Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа
Соотношение морали и политики у Макиавелли представляет собой значительный интерес, поскольку им было найдено новаторское решение, порывающее со всей предыдущей традицией осмысления политики. Макиавелли срывает покрывало с области человеческих отношений, на которую долгое время был наложен мораторий официальными институтами Церкви, толковавшими политику в выгодном им свете, и не допускавших отхода от сложившегося порядка. Взамен, Макиавелли предлагает взглянуть на действительную правду вещей, на то, как делаются дела в мире политики, какие цели преследуют государи, как добиваются власти, как удерживают ее, чем руководятся в своих действиях, и на что ориентируются во взаимоотношениях с другими людьми, с народом, с аристократией, с государями.
Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый……..…....... 5
Глава II. Критерии нового метода исследования политики……………...15
Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли…….….. 25
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………... 37
Нравственность, по воззрению Макиавелли, есть, таким образом, совокупность правил, вытекающих из начала общего блага и воплотившихся во всем строе государственной жизни, правил, сложившихся исторически независимо от воли отдельных лиц. Нравственность, подобно праву, государству, религии, есть явление историческое, обусловливаемое потребностями общежития; она вызвана недостатками человеческой природы и имеет целью сгладить эти недостатки и вооружить человека качествами, которые необходимы для совместной жизни в государстве и которыми природа обделила человека.82
Представления о том, как люди должны жить, как они должны поступать, далеки от реальной жизни и реальных поступков, как небо от земли. Предпосылка, между прочим, вполне совместимая с христианской доктриной. Ведь Макиавелли не отказывается от идеала, а только объявляет его недостижимым: слишком много вокруг «чуждых добру». Правда, вывод продиктован чисто светскими интересами, это совет государю научиться быть не добрым в случае необходимости. Заложенный здесь нравственный принцип можно сформулировать так: признание творимого зла действительным злом и оправдание его неизбежности злом окружающим.83
Как нам удалось установить, Макиавелли вовсе не разводит мораль и политику в стороны как несовместимые вещи друг с другом, ибо они имеют под собой общий источник. Он призывает действовать по возможности благим образом, но и не чураться зла в политике при необходимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая исследованный в ходе данной работы материал, необходимо сделать несколько выводов относительно жизни и учения Макиавелли в аспекте морально-политическом.
Во-первых, с Макиавелли заслуженно могут быть сняты обвинения в безнравственности, ибо он явил собой пример доблестного мужа, служившего благу всего народа, отвергнувшего материальную выгоду в пользу собственной нравственной чистоты и долга, который он сам на себя возложил.
Да, Макиавелли порывает с религией и полностью разоблачает ее сакральные функции, ибо на примере Древнего Рима показывает, как власть может использовать ее обряды и таинства в своих целях, для манипулирования сознанием людей. Примечательно, что он и не отвергает религию как средство полезное для того, чтобы удерживать народ в согласии, и призывает правителей не отменять сложившихся верований и таинств. Но изобличив лживый и корыстолюбивый характер Церкви, он отвергает ее роль в политике, ибо, по его мнению, именно ее действия явились причиной политической раздробленности Италии. Также можно сказать, что Макиавелли предлагает прямые неморальные действия, направленные против личности, но здесь же нужно отметить, что никогда не против народа. Но оценка в сфере политики с позицией морали не имеет никакого смысла и значения, так как индивид встает над моралью, вычленяется из общей среды людей, для того, чтобы влиять на эту среду, вносить поправки и изменения. Ему, в каком-то смысле все дозволено, ибо он выполняет цель, для которой был призван от рождения или выбран народом. Что характерно Макиавелли не превозносит тиранов, он возможно оправдывает средства, которые они употребили, то, как они достигали успеха, но не саму их цель, потому что для Макиавелли самое главное общественное благо, благо народа, благо национальное.
Для Макиавелли основным игроком на политической арене должна стать доблестная личность, для которой борьба с судьбой – единственно нормальное условие протекание жизни, в которой необходимо должно применять все доступные средства для того, чтобы уметь справиться с любыми обстоятельствами. Политический лидер должен быть подобен лисице и льву, использовать разум и силу, коварство и хитрость.
Зло и добро – относительные понятия и зачастую одно происходит из другого. Макиавелли отмечает, что ни один человек не может быть ни абсолютно злым и бесчестным, ни абсолютно добрым и благим. Люди как правило избирают средний путь, который приводит их к гибели, так как в необходимый момент им не удается проявить гибкость и твердость. В своем деле Макиавелли призывает людей, посвятивших себя политиками, самому влиять на свою природу и характер, избирать во всех ситуациях верный характер действий, применимый к конкретной ситуации, быть твердым в своих решениях.
Нигде мы
не можем найти каких-либо призывов
Макиавелли руководствоваться
В заключение, хотелось бы отметить, что характер учения Макиавелли легко может принимать практический характер. Поскольку он отказался от изучения идеальных построений, его максимы, выводимые из опыта реальной политики, всегда могут быть применены в действии, и являются руководством в движении к успеху, как частного человека, так и государственного деятеля. Главное, что остается прояснить, изучив сферу морально-политических воззрений Макиавелли – это вопрос о целях. Важно, в конечном счете, то, на что ты употребишь конкретные средства, то, чего ты достигнешь в результате своих действий. Предусмотрительным должен быть тот, кто собирается применить жесткие средства борьбы, дабы не принести большего зла и ущерба, чем того, на избавление от которого они были употреблены. Выгода отдельного человека не должна угнетать многих других, необходимо искать разумный баланс, в котором можно будет избежать конфликтов и войн, ибо война и для Макиавелли была самым величайшим из зол и крайним средством в решении каких-либо вопросов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 2009 C. 141
2 Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макиавелли. // Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987 С. 362
3 Андреев М. Л. Слово и дело Никколо Макиавелли. // Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., 2004 С.7
4 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 109
5 Темнов. Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 5
6 Там же. С. 7
7 Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков М., 2003 С. 67
8 Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макиавелли. // Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987 С. 354
9 Жиль К. Никколо Макиавелли. М., 2005 С. 17
10 Андреев М. Л. Слово и дело Никколо Макиавелли. // Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М., 2004 С. 8
11 Там же. С. 9
12 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 7
13 Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков М., 2003 С. 68
14 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 7
15 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 110
16 Там же. С. 111
17 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 7
18 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 111
19 Там же. С. 112
20 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 7
21 Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма: М., 2004 C. 698
22 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 112
23 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 8
24 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 112
25 Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма: М., 2004 С. 704
26 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 113
27 Андреев М. Л. Слово и дело Макиавелли. // Макиавелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма: М., 2004 С. 11
28 Риклин А. Никколо Макиавелли: Искусство властвовать. Спб., 2002. С 25
29 Балакин В. Бессмертная слава «обыкновенного» человека. // К. Жиль Никколо Макиавелли М., 2005 С. 7
30 Темнов Е. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 28
31 Темнов В. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 28
32 Юсим М. А. Этика Макиавелли М., 1990 С. 13
33 Там же. С. 14
34 Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. Минск, 2009 С. 158
35 Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990 С. 15
36 Там же. С. 18
37 Зорькин В. Д. Никколо Макиавелли. // Максима Макиавелли. Уроки для России XXI века М., 2001 С. 61
38 Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. Минск, 2009 С. 115
39 Зорькин В. Д. Никколо Макиавелли. // Максима Макиавелли. Уроки для России XXI века М., 2001 С. 62
40 Там же. С. 63
41 Рассел Б. История западной философии. М., 2004 С. 616
42 Долгов К. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли// Макиавелли Н. Избранные сочинения, М., 1982 C. 49
43 Темнов В. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 29
44 Темнов В. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С. 30
45 Рассел Б. История западной философии. М., 2004 С. 616
46 Рассел Б. История западной философии. М., 2004 С. 616
47 Долгов К. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. // Макиавелли Н. Избранные сочинения, М., 1982 С. 49
48 Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998 С. 46
49 Барг М. А, Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998 С. 48
50 Долгов К. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли. // Макиавелли Н. Избранные сочинения, М., 1982 С. 31
51 Там же. С. 32
52 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Спб., 1991 С. 86
53 Там же. С. 87
54 Темнов В. И. Макиавелли – политический писатель. // Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996 С 34
55 Зорькин В. Д. Никколо Макиавелли. // Максима Макиавелли. Уроки для России XXI века М., 2001 С. 63
56 Юсим М. А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990 С. 4
57 Там же. С.5
58 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.,2009 С. 150
59 Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: politics and history in sixteenth-century Florence. Princeton, 1965 С. 196
60 Риклин А. Никколо Макиавелли: Искусство властвовать. Спб., 2002 С. 32
61 Риклин А. Никколо Макиавелли: Искусство властвовать. Спб., 2002 С. 33
62 Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.,2009 С. 152
63 Там же. С. 153
64 Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. Минск, 2009 С. 141