Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:07, контрольная работа
Коррупция – явление столь же древнее, как и человеческая цивилизация. Менялись эпохи, возникали и исчезали государства, приходили и уходили правители, а коррупция оставалась как негативное и чрезвычайно живучее явление реальной жизни. Шарль Монтескье писал: "…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела"
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и виды коррупции…………………………………….4
1.1. Понятие и модели развития коррупции………………………………….
1.2. Историческое развитие коррупции……………………………………
1.3. Виды коррупции……………………………………………………….
2. Проблемы коррупции в современном обществе и пути ее решения………..
2.1. Проблема коррупции в современной России……………………………….
2.2. Решения проблемы коррупции……………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………………………24
В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению. Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования. Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии. «На ней, –считает В. Стародубровский, – держится вся так называемая вертикаль власти. В этих условиях логично ожидать вероятность стремления вернуться к имитационным мерам, которые и проще, и привычнее, и безопаснее…» [14, с. 182].
Коррумпированная бюрократия профессионально овладела этим видом деятельности. Частично этому способствует ошибочный стереотип (миф),сформировавшийся в нашем обществе, согласно которому коррупция является часть российской ментальности. Отсюда вольно или невольно делается вывод, что казнокрадство и другие сходные преступления и злоупотребления властью лежат в природе русского национального характера. А раз так, то и относиться к ним можно снисходительно и терпимо. Такой стереотип ведет к оправданию самоустраненности от реальной борьбы с коррупцией, к ее имитации [7, с. 68]. Руководство этим стереотипом особенно опасно для политических и государственных деятелей, принимающих важные для общества решения.
Безусловно, в борьбе с коррупцией надо ужесточать законодательство. Необходимо сделать неотвратимым наказание за коррупцию. Заслуживает внимания, например, предложение некоторых юристов по узакониванию запрета на профессию человека, который, обладая специальными знаниями, использовал их в преступных целях [17, с. 17].Коррупция генерирует поколение специалистов, которые не способны профессионально решать общественные и производственные вопросы. А начинается это, как правило, в системе образования.
В силу высокого уровня ее коррумпированности, в первую очередь вузовского образования, в стране падает качество подготовки специалистов. По данным Рособрнадзора ежегодно покупается до 500 тыс. дипломов с высшим образованием, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой». По некоторым данным почти треть защищенных в последние годы кандидатских и докторских диссертаций написаны за деньги. В стране наблюдается масштабный поход за научными степенями и званиями чиновников и бизнесменов. Из-за коррупции образование как важнейший социальный институт не выполняет своих функций. Она деформирует развитие личности. Студент, освоив опыт коррупции в вузе, переносит его на другие отрасли общества и структуры государства. Теневой сектор высшего образования постоянно расширяется, и, как показывает практика, серьезного препятствия этому процессу пока не видно. Хотя в нашей стране есть соответствующие санкции. Так, «за использование заведомо подложного документа», по статье 327 УК РФ, грозит штраф до 80 тыс. руб., арест до 6 месяцев или исправительные работы сроком до двух лет, а также санкции по ст. 159 «Мошенничество». Но как показывает практика, эти статьи применяются крайне редко. Показателен в этом плане пример бывшего руководителя администрации губернатора Пермского края Ф.Алиева. В ходе проверки у него был обнаружен поддельный диплом о высшем образовании.
В одном из районных судов г. Перми состоялось судебное разбирательство. Судом было вынесено решение, что «диплом не поддельный, так как он напечатан на простой, а не на гознаковской бумаге», т.е. он был оправдан. И после этого он какое-то время продолжал работать в этой же должности. Подобные факты свидетельствуют о том, что даже самые продуманные антикоррупционные меры могут оказаться малоэффективными при плохом правоприменении, слабой координации антикоррупционных структур и институтов. Ныне эта координация, по словам Председателя счетной палаты С.Степашина, осуществляется в ручном режиме [10, с. 4].
В нашем обществе почти
отсутствует независимая
Борьба с коррупцией в нашей стране осложняется еще и тем, что в право нередко вмешивается политика. Нет ни одной сколько-нибудь сложной проблемы, которую можно было бы эффективно решить в условиях низкого доверия общества к власти. Это положение в полной мере относится и к коррупции. При всей значимости экономического, политического, правового факторов в борьбе с коррупцией нельзя не учитывать роль культуры, социальных норм и ценностей. В демократическом обществе, наряду с законодательством, они способны минимизировать коррупционную деятельность. Следовательно, успех в борьбе с коррупцией во многом будет зависеть от степени сформированности гражданского общества, наличия антикоррупционной атмосферы, высокого уровня правосознания и правовой культуры населения, от духовно-нравственных норм и ценностей. К сожалению, современное российское общество подошло к такому состоянию, что впервые за двадцать лет реформ глава государства в своем Послании Федеральному собранию РФ (12 декабря 2012 г.) вынужден был констатировать: «…в начале ХХI века мы столкнулись с настоящей … ценностной катастрофой…» [12] (выделено нами. – А.А., К.А.). Заметим, катастрофа – это внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия. В переводе греческого языка –конец, гибель. Такое заявление главы нашего государства вселяет некоторую надежду на то, что у власти есть осознание состояния катастрофы и она не на словах, а на деле займется решением обозначенной проблемы.
В условиях нарастания социальных,
демографических и
2.Проблемы коррупции в современном обществе и пути ее решения
2.1. Проблема коррупции в современной России
Коррупция остается одной из самых острых проблем современной России и таит в себе угрозу общенационального масштаба. Именно о коррупции и ее недопустимо высоком уровне в последнее время все чаще говорится на самом высоком уровне представителями исполнительной и законодательной власти, общественных организаций.
Д.А Медведев отмечал:
"Коррупция в нашей стране
приобрела не просто
И речь, по словам
главы государства, идет не
просто о банальных взятках. "Речь
о тяжелой болезни, которая
съедает нашу экономику и
"Ее решение напрямую
связано с защитой права
Председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин с тревогой пишет о том, что наша страна сползает в «криминальную и коррупционную пропасть» [16, с. 7].Особо стоит обратить внимание на то, что о необходимости борьбы с коррупцией российская власть заявляла практически с первых лет образования независимого государства. Так, в самом первом Послании Федеральному собранию РФ (1994 г.) Президент Б.Н. Ельцин поставил перед государством одну из главных задач: «…нанести удар по преступности, перейти в наступление на коррупцию» [11]. Аналогичные задачи ставились практически во всех восемнадцати последующих посланиях глав российского государства., включая последнее (12 декабря 2012 г.). В нем Президент России В.В. Путин особо подчеркнул, что главные проблемы в нашей стране – низкая эффективность государственной власти и коррупция. При этом он признался: «… ничего нового здесь тоже не скажу» [12], т.е. это старые и плохо решаемые проблемы нашего общества и государства. К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84% опрошенных, 80% считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56%) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом – люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [17, с. 17].
В последние годы практически
ни один документ, характеризующий
социально -экономическую и политическую
ситуацию в современной России, а
также положение дел с преступн
Президент России В.В. Путин подписал пакет законов о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам [13, с. 1]. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г. Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др.
В последние месяцы 2012г. и начале 2013 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел высокопоставленных чиновников. Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна -главное, что этот повод вполне реален. Кстати, далеко не все политические деятели и эксперты считают коррупцию одним из главных препятствий и вызовов России в развитии ее экономики и общества. Так, А. Кудрин в одной из своих статей выделил десять основных задач по созданию новой экономической модели нацеленной на модернизацию и инновации. Среди них нет задачи борьбы с коррупцией [4, с. 59–72].О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практики и изучению социальной природы коррупции. На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях «архаичного», переходного общества, каковым является Россия [1]. В третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция.
Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком, при всей его значимости, касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.
В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению. Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования. Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии. «На ней, –считает В. Стародубровский, – держится вся так называемая вертикаль власти. В этих условиях логично ожидать вероятность стремления вернуться к имитационным мерам, которые и проще, и привычнее, и безопаснее…» [14, с. 182].
Коррумпированная бюрократия профессионально овладела этим видом деятельности. Частично этому способствует ошибочный стереотип (миф),сформировавшийся в нашем обществе, согласно которому коррупция является часть российской ментальности. Отсюда вольно или невольно делается вывод, что казнокрадство и другие сходные преступления и злоупотребления властью лежат в природе русского национального характера. А раз так, то и относиться к ним можно снисходительно и терпимо. Такой стереотип ведет к оправданию самоустраненности от реальной борьбы с коррупцией, к ее имитации [7, с. 68]. Руководство этим стереотипом особенно опасно для политических и государственных деятелей, принимающих важные для общества решения.
Безусловно, в борьбе с коррупцией надо ужесточать законодательство. Необходимо сделать неотвратимым наказание за коррупцию. Заслуживает внимания, например, предложение некоторых юристов по узакониванию запрета на профессию человека, который, обладая специальными знаниями, использовал их в преступных целях [17, с. 17].Коррупция генерирует поколение специалистов, которые не способны профессионально решать общественные и производственные вопросы. А начинается это, как правило, в системе образования.