Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Коррупция – явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное и чрезвычайно живучее явление реальной жизни. Шарль Монтескье писал: "…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и виды коррупции…………………………………….4
1.1. Понятие и модели развития коррупции………………………………….
1.2. Историческое развитие коррупции……………………………………
1.3. Виды коррупции……………………………………………………….
2. Проблемы коррупции в современном обществе и пути ее решения………..
2.1. Проблема коррупции в современной России……………………………….
2.2. Решения проблемы коррупции……………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством  в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе - и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК [3, с. 5].

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди  государственного аппарата боролись исключительно  представители этого аппарата. Это  привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция государства сменилась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем.

Таким образом, нынешнее состояние  коррупции в России во многом обусловлено  давно наметившимися тенденциями  и переходным этапом, который и  в других странах, находящихся в  подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

  • стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;
  • отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
  • распад партийной системы контроля

Коррупция является интернациональной  проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

В 1994 г. Швейцария, которая гордилась  неподкупностью своих государственных  служащих, была потрясена грандиозным  скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

Многочисленные случаи коррупции  в Италии, затронувшие самые высокие  политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там  материалам во многих крупных городах  ФРГ прокуратуры заняты расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более 1000, в Мюнхене около 600, в Гамбурге около 400, в Берлине около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1500 человек, а в 1995 - более 2000 человек, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией заражена строительная индустрия.

В одном из своих бюллетеней международная  общественная организация "Трансперенси Интернешнл" (далее ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране" [3, с. 4].

Во второй половине XX века коррупция становится международной  проблемой. Мировое сообщество признало, что коррупция, на современном этапе, пронизывает все сферы жизни  любой страны, независимо от уровня демократии и социального благополучия. В связи с ростом в мире коррупции, 31 октября 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против коррупции.

Согласно документу, в  определение коррупции включены основные виды деяний, совершаемых  в корыстных целях:

– подкуп должностных  лиц, включая должностных лиц  иностранных и международных  организаций;

– хищение, неправомерное  присвоение  или иное нецелевое  использование имущества должностным  лицом;

– злоупотребление влиянием или служебным положением должностного лица;

– незаконное обогащение должностных лиц;

– подкуп в частном  секторе;

– хищение имущества  в частном секторе;

– отмывание и сокрытие доходов от преступлений, включая  конверсию или перевод имущества, добытого преступным путем;

Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.– С.7320–7367.52

– покушение на совершение коррупционных преступлений, пособничество, подстрекательство, содействие или  дача советов при их совершении;

– воспрепятствование осуществлению  правосудия за коррупционные преступления.

Совет Европы проявил  заинтересованность в международной  борьбе против коррупции, поскольку  очевидной является исходящая от нее угроза не только международной  торговле или международным финансовым интересам, но и основным принципам  организации, а именно: верховенству права, стабильности демократических институтов, правам человека, социальному и экономическому прогрессу. Это связано также с тем, что борьба с коррупцией – предмет, пригодный, по мнению экспертов, для международно-правового сотрудничества: с этой проблемой так или иначе сталкиваются практически все государства – члены Совета Европы, и нередко здесь проявляются транснациональные элементы. Одним из результатов поиска совместных мер в ответ на вызовы, возникающие в связи с ростом коррупции, явились разработка и принятие двух международных документов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.) и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999 г.).

В 1999 году Советом Европы была создана международная организация ГРЕКО, ставящая перед собой задачу оказания помощи странам  – участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует  соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции. В группу входят  49 государств, в т. ч. и Российская Федерация. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США.В 2005 году была создана Международная антикоррупционная академия. Ее соучредители  – Управление ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime  - UNODC), Республика Австрия, Управление Европейского Союза по противодействию мошенничеству (European Anti-Fraud Office  - OLAF). К настоящему времени Соглашение об учреждении Академии подписали 53 государства и международные организации, в том числе Российская Федерация (1 марта 2011 г.). С 8 марта 2010 г. Академия имеет статус независимой международной организации.

Основные задачи Академии:

– поиск целостных, всеобъемлющих, междисциплинарных подходов к противодействию  коррупции;

– профессионализация антикоррупционной  работы с целью углубления существующих антикоррупционных стандартов;

– содействие прямому диалогу, сотрудничеству и обмену знаниями между участвующими организациями;

– улучшение действенности  институтов, организаций и лиц, занятых  в сфере противодействия и  борьбы с коррупцией;

Значимость борьбы с  коррупцией (антикоррупционной политики) в современной России, как и во всем мире, не вызывает сомнений ни у рядовых гражданин, ни у руководителей государств. Исследователи проблемы коррупции сходятся во мнение,  что победить данное явление возможно только соединением усилий государства и гражданского общества, путем формирования антикоррупционного сознания граждан. Для пропаганды знаний о коррупции

Организация Объединенных Наций учредила  Международный  день борьбы с коррупцией, который  отмечается ежегодно 9 декабря, начиная  с 2004 года. В целях правового просвещения граждан Министерством юстиции Российской Федерации и Российской правовой академией в 2010 году тиражом 200 тыс. экземпляров издана брошюра «Что такое коррупция и как с ней бороться», где в доступной форме изложены основные понятия, связанные с коррупцией, а также способы борьбы с коррупционными проявлениями.

Представленный краткий  обзор истории противостояния коррупции  в различные века и эпохи показывает сколь сложно и трудно побороть данное негативное явление. И в этой борьбе должны соединиться не только государства, но и народы, так как от активной жизненной позиции людей зависит во много успех реализации предпринимаемых международным сообществом мер.

Мусаелян, М.Ф. Вопросы  международного сотрудничества в сфере  противодействия коррупции [Текст] // Журн. рос. права. – 2012. – № 4. – С. 120 –126

Рафалюк, Е. Е. Юридическая  наука в поиске правовоых механизмов противодействия коррупции [Текст] / Рафалюк Е. Е., Власова Н. В. // Журн. рос. права.  – 2012.  – № 7.  –  С. 43–68; видеотрансяция Форума размещена  на  официальном сайте Института законодательства и сравнительного правоведения по адресу: http://www.izak.ru/node/1294    

Шиндяпина, Е. Д. Механизмы противодействия коррупции  в публично-правовой сфере [Текст] /Е. Д. Шиндяпина, Д. Я. Примаков, Е. В. Черепанова //Журн. рос. права. – 2012. – № 12. – С.119-129.23

Что такое коррупция  и как с ней бороться [Текст] /ред. А. Г. Панов, Б. В. Яценко, Мин-во юстиции  Рос. Федерации, Рос. правовая акад. –  М., 2010. – 32 с. – ( Сер. «Правовое просвещение  населения»).

 

1.3.Виды коррупции

 

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления, хотя, разумеется, разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.

Весьма традиционным заблуждением является абсолютизация аморальности коррупции. К сожалению, часть коррупционных  проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное  поведение, равно как многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является даже правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями. Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, зачастую расходится с понятием коррупции, принятым в научной литературе, законодательных и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон. Коррупционные этические отклонения "гнездятся" в мировоззрении служащих и обычно проявляются как нарушение принципа "вытянутой руки", заключающегося в том, что процесс принятия важных решений не должен зависеть от личных и семейных отношений тех, кто находится на службе - государственной или негосударственной.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества могут не совпадать с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как коррумпированные. В этом проявляется одно из наиболее серьезных препятствий к созданию эффективных моделей противостояния коррупции. "Но когда мы что-то делаем, - отметил Президент РФ Д.А. Медведев на встрече с журналистами 1 марта 2009 г., - мы даем прямой сигнал обществу, что мы все равно этим занимаемся, мы все равно пытаемся сузить это пространство, мы все равно кого-то хватаем за руку, мы все равно показываем, что в ряде случаев наказание сработает - рано или поздно наступит ответственность. И это все-таки создает несколько иную атмосферу, хотя бы в том даже, что мы сейчас говорим о том, что идет вот эта борьба с коррупцией".

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"