыстрее получить.

2. Администраторы - лидеры, ориентирующиеся на ближайшие  цели и задачи, конкретики. Обычно  это представители партий, давно  находящиеся у власти и озабоченные  решением только конкретных вопросов.

3. Теоретики - политики, которые  формулируют программы, отдаленные  перспективы.

    Выявляя наиболее  политически влиятельные группы  общества, Лассуэлл указывал на опасность утверждения в мире господства идеи "гарнизонного государства", т.е. общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Противоположностью "гарнизонного государства" является общество, в котором ведущая роль принадлежит деловым кругам. Промежуточные формы - государство, управляемое аппаратом партийной пропаганды; государство партийной бюрократии; различные сочетания монополий партийной и рыночной власти.

    К концу 60-х  годов, когда поведенческий подход  полностью господствовал в американской  политической науке, в его собственных недрах возникла тенденция к пересмотру некоторых базовых положений. Появилось течение постбихевиоризма, основные идеи которого были изложены тогдашним президентом Американской ассоциации политических наук Дэвидом Истоном.

    Наиболее известный  американский политолог-функционалист  Габриэль Алмонд  в статье "Сравнительные политические системы" (1956 г.) предложил в целях сравнительного анализа отказаться от категории "политический процесс" и заменить ее понятием "политическая система", которое охватывало бы "все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений".

    Сильная сторона  функциональных теорий - попытка  установить связь между политикой  и обществом, проработать эти  связи, создать оптимальные варианты. Упор делается на активные  личности. Слабой стороной считалась апологетика американского опыта. Кроме того, некоторые критики утверждают, что функционализму присущи консерватизм и неприятие социальных перемен.

    Социологическое  направление в политологии пытается  ответить прежде всего на два вопроса:

1. Кто же конкретно является носителем политической власти?

2. Каким образом может  осуществляться политическая власть?

    В начале XX в. широкое распространение получила идея о неспособности народных масс к управлению. Эта идея нашла свое выражение в теории элит. Корни теории элит следует искать в давних политических концепциях, противопоставлявших вождя массам. В период романтизма консервативный английский философ Томас Картейль (1795-1881) прославился известной работой "Герои, культ героев и героическое в истории", где он заявлял, что все исторические события были делом великих, исключительных личностей - героев, массы же представляли собой пассивный элемент, тормозящий процесс развития. В другой, более ранней работе "История Французской революции' Картейль доказывал, что как только массы начинают преобладать над творческими личностями, например, в революции, - наступает упадок цивилизации.

    Истинными создателями  теории элит были два итальянских  ученых: Гаэтано Москa (I850-I94I) и Вильфредо Парето (1848-1923).

    Согласно данной  теории, политика есть сфера борьбы  двух противоположных классов:  властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства. Во всех более или менее цивилизованных обществах, считал Моска, возникает два класса - правящий и управляемый. Первый, малочисленный, монополизирует политическую власть, осуществляет политические функции, административное, военное, религиозное, экономическое и моральное руководство и на основе этого становится привилегированном классом. Управляемый класс составляет большинство населения и обеспечивает материальные средства, необходимые для жизнедеятельности политического организма. Этот класс Моска называл «политическим классом». Мифы о народном представительстве, эгалитаризме и т.п. на деле маскируют существование и деятельность политического класса. Власть может быть для народа, но не может быть властью самого народа. Когда власть переходит из одних рук в другие, то переходят от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Демократию Моска считал утопией, миражом, в погоне за которым некомпетентные массы становятся объектом манипуляций со стороны демагогов и прокладывают путь диктатуре.

    Возникновение  и существование элиты В.Парето  объяснял психологическими свойствами людей. В основе человеческих поступков, по его мнению, лежат инстинкты, стремления, побуждения.

    Парето выделял  шесть видов таких побуждений:

    1."Инстинкт  общительности" (для политика - это прежде всего потребность в призвании со стороны руководимых им организаций, партий, государства).

    2."Инстинкт  комбинаций"(ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей и составляет их главное профессиональное качество).

    3. "Стремление  человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках" (в политике на этом основаны формы почитания в иерархических системах, ритуалы и культы, "вера" в вождя и т.п.).

    4."Постоянство  агрегатов", выражающие тенденции  поддерживать и сохранять однажды  сформировавшиеся связи (этим  обусловлена возможность длительного  существования сложившихся политических институтов, законных династий, конкретных политических взглядов, традиций, стереотипов и т.д.).

    5."Инстинкт целостности индивидуума" (стремление обеспечить безопасность личности и неприкосновенность собственности).

    6. Половой инстинкт ("инстинкт сексуальности") (наиболее глубокий и устойчивый, хотя его питаются сдержать и ограничить разнообразными моральными, религиозными и правовыми запретами).

    Эти инстинкты  зачастую не осознаются людьми  и, во всяком случае, тщательно  скрываются различными идеологическими обоснованиями.

    Эти качества, по мнению Парето, группируются  таким образом, что в политическом процессе выделяются в два типа элит: элита "львов" и злата "лис" (по Макиавелли). Любая элита, как считает Парето, рано или поздно успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества, творческую энергию и вырождается. Поэтому политическая жизнь есть борьба и смена, циркуляция элит. В обществе всегда правит элита, которая образуется в трех главнейших сферах социального прогресса - политической, экономической и интеллектуальной - путем выделения индивидов, добившихся на своем, поприще выдающихся успехов. Однако социальные условия служат причиной того, что не все люди, наделенные элитарными качествами, действительно добиваются руководящего положения. Те, кто благодаря своим психологическим качествам относится к элите, но в силу своего социального положения (например, экономических или политических факторов) не может войти в руководящую группу, составляют так называемую контрэлиту. Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности с элитарными качествами не элитарного происхождения и устранялись из нее личности с качествами не элитарными. Но этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству. Тем самым ухудшается состав элиты и происходит качественный рост контрэлиты. Когда эти процессы приобретают широкие масштабы, контрэлиты при поддержке мобилизуемых ею масс (или даже без них) свергает власть прежней элиты и устанавливает собственное господство. Процесс замыкания элиты в самой себе начинается снова, приводя к повторению всего цикла.

    Г.Моска и В.Парето оказали большое воздействие на развитие политических учений XX в. До второй мировой войны теории элиты получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. В 70-80-е годы в политической социологии получили распространение теории элитного плюрализма и неоэлитизма. Неоэлитаристы Х.Зинглер, Т.Дай и другие считают, что для обеспечения свободы и прогресса элита необходима. Всякая попытка устранить ее и установить действительное народоправство обречена на неудачу и ведет к господству серости, демагогии и  в конечном счете к диктатуре (фашизм и пр.). Задача заключается в том, чтобы правила компетентная элита способная сдержать как правый, так и левый радикализм. С этой целью предлагается совместить элитаризм с элементами плюралистической демократии. Сторонники этой теории считают, что плюрализм, равновесие, конкуренция и взаимосдерживание элит является единственным возможным видом демократии.    Своеобразным выражением теории элит является концепция технократии.  

 Возникновение данных  теорий связывают с именем  Торстейна Веблена (1857-1929). По его мнению, двигателем развития общества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает социальное развитие и влечет за собой его изменение. Индивидуальная частная собственность не соответствует уровню технического прогресса XX в. и должна сменяться системой огосударствления экономики под руководством инженеров и ученых с целью эффективного руководства обществом, рационального использования техники и энергетических ресурсов. Современное общество не может существовать без индустрии, а индустрия, в свою очередь, не может работать без технических специалистов.

    Начало 80-х годов дало новый всплеск технократических идей в связи о появлением новой техники - компьютерной. Такие концепции основаны на слепой вере в науку, уверенности в том, что совершенная технология автоматически способна решить все проблемы человечества. Однако именно варварское использование техники и природных ресурсов технократами привело к тому, что человечество оказалось перед лицом экологического и энергетического кризисов. Это обстоятельство, а также то, что политика, основанная на технократии, близка к тоталитарным способам правления, вызвало протест, который находит свое выражение в русле новых социальных движений (альтернативные, "зеленые" и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

    1.Подъяловская  Л.В. История политических элит: Конспект лекций,1992.-97 с.

 


Информация о работе История политических учений