Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 08:17, курсовая работа
Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хоть и узко связанные друг от друга понятия.
Под разгосударствлением подразумевается процесс упразднения муниципального монополизма, составление многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения страны от функций прямого управления. Разгосударствление конкретных взаимоотношений принадлежности можно свести к 3 ключевым взаимосвязанным аспектам:
1) к существу разнообразных типов хозяйств;
2) к преображению хозяйств, остающихся в ведении государства, освобождение их от административно-командного диктата;
Содержание
Приватизация -
форма изменении
Разгосударствление и приватизация - не однозначные, хоть и узко связанные друг от друга понятия.
Под разгосударствлением
подразумевается процесс
1) к существу разнообразных типов хозяйств;
2) к преображению
хозяйств, остающихся в ведении
государства, освобождение их
от административно-командного
3) к приватизации, т.е. предоставление в управление обществ и отдельных граждан доли принадлежности государственного уровня. Значит, приватизацию надлежит осматривать как одну из форм разгосударствления. Впрочем, разгосударствление вполне вероятно и в отсутствии приватизации. В такой ситуации случается не смена владельца, а процесс децентрализации управления собственностью государственного уровня.
Под приватизацией традиционно понимается предоставление контролируемой какими-нибудь муниципальными органами общественной принадлежности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Приватизация в Российской Федерации была нужным составляющим элементом для перехода от социализма к рыночной экономике и остается ценным составляющим аспектом финансовой политики. Впрочем, довольно весомо, как она интересна сообществу, с какими целями и в которой ситуации ведется.
В заключительные
десятилетия в нашем
В связи с этим, в критериях перехода Российской Федерации к многоукладной экономике, понадобилось преображение принадлежности государственного уровня на базе ее приватизации и разгосударствления, собственно появилось главным условием формирования сегмента рыночных отношений. В данных критериях формируется потребность в изучении процессов приватизации, состоявшихся в Российской Федерации, обнаружить задачи и отличительные черты приватизации, ее трудности и допущенные ошибки, возможности. Приватизация имущества государственного и муниципального аспекта проходила живо, методично и стала (вместе с либерализацией тарифов) наиболее заметным проявлением перемен в экономике.
Анализ доктрины и практики приватизационного процесса занимает весомое место в финансовой науке. В доктрине приватизации и обобщении ее практики сберегается большое количество дискуссионных и нерешенных задач как методологического, так и прикладного аспекта.
Объектом исследования
выступает процесс
Предметом экономические отношения в сфере приватизации.
Цель работы является рассмотрение оценки результатов приватизации в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть
проблемы законодательного
- проанализировать итоги приватизации;
- выделить перспективы приватизации в России.
Информационно-методологическую базу работы составили работы таких специалистов, как Борисов Е.Ф., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Также использованы источники периодической печати и электронные средства массовой информации.
Вопрос о государстве как воплощении публично-правового аспекта, об его участии в гражданско-правовых отношениях и, как последствие, о признании его субъектом прав человека, а также о необыкновенностях его гражданско-правового статуса неустанно встает по вопросу обсуждениями проблемы о частном праве. Неоспоримо, собственно публично-правовая суть страны не имеет возможности не оказывать воздействия на частно - правовые дела, субъектом которых оно выступает.
Дела, образующиеся между государством и другими субъектами гражданского оборота, разноплановы по правовой природе. Одни опосредуют властные возможности, реализуемые органами страны в целях обеспечения на базе закона надлежащего регулирования (налогового, таможенного, денежного), носят субординационный параметр и относятся к сфере права частного характера; иные формируются в области гражданского оборота, возведенного на началах равноправия всех субъектов, в том числе и страны.
Именно в государстве как частноправовом субъекте тесным образом переплетаются публичные и частные элементы. «…Всё, представляющее государственное единство, существует бок о бок с частными, приватными элементами, беспрерывно с ними соприкасается и, действуя на них, само, в свою очередь, испытывает на себе их действие», – писал дореволюционный цивилист К.Д. Кавелин.1
Данный факт
сильно осложняет вероятность
Гражданский кодекс РФ показывает на страну как на субъект прав человека; п. 2 ст. 2 гласит: «В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования».
Более тридцати статей работающего ГК приурочены к государству, его роли в рыночном механизме. Именно тем работа страны в гражданском обороте вводится в обычные рамки, и оно делается равноправным соучастником имущественных взаимоотношений. За пределами положений, установленных этими статьями, роль страны в гражданском обороте сводится к нормативному регулированию и контрольно-надзорным функциям. Вместе с ними надлежит отметить, собственно законодатель, употребив в ст. 124 ГК формулировку «специфики этих субъектов», показал на правительство как на «отличительный» субъект права.
Властная (публично-правовая) суть страны имеет место быть в гражданском праве. Она выражается в особенном нраве страны как субъекта прав человека, так как оно, будучи организацией, не сознается все же юридическим лицом. В данном особенность правового положения страны в русском гражданском праве, где классификация субъектов видится как трехчленная – физические лица, юридические лица и специальное лицо – страна. Выделяя специфику страны как субъекта права частного аспекта, его самым что ни на есть выводят из совокупного ряда субъектов.
Тогда как система «отличительное лицо» скрывает внутри себя и ряд трудностей. Следуя данной трактовке, нужно разъяснить, в чём состоят отличительные черты страны как субъекта прав человека. Но законодатель следует по иному пути, распространяя влияние общепризнанных мер, которые характеризуют судьбу юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, когда другое не вытекает из закона или же необыкновенностей этих субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).
Таким образом, как следует из анализа законодательства, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.2
В этой связи
трудности, связанные с определением
гражданско-правового статуса
Но даже это не случайно, поскольку в данном вопросе остается огромное количество неизученного в теоретическом аспекте. Также, положения законодательства, регулирующие этот вопрос, сомнений нет, имеют необходимость в развитии.
Рассматривая страну как субъект гражданско-правовых взаимоотношений, её невозможно ставить в один ряд с иными субъектами прав человека. Целенаправленно припомнить в этой связи выражение Г.Ф. Шершеневича, который когда-то писал, собственно «государство и частное лицо могут быть только противопоставляемы, но не сопоставляемы друг с другом». При обращении к понятию «страна – субъект прав человека» важны некоторые объяснения. Правительство назовут «специальным» субъектом права в следствие многих отличительных черт его статуса: правительство само имеет возможность формулировать положения гражданского оборота, содержание и пределы собственной правоспособности; сможет брать на себя административные акты, из которых образуются гражданско-правовые дела, самостоятельно от воли иной стороны; использует иммунитетом и т.п. Но, как отмечается в литературе, специальное положение страны как субъекта прав человека обязано проявляться не в его отношениях с иными субъектами – гражданами и юридическими лицами, а в природе его существования и образования. Специфика страны в том, собственно оно - суеверно, носитель политической власти и, как следует из данного, характеризует правосубъектность не совсем только людей и юридических лиц, но и собственную свою как соучастника гражданского оборота; в этот момент «специальные свойства правосубъектности страны, проистекающие из соединения в некоторой текстуре и политической организации, облеченной властными привилегиями, и субъекта хозяйствования не могут скорректировать природу регулируемых правом человека взаимоотношений, в которых принимает участие страна, сделать их в перемешанные дела с составляющими власти-подчинения».
И все же, абсолютно бесспорно, собственно публично-правовая суть страны как субъекта права частного аспекта устанавливает потребность рассмотрения самого пристального внимания обороне интересов контрагентов страны.
Принципиальную значимость в этой связи приобретают проблемы государственной собственности, ее эффективного использования. Государство продолжает оставаться собственником колоссальных по размеру и значению активов. В то же время эффективность использования публичного имущества недостаточно высока, а его содержание требует достаточно серьезных вложений. Разработка эффективного механизма управления государственной собственностью является жизненно важной особенно сейчас, когда для государства все более насущным становится изыскание ресурсов, необходимых для несения «бремени социальных издержек», возложенного на него обществом.
Принципиальное значение имели в этой связи процессы приватизации, которые в начале 1990-х гг. имели хаотичный характер и множество недостатков, касающихся в первую очередь их законодательного регулирования. Законодательство отличалось непостоянностью, отсутствием внутреннего единства. Осуществление приватизации образца начала 1990-х гг. позволило решить лишь одну глобальную задачу – создать в России частную собственность на средства производства. Все прочие задачи: обеспечение интересов государства, вовлечение в процесс управления бывшей государственной собственностью широких слоев населения достигнуты не были. Практика применения законодательства о приватизации судами также вскрыла недостатки существовавших подходов к законодательному регулированию указанных процессов.
Все указанные обстоятельства сделали очевидной необходимость серьезного реформирования законодательства о приватизации. Изменение взглядов публичной власти на вопросы управления государственной собственностью предопределили законодательную активность в указанной сфере. В 2001 г. принят третий по счету за новейшую историю России закон, устанавливающий основы процесса приватизации, который периодически дополняется и изменяется. Активно идет процесс регионального законотворчества в рамках, предоставленных законом о приватизации. Указанные тенденции необходимо расценивать как положительные, однако уже сегодня очевидно, что законодательство о приватизации «нового образца» еще далеко от совершенства.
Одновременно с реформированием законодательства о приватизации в России все настойчивей звучат предложения о полноценном реанимировании и развитии института национализации в гражданском праве России. Имеющееся регулирование ограничивается несколькими статьями действующего Гражданского кодекса, касающихся принудительного изъятия имущества для государственных нужд.
На протяжении 1997–2005 гг. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ неоднократно вносились проекты законов о национализации: «О национализации в Российской Федерации», «Об обращении имущества в государственную собственность (национализации)», «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в собственность Российской Федерации (национализации)», «О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации».
Однако ни один из внесенных законопроектов не был принят. Основные претензии ко всем законодательным инициативам сводились к тому, что концептуальные положения законопроектов противоречат Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу РФ, другим федеральным законам, а цели законопроектов выходят за рамки законодательства о национализации в системе законодательства Российской Федерации.
Информация о работе Оценка результатов приватизации в России