Голландский мыслитель
полагал, что главы государств
при проведении внешней политики должны
преследовать цели, соответствующие интересам
населения своей страны. В вопросах войны
и мира государи должны были соизмерять
все свои политические планы и решения
с интересами страны. По убеждению голландского
гуманиста именно мир, а не насилие и войны,
воплощает в себе все ценности человеческой
культуры. Одним из первых в истории политической
мысли Эразм Роттердамский призывал к
перестройке территориальных отношений
между государствами и придании им более
стабильного характера. Он высказывался
за то, чтобы государства в договорном
порядке закрепили существовавшие тогда
границы. Для обеспечения данного решения
голландский мыслитель предлагал ограничить
права верховной власти по распоряжению
территориями. Он считал целесообразным
лишить государей права уступать или продавать
свои владения.
Заслуживает высокой
оценки и усилия голландского
ученого придать методам достижения
политических целей последовательно
разумный, подлинно человеческий
характер. Он стремился доказать,
что политика - это деятельность, подчиненная
законам человеческой мудрости, и человек
не может отказываться от разумной деятельности,
не отказываясь от самого себя.
6. ПРОБЛЕМА
ЧЕЛОВЕКА, СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
В ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ XVI-XVIII ВЕКОВ
Особое место
в истории политической мысли
занимает Никколо Макиавелли (1469-1527).
Он выдвинул новую концепцию политических
отношений и своими работами в немалой
степени способствовал переходу от миропонимания
средних веков к идеям и представлениям
более высокого этапа развития материальной
и духовной культуры народов.
Рассматривая
государство и его функции с "человеческой
точки зрения", Макиавелли пришел к
выводу о том, что интересы и нужды людей
должны составлять основное содержание
деятельности государства. По его убеждению,
все решения государства, как по внутриполитическим
вопросам, так и по внешнеполитическим,
должны быть подчинены этой задаче. Макиавелли
полагал, что у людей есть возможность
повлиять на социальные отношения и улучшить
условия своего существования.
В результате
разрыва с религиозным миросозерцанием
Макиавелли обосновывал политику
как опытную науку. Задачу политической
науки он видел в том, чтобы
объяснять действительное положение
вещей. Не действительность подгонять
под канонизированные схемы, а, наоборот,
на основе познания реальной действительности
выводить работающие политические принципы
и в соответствии с ними творить политическую
историю. Наука должна выявить закономерности
движения различных политических форм,
факторы их устойчивости, их связи с определенной
расстановкой участников политической
жизни, нормальные и патологические процессы
в формах государства, причины революций
и т.д.
Государство в
теории Макиавелли означает политическое
состояние общества: отношение властвующих
и подвластных; наличие соответствующим
образом устроенной, организованной
политической власти; наличие юстиции,
учреждение законов. Макиавелли рассматривал
государство не как неподвижную структуру,
а в движении, как изменчивое состояние,
зависящее от соотношения борющихся сил.
Борьба народа и аристократии - вот источник
движения и развития государства и смены
его форм. Массы не хотят, чтобы ими командовали
и угнетали их, а знать, наоборот, стремится
властвовать и порабощать народ.
Говоря
о формах государства, Макиавелли
выделял формы правильные (монархия,
аристократия и демократия), целью которых
является общее благо и величие государства,
и неправильные (тирания, олигархия и распущенность),
в которых властители заботятся лишь о
собственной пользе, попирают законы,
игнорируют безопасность граждан и пренебрегают
пользой отечества. Установление каждой
из этих форм зависит от соотношения сил,
участвующих в борьбе за власть. Макиавелли
делает вывод: обострение социально-политических
противоречий, нарушение неустойчивого
равновесия борющихся сил увеличивает
возможность установления монархии и
в определенных обстоятельствах делает
ее неизбежной.
Симпатии Макиавелли
на стороне умеренной республики,
или "смешанной" формы государства,
которая сочетает демократические, аристократические
и монархические элементы власти и является
более прочной по сравнению с простыми
формами. При этом итальянский мыслитель
обращался к политической практике и политическим
идеалам античности (Аристотель, Полибий,
Цицерон и др.). Концепция Макиавелли о
смешанной форме государства была ближайшим
источником теории разделения властей,
классически выраженной впоследствии
Джоном Локком и Шарлем Монтескье, другими
исследователями.
Для итальянского
мыслителя была очевидна связь
между внешней политикой государства
и благополучием народов, которые в
него входят. Однако Макиавелли не рассматривал
мир в качестве цели международных отношений
и не призывал государства к тому, чтобы
они боролись за упрочение мира и безопасности
в его время или когда-нибудь в будущем.
По представлениям Макиавелли мир не является
наилучшим состоянием человеческого общества,
в его понимании мир ассоциировался с
застоем, ведущим к самым пагубным последствиям.
По мнению Макиавелли,
свойства людей таковы, что они
отдают предпочтение военным
решениям при столкновении с проблемами,
возникающими в жизни человеческого общества.
Рассматривая
правила, которые Макиавелли предлагал
использовать для достижения внешнеполитических
целей, можно сказать, что они мало соответствовали
тому, что необходимо для поддержания
международного мира. В подходе к этим
вопросам Макиавелли поставил на первое
место понятие выгоды интереса. Он считал,
что государства не должны ограничивать
себя в выборе средств для достижения
внешнеполитических целей.
Учение Макиавелли
способствовало укреплению абсолютизма
и решению назревших задач
развития государственности. Именно
под таким углом зрения, видимо, нужно
рассматривать его отношение к средствам
в политике. Макиавелли не был сторонником
аморализма в политике, но считал, что
в чрезвычайных обстоятельствах нужны
и чрезвычайные меры. Коварство и насилие
для него отнюдь не абсолютные ценности.
Их использование оправдано лишь в целях
объединения и преобразования государства
в борьбе против реакционеров, не желающих
разговаривать ни на каком языке, кроме
языка яда и кинжала. Указанные приемы
являются неизбежным злом, повернутым
против гораздо большего зла. Сила побеждается
насилиям. Жестокости, говорил Макиавелли,
можно оправдать только тогда, когда они
применяются однажды и для пользы подданных;
если же они систематически используются
для угнетения граждан, то им нет оправдания.
Политическая
идеология утопического социализма,
выражая интересы зарождавшихся
пролетарских элементов, противостояла
политическим теориям господствующих
классов. Критика и отрицание существующего
общественного строя привели к качественно
новым взглядам на государство и властвование.
Утописты связывали будущее общество
с демократической организацией, с самым
широким участием масс в управлении делами
государства. Трактат Томаса Мора (1478-1535)
"Утопия" был пронизан страстным
протестом против строя, основанного на
частной собственности. Равенство и справедливость,
считал он, будут возможны только тогда,
когда полностью уничтожат частную собственность.
Политическое устройство, которое Т.Мор
считал идеальным, основано на всеобщем
равенстве и свободе. Все основные должностные
лица выбираются народом, отчитываются
перед ним и должны действовать в интересах
народа. Важные вопросы обсуждаются всеми
жителями. Главная обязанность государства
и должностных лиц должна состоять в том,
чтобы организовать производство и распределение,
вместе с тем задачей государства является
борьба с преступностью, а также обеспечение
мирных условий жизни для граждан идеального
государства.
Должностные лица
у Т.Мора - не привилегированное сословие,
а слуги народа. Во главе государства стоит
выборное лицо, которое называют князем,
но который фактически осуществляет президентские
функции. Если князь будет заподозрен
в стремлении к тирании, он может быть
сменен со своего поста. Все остальные
лица и сенат состоят из старых, опытных
граждан и избираются каждый год. В "Утопии"
Т.Мора фактически сочетаются элементы
непосредственной демократии с представительным
правлением. Подобное общественное и политическое
устройство должно было привести к появлению
высоких нравственных качеств у населения
Утопии, вследствие чего в государстве
действует незначительное число законов.
7.
РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И УЧЕНИЯ
О ПОЛИТИКЕ
Кризис феодальной
системы достиг своей первой
кульминационной точки в период
нидерландской (голландской) и английской
раннобуржуазных революций ХVII в. В ходе
идейной подготовки этих революций, в
самом процессе их проведения складывалось
и активно включалось в классовую борьбу
такое явление формировавшегося буржуазного
политико-правового сознания, как юридическое
мировоззрение.
Исходной стала
идея естественных прав человека.
Эти права представляли собой
продиктованные разумом, от природы данные
людям свойства, среди которых такие, как
быть свободным в убеждениях и действиях,
обладать и распоряжаться собственностью,
являться равными друг другу, иметь гаранта
от произвола и т.п.
Идею естественных
прав развивала и дополняла
концепция общественного договора.
Согласно этой концепции люди, пользовавшиеся
в преддверии цивилизации своими естественными
правами, решили выйти из "естественного
состояния" и жить в гражданском. Для
этого они заключили договор и таким путем
создали государство, вставшее над ними,
вобравшее в себя и индивида, и общество.
Благодаря концепции
общественного договора изменился
взгляд на источник публичной
власти в государстве. Это требовало
установления разумных пределов вмешательства
государства в жизнь индивида и общества,
налаживания взаимозависимых отношений
между властвующими и подвластными.
Замечательными
представителями политической мысли
того времени в Голландии являются
Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза. Гуго Гроций(1563-1645)
- приверженец теории естественного права
и общественного договора. Право он делил
на "естественное" и "человеческое".
Естественное право вытекает из велений
разума и природы человека и поэтому независимо
от божьей воли. В ходе исполнения его
принципов складывается право человеческое.
Создавая государство,
люди сознательно преследуют
вполне практические цели. Государство,
по Гроцию, есть "совершенный союз свободных
людей, заключенный ради соблюдения права
и общей пользы”. По убеждению голландского
мыслителя, каждому человеку внутренне
свойственно стремление к общению. Люди
рождены для общения, писал он, опираясь
на выводы мыслителей древности.
Отрицательное
отношение к феодальным общественным
порядкам, стремление изменить их
в соответствии с принципами
человеческой природы получили
дальнейшее развитие в политических взглядах
Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677). Государство,
по мнению Спинозы, возникло на основе
общественного договора, после чего оно
становится в некотором роде самостоятельным
по отношения к создавшим его людям и начинает
жить по своим собственным канонам, отличающимся
от тех, которые диктует образ жизни каждого
отдельного человека.
Верховная власть,
по Спинозе, призвана посредством
государства выполнять ряд задач: упорядочивать
религиозную жизнь в духе веротерпимости;
обеспечивать беспрепятственное ведение
торговли; участвовать в распространении
просвещения. Кроме того, она должна судить
о поступках каждого, налагать кару на
преступников и разрешать вопросы о праве,
возникающие между гражданами; определять
и проводить меры, необходимые для ведения
войны и сохранения мира.
Будучи сторонником
сильной государственной власти,
Спиноза вместе с тем считал, что верховная
власть не может вмешиваться во внутреннюю
жизнь людей. Власть, способная управлять
людьми только посредством страха, не
может быть добродетельной. Людей надо
вести так, чтобы им казалось, будто их
не ведут, а они живут по своему собственному
желанию, по своему разуму.
Таким образом,
Б.Спиноза выступал за свободу
мыслей и слова. Лучше всего
подобная свобода может осуществляться
в государствах, устроенных на республиканско-демократический
лад. "Цель государства заключается
не в том, чтобы господствовать и держать
людей в страхе, подчиняя их власти другого,
но, наоборот, в том, чтобы каждого освободить
от страха, дабы он жил в безопасности,
насколько это возможно. Цель государства
в действительности есть свобода". В
то же время Спиноза испытывал неприязнь
к революционным преобразованиям общества:
в них он усматривал лишь бунты аффектов,
страстей. Государство, отождествляемое
с обществом, казалось ему вечным и непреходящим
установлением.
Английская буржуазная
революция ХVII в. была первой
революцией европейского масштаба. Она
нанесла сокрушительный удар по феодализму
и открыла простор для быстрого развития
капиталистических отношений.
Мыслители того
времени, естественно, чувствовали
на себе влияние происходящих
событий. Своеобразным было отношение,
к революции одного из наиболее выдающихся
английских мыслителей Томаса Гоббса
(1588-1679). В своем основном трупе "Левиафан",
анализируя исторические события своего
времени, Гоббс пришел к выводу, что социальные
отношения, их содержание и характер складываются
в зависимости от волн людей. Исходя из
этого, английский философ выдвинул положение
о том, что для познания социальной жизни
и её закономерностей прежде всего необходимо
изучение психических особенностей человека.
Он доказывал, что особенности душевного
склада дают ключ к пониманию связей и
зависимостей, существующих в социальном
мире. В естественном состоянии человеческие
отношения характеризуются борьбой за
существование, в ходе которой влечения
людей выступают как мера добра и зла.
Для того чтобы покончить с войной, избавиться
от страха незащищенности и постоянной
угрозы насильственной смерти, создается
государство.