Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Коррупция – явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное и чрезвычайно живучее явление реальной жизни. Шарль Монтескье писал: "…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и виды коррупции…………………………………….4
1.1. Понятие и модели развития коррупции………………………………….
1.2. Историческое развитие коррупции……………………………………
1.3. Виды коррупции……………………………………………………….
2. Проблемы коррупции в современном обществе и пути ее решения………..
2.1. Проблема коррупции в современной России……………………………….
2.2. Решения проблемы коррупции……………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

К гражданско-правовым коррупционным  деликтам можно отнести и принятие в дар, и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает трех тысяч рублей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ). В этих случаях речь, конечно, идет о принятии подарков лишь за законные действия. Это обстоятельство нередко получает неправильное толкование в современных научно-практических комментариях к УК РФ. Получение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или негосударственной организации, вознаграждения, которое в стоимостном выражении не превышает трех тысяч рублей, за совершение незаконного действия (бездействие) с одной стороны, не является гражданским правонарушением, а с другой - не является препятствием к уголовному преследованию.

Попытка разрешить эту правовую коллизию с вручением подарков государственному (муниципальному) служащему была предпринята в проекте Федерального закона "О противодействии коррупции" (ст. 21 "Ограничение принятия подарков"). Однако это предложение в дальнейшем не нашло поддержки у депутатов Государственной Думы РФ.

Дисциплинарные коррупционные  проступки, обычно проявляющиеся в  таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление  сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел), с трудом поддаются систематизации, поскольку в действительности достаточно произвольно определяются руководящими органами огромного числа государственных, муниципальных, коммерческих и иных организаций. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где заканчивается дисциплинарный проступок и начинается незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление полномочиями? Наиболее актуальна эта проблема в сфере публичной службы.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные  единичные проявления коррупции. До настоящего времени в России нет действующего нормативного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к коррупционным. Существовало также весьма распространенное заблуждение (даже среди специалистов) относительно того, что эта проблема будет разрешена в случае принятия Закона РФ "О противодействии коррупции". В действительности же ни в одном из ранее рассматриваемых проектов антикоррупционного закона, за исключением первого рабочего варианта 1992 г. и последнего, принятого Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2008 г., в ст. 4 которого была сделана попытка видовой классификации коррупционных правонарушений, не предусматривался исчерпывающий перечень таких коррупционных преступлений. По-видимому, предполагается, что это должен делать тот, кто будет применять закон (после прочтения соответствующего общего определения). Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений - это не только технологическая (эффективный учет и контроль над распространенностью коррупционных проявлений), но и этическая проблема. Любая неопределенность в решении открывает бесчисленные возможности для политических спекуляций. К сожалению, ученые не в состоянии полностью преодолеть эту неопределенность и подменить своим мнением то, что может сделать только законодатель.

Современное российское уголовное законодательство содержит весьма внушительный перечень норм об ответственности за собственно коррупционные  и непосредственно связанные  с ними преступления. Если допустить, что законодатель России достаточно точно "предугадал" коррупционную природу всех преступлений, совершение которых в принципе может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах, то число видов коррупционных преступлений достигнет нескольких десятков. А по заявлению первого заместителя Генерального прокурора РФ А. Буксмана около 52 составов преступлений, предусмотренных УК РФ (в первую очередь взятка, мошенничество), в той или иной степени могут быть связаны с понятием коррупции.

В то же время нельзя не заметить, что российский законодатель вряд ли целенаправленно стремится криминализировать все известные формы общественно опасного коррупционного поведения. Многие его решения в этой сфере выглядят бессистемно. Так, например, до настоящего времени отсутствует в УК РФ прямой состав за преступления, совершаемые в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Нет антикоррупционной законодательной составляющей в кризисной ситуации, когда из информации в реальность превращаются сведения о "лопнувших банках", случаях вывоза активов за рубеж. При этом по данным исследования Международного центра Transparency International в 2008 г. в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. Такой вывод исследователи сделали, основываясь на ежегодном анализе индекса восприятия коррупции в 180 странах.

В зависимости от характера  той или иной социальной задачи могут предлагаться различные классификации коррупционных преступлений. Однако все они должны обладать непременными признаками коррупционного преступления:

1) использование служебного  положения в личных целях;

2) корыстный характер  деяния;

3) участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц;

4) наличие в действиях  сторон подкупа;

5) получение или передача  предмета подкупа.

Анализируя основные виды и механизмы коррупции с  точки зрения правовых институтов, необходимо хотя бы вкратце обозначить данное явление с макроэкономической точки зрения.

На сегодня выделяют два вида коррупции: широкомасштабную (основную) и мелкомасштабную (розничную). Первый вид коррупции процветает в международных экономических  отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов еще и политиков.

Розничная коррупция  имеет менее значимые экономические  потоки, но обладает свойством всепроникновения, всеобъемлемости. Агентами коррупционных  отношений в данном случае могут  выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица.

Помимо вышеупомянутого  вида коррупции, различают политическую и бюрократическую коррупцию. Зачастую их трудно разделить, поскольку эти  два вида имеют тенденцию к  сращиванию через сговор (collusion).

Существуют и иные виды коррупции, которые выделяют различные  авторы. Например, Улас выделил следующие три основные вида коррупции.

Первый вид коррупции определяется, как «государственная коррупция», характеризующаяся международным термином «захват власти». При этом виде коррупции принимаются такие законы на Федеральном и местном уровнях, которые на законных основаниях позволяют чиновникам «извлекать выгоды для себя и своих близких». Это, так называемые «взяткоемкие закона».

Реализация этого вида коррупции осуществляется путем предоставления любым структурам финансовой компенсации за ее потери, (добавим от себя — по любому поводу) из средств государственного и местных бюджетов.

Второй вид коррупции представляет собой «административную коррупцию». При этом виде коррупции «чиновники ради наживы предоставляют неким лицам или фирмам преимущества и льготы». Реализация этого вида коррупции осуществляется, например, через освобождение от различных налогов, предоставление субсидий и т. п.

Третий вид коррупции определяется как «злоупотребление влиянием». Этот  вид коррупции реализуется, в основном, через «телефонное право», непринятие, или принятие, малозначащих мер по тому или иному поводу. Телефонное право позволяет «решать» любые вопросы между сговорившимися чиновниками в интересах третьей стороны.

Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции  в современно России// Административное и муниципальное право.- 2010г. –  С. 23-29.

 

 

2.Проблемы коррупции в современном обществе и  пути ее решения

2.1. Проблема  коррупции в современной России

 

Коррупция остается одной  из самых острых проблем современной  России и таит в себе угрозу общенационального  масштаба. Именно о коррупции и  ее недопустимо высоком уровне в  последнее время все чаще говорится  на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, общественных организаций.     

 Д.А Медведев отмечал: "Коррупция в нашей стране  приобрела не просто масштабные формы. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества".    

 И речь, по словам  главы государства, идет не  просто о банальных взятках. "Речь  о тяжелой болезни, которая  съедает нашу экономику и разлагает  общество", - подчеркнул Медведев. Поэтому одна из стратегических задач, стоящих сегодня перед страной - кардинальное снижение уровня коррупции.    

"Ее решение напрямую  связано с защитой права собственности  в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением  свободы предпринимательства, - указал глава государства. - Фактически решение этой стратегической задачи связано с большинством задач, которые мы поставили перед собой".

Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин с тревогой пишет  о том, что наша страна сползает в  «криминальную и коррупционную пропасть» [16, с. 7].Особо стоит обратить внимание на то, что о необходимости борьбы с коррупцией российская власть заявляла практически с первых лет образования независимого государства. Так, в самом первом Послании Федеральному собранию РФ (1994 г.) Президент Б.Н. Ельцин поставил перед государством одну из  главных задач: «…нанести удар по преступности,  перейти в наступление на коррупцию» [11]. Аналогичные задачи ставились практически во всех восемнадцати последующих посланиях глав российского государства., включая последнее (12  декабря 2012 г.). В нем Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, что главные проблемы в нашей стране – низкая эффективность государственной власти и коррупция. При этом он признался: «… ничего нового здесь тоже не скажу» [12], т.е. это старые и плохо решаемые проблемы нашего общества и государства. К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84% опрошенных, 80% считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56%) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом – люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [17, с. 17].

В последние годы практически  ни один документ, характеризующий  социально -экономическую и политическую ситуацию в современной России, а  также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. В этом плане нельзя не согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы [8, с. 8].Нельзя сказать, что федеральная, региональная и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства. Так, известно, что Государственная дума ведет работу над поправками в административный и уголовные кодексы об ужесточении наказания за коррупцию. С 2013 года вступает в силу закон, который вводит ротацию чиновников. В первую очередь под ротацию попадут руководители контрольных и надзорных органов. По замыслу, постоянная ротация не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями на местах [5, с. 1].

Президент России В.В. Путин  подписал пакет законов о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам [13, с. 1]. Пакет антикоррупционных  законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г. Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др.

В последние месяцы 2012г. и начале 2013 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел  высокопоставленных чиновников. Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна -главное, что этот повод вполне реален. Кстати, далеко не все политические деятели и эксперты считают коррупцию одним из главных препятствий и вызовов России в развитии ее экономики и общества. Так, А. Кудрин в одной из своих статей выделил десять основных задач по созданию новой экономической модели нацеленной на модернизацию и инновации. Среди них нет задачи борьбы с коррупцией [4, с. 59–72].О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практики и изучению социальной природы коррупции. На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях «архаичного», переходного общества, каковым является Россия [1]. В третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция.

Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком, при всей его значимости, касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"