Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа
Соотношение морали и политики у Макиавелли представляет собой значительный интерес, поскольку им было найдено новаторское решение, порывающее со всей предыдущей традицией осмысления политики. Макиавелли срывает покрывало с области человеческих отношений, на которую долгое время был наложен мораторий официальными институтами Церкви, толковавшими политику в выгодном им свете, и не допускавших отхода от сложившегося порядка. Взамен, Макиавелли предлагает взглянуть на действительную правду вещей, на то, как делаются дела в мире политики, какие цели преследуют государи, как добиваются власти, как удерживают ее, чем руководятся в своих действиях, и на что ориентируются во взаимоотношениях с другими людьми, с народом, с аристократией, с государями.
Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый……..…....... 5
Глава II. Критерии нового метода исследования политики……………...15
Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли…….….. 25
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………... 37
Вопреки
средневековой христианской
Следует, прежде всего, отметить новаторские по сравнению с античностью и средними веками методологические позиции Макиавелли в понимании исторического процесса. Он констатировал, что определяющим является влияние «действительного хода вещей», а не субъективные желания и представления людей, пусть даже и стоящих у руля государственной власти.30
Макиавелли пытался объяснить мир из него самого, выделить причинно-следственные связи, определяющие вечное движение и изменчивость бытия. Его внимание привлекает динамика политических отношений, движение государственных форм, политические перевороты, переход от одного качества к другому. Он тщательно изучает взаимосвязь закономерного и случайного в истории, и в частности на примере деятельности папы Александра VI и его сына Цезаря Барда – «хороших знатоков случая». Сосредоточенность на парадоксе, противоречивости проявляется у Макиавелли в обрисовке взаимоисключающих черт психологии правителя, его поведения и поступков, «которые кажутся хорошими, но приводят к гибели, представляются поражением, но обеспечивают безопасность».31
Макиавелли
был близок идеал свободного познания,
источниками которого он называл
современный опыт и изучение истории.
«Общение» с античными
Даже
признавая несостоятельность
Начало приведенного отрывка можно понять таким образом, что моральные суждения и качества, по мнению Макиавелли, чисто земной человеческий атрибут, то есть подчеркнуть их субъективность. Только высшая мудрость или крайнее безумие позволяют от них отрешиться. Буквальный же смысл высказывания другой: нравственные критерии для всех людей одинаковы, объективны, поскольку они люди.
Макиавелли не столько разделил политику и мораль, сколько взглянул со стороны на ценностные ориентиры, которыми проникнута вся политическая жизнь. Этим объясняется и нетерпимое отношение к нему церкви в период Контрреформации – научный взгляд на мораль еще менее совместим с религиозным, чем научный подход к природе.35
Макиавелли
отдает предпочтение
В своем
творчестве Макиавелли порывает с религиозным
мировоззрением и резко выступает
против теологических представлений
о политике, государстве и праве.
Средневековую концепцию
В результате
разрыва с религиозным
Обоснование
политики как опытной науки явилось
большим ударом по теологии и схоластике.
Задачу политической науки Макиавелли
видит в объяснении действительного
положения вещей, основанной на анализе
фактического материала, исторического
опыта, а не в построении утопических
теорий и догм. Не действительность
надо подгонять под канонизированные
схемы, а, наоборот, на основе познания
реальной действительности выводить работающие
политические принципы и в соответствии
с ними творить политическую историю.
В этом заключается глубоко
Примечательно, что Макиавелли никогда не обосновывает политические аргументы христианскими или библейскими доводами. Средневековые авторы придерживались концепции законной власти, под которой они подразумевали власть папы и императора или власть, берущую в них свое начало. Авторы северных стран, даже столь поздние, как Локк, аргументируют ссылкой на события в Эдемском саду, полагая, что таким образом они могут доказать «законность» некоторых родов власти. У Макиавелли нет и следа подобных концепций. Власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободном соревновании. Предпочтение, оказываемое Макиавелли народному правительству, выводится не из некоей идеи прав, а из наблюдения, что народные правительства менее жестоки, беспринципны и непостоянны, чем тирании.41
Вычленение политики в самостоятельную науку – одно из самых важных достижений Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.42
Едва
ли оспорим взгляд на Макиавелли как
на основоположника современного, несмотря
на прошедшие пять с лишним столетий,
понимания политики. Дело не только
в том, что он посмотрел на политику
«человеческими глазами». Привычная
и, в общем-то, ограниченная цитата требует
своего раскрытия. Оригинальный вклад
ученого в политику определяется
попыткой ее обоснования как
Макиавелли
исследует политику в разнообразных
аспектах и проявлениях: как «гражданские
раздоры между нобилями, пополанами,
плебсом», как проблему завоевания,
удержания и использования
Метод Макиавелли
научен, в современном понимании
только до определенного предела. Макиавелли
сравнивает, сопоставляет, анализирует
– это наука. Он формулирует некое
общее положение – это тоже
наука. Дальше наука не идет, а Макиавелли
этого мало. Мало сказать нечто
новое о том, как живут, растут
и приходят в упадок государства.
Если бы он этим ограничился, то мы бы знали
его как политического и
Макиавелли первым из мыслителей Нового времени указал на центральное место политики в социальной практике и по существу выдвинул «постулат самостоятельной трактовки политики». Объяснение политических событий, ранее безнадежно оторванное «от лежащей в их основе эмпирической действительности», обрело научные критерии, а сама политика получила возможность превратиться из утопической в опытную, реальную и в конечном счете прогнозируемую.
Макиавелли подчеркивал, что государственный деятель должен жить политическими реалиями, если не хочет обречь себя на поражение, ибо «кто оставит в стороне то, что есть для изучения того, что должно быть, скорее придет к гибели, чем к спасению»44
Макиавелли
отметил самостоятельное и
Попытаемся свести воедино (чего сам Макиавелли не сделал) «моральные» и «аморальные» части его доктрины. В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, ибо при такой конституции трудно осуществить успешную революции, и потому возможен устойчивый порядок; если бы не соображения устойчивого порядка, было бы благоразумно дать больше власти народу. До сих пор речь шла о целях. 45
Однако политика включает в себя также вопрос о средствах. Бесполезно исследовать политическую цель при помощи методов, заведомо обреченных на неудачу; если цель признается хорошей, то мы должны избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Вопрос о средствах можно рассматривать в чисто научном плане безотносительно к тому, являются ли цели хорошими или дурными. «Успех» означает достижение намеченной вами цели, какой бы она ни была. Если существует наука успеха, то ее можно изучать на примере успехов порочных людей не хуже, чем на примере успехов людей добродетельных, - даже лучше, ибо примеры добивающихся успехов грешников более многочисленны, чем примеры добивающихся успехов святых. Однако такая наука, будучи раз установлена, пойдет на пользу святому точно так же, как и грешнику, ибо святой, если он вступает на поприще политики, точно так же, как и грешник, должен жаждать достижения успеха.46