Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа
Соотношение морали и политики у Макиавелли представляет собой значительный интерес, поскольку им было найдено новаторское решение, порывающее со всей предыдущей традицией осмысления политики. Макиавелли срывает покрывало с области человеческих отношений, на которую долгое время был наложен мораторий официальными институтами Церкви, толковавшими политику в выгодном им свете, и не допускавших отхода от сложившегося порядка. Взамен, Макиавелли предлагает взглянуть на действительную правду вещей, на то, как делаются дела в мире политики, какие цели преследуют государи, как добиваются власти, как удерживают ее, чем руководятся в своих действиях, и на что ориентируются во взаимоотношениях с другими людьми, с народом, с аристократией, с государями.
Введение……………………………………………………………………........ 3
Глава I. Макиавелли – флорентийский секретарь и ученый……..…....... 5
Глава II. Критерии нового метода исследования политики……………...15
Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли…….….. 25
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список литературы…………………………………………………………... 37
Методологии Макиавелли присущ историзм или конкретное понимание исторических событий. Макиавелли изучает общественные явления в их противоречивости, он опирается на факты реальной истории, на факты из жизни конкретного общества, будь то события из жизни Флорентийской республики или события из жизни Франции, Испании, других европейских государств.47
Для Макиавелли история является созданием рук человеческих, действия которых, в свою очередь, подлежат тем же законам, в них существуют такие же причинно-следственные связи, как и в явлениях природы. И творцом, и главным объектом истории является человек: и государство, и мораль, и религия – результат его деяний. Вот почему Макиавелли так внимателен к человеку, который представляется ему неотъемлемой частью природы, ее порождением. Отсюда двойственность природы человека: в ней присутствует и животное, и человеческое начало. Многие чувства мало или совсем не отличаются от животных: тем и другим в одинаковой мере присуще стремление к самосохранению, деятельностью тех и других управляют разнообразные влечения, среди которых самыми главными являются любовь и страх.48
Человек
интересует Макиавелли не как отдельная
личность с ее судьбой, идеалами, правами
и обязанностями, а как гражданин,
солдат, общественный деятель, правитель.
Он не подвергает сомнению возможность
эффективной деятельности человека
на общественном поприще, и главная
цель его – исследовать способы
этой деятельности в различных ситуациях,
выявить соотношение между
Макиавелли реалист: он впервые в истории пытается выработать феноменологию политического сознания и политического действия, обращенную не в прошлое, а в будущее, не к абстрактному человеку и человечеству, а к конкретному носителю политической власти – новому государю, основная миссия которого состоит в создании мощного единого национального государства.
Преобладание
общих государственных
Ради достижения цели новый государь не столько должен обладать общепризнанными добродетелями, сколько казаться обладающим ими, чтобы они не сковывали его действий, чтобы, в случае необходимости, он мог пренебречь этими еще не имеющими широкое хождение в обществе добродетелями и пользоваться ими, как средствами для достижения цели, по своему усмотрению.51
Макиавелли ищет решения проблемы нового государства и общества при использовании улучшенных, если не в корне переработанных, «христианско-гуманистических» концепций. Рассуждая об аде и рае, Макиавелли имел в виду совершенно реальные вещи: рай был для него одним из наиболее ненавидимых призраков, в котором человеческая фантазия видит священную резиденцию блаженных. Он рассматривал этот призрак как отрицательно воздействующий на человека миф, как незаконный путь, искажающий реальность: «Они хотят проповедника, который обучил бы их, как найти путь в рай, а я хотел бы найти такого, который научил бы их, как найти путь к дому дьявола». Саркастически он относится и к мифу об аде: «В аду столько хороших людей! Разве тебе стыдно туда попасть?». Однако он соглашался искать пути в ад, т. к. «это было бы верным способом, … чтобы его избежать». В переводе на практический язык политики это означало изучить пути, по которым на Италию неумолимо надвигается экономический и политический крах, искать их, чтобы их избежать, чтобы установить прочное государство и здоровое общество.52
Религию
он рассматривает как явление, имеющее
отношение к реальному миру человека:
религия сотворена человеком
и составляет часть современной
ему культуры, т. е является составной
частью не только представлений отдельного
человека, его миропонимания, но
и всего идеологического
В поле зрения Макиавелли не только структурные, но и функциональные аспекты политической власти. Итальянский региональный абсолютизм XV-XVI веков, противостоявший централизованным державам Европы, мог «выжить» только разработав новые формы политического руководства и более эффективные методы управления. Да и в Англии, Франции и Испании, где абсолютизм уже утвердился, этот вопрос отнюдь не был снят. На примере отдельных тираний, республик, монархий Макиавелли показал, как использовали политическую власть Цезарь Борджа, «отец отечества» Козимо Медичи, Пьеро Содерини. За этими широкими исследованиями скрывались попытки не только найти новый тип политического деятеля, определить роль личности в истории, но и выявить пределы власти, сформулировать закономерности политического режима и заложить основы политического искусства в новых условиях.
В этой связи ученый обращается к психологическим аспектам политики. Так. Связывая необходимость проведения определенной, разработанной в «Государе» политической линии с политическим искусством, он выделяет в последнем политическую интуицию. Многочисленные замечания Макиавелли о «трудностях введения новых учреждений», о «непрочности государства» без социальной опоры, о том, что «в коррумпированном обществу трудно или невозможно сохранить или создать республику», и т. д. показывают, что он придавал очень важное значение связи психологического состояния общества с методом осуществления государственной власти. Характеризуя психологию населения в Германии, Франции, Италии, он показывает, что для устойчивости политических систем большое значение имеют складывающиеся в народе представления, традиции, стереотипы. Макиавелли интересуют наиболее устойчивые образцы политической ориентации масс, их отношение к политическим режимам и т. д. – иными словами, то, что в современной социологии ставится как проблема «политической культуры», «легитимности политических систем».54
Обоснование
политики как опытной науки явилось
большим ударом по теологии и схоластике.
Задачу политической науки Макиавелли
видит в объяснении действительного
положения вещей, основанной на анализе
фактического материала, исторического
опыта, а не в построении утопических
теорий и догм. Не действительность
надо подгонять под канонизированные
схемы, а, наоборот, на основе познания
реальной действительности выводить работающие
политические принципы и в соответствии
с ними творить политическую историю.
В этом заключается глубоко
Таким образом, можно заключить, что познавательные установки Макиавелли несут в себе во многом революционный, прогрессивный характер. Ему удалось вычленить политику из сферы схоластического и богословского влияния и трактовать ее объективно, опираясь на реальный порядок вещей, свободный от приукрашиваний, домыслов, моральных соображений. Макиавелли осознал всю порочность Церкви и попытки ее описывать события на свой лад, как им выгодно, этому он противопоставил свой трезвый взгляд на историю, политику и философию человека. За этот смелый шаг Макиавелли достоин великой похвалы.
Глава III. Место морали в политическом учении Макиавелли.
Чтобы понять
философский смысл данного у
Макиавелли решения нравственно-
Но сегодня
очевидно, что от одного противопоставления
политической реальности и нравственных
норм для науки пользы мало. Нужно
объяснить их расхождение, тем более
что и государство и мораль
вызваны к жизни общим
Сам Макиавелли выдвинул главный тезис, послуживший потом всем защитникам научности его смелых высказываний, - требование «действительной истины». Поэтому вопрос об истине становится ключевым в разговоре о Макиавелли.56
Заслуга Макиавелли состояла не в освобождении «науки» от морали, а в освобождении ее от абстрактного морализирования. Нравственные проблемы политики можно и должно решать только в пределах этики, ставя при этом вопросы о происхождении моральных норм, о том, как люди к ним относятся, что о них думают, как используют и как поступают. Желание разрешить эти вопросы определило особенности его этических, а также политических и религиозных идей.57
Анализ
политики отделен и освобожден у
Макиавелли от религии, но и сама религия
оказывается подчиненной
Политические действия не могут ограничиваться пределами этики. Хотя Макиавелли указал, что аморальное действие могло бы часто быть самой эффективной мерой, которая может быть принята в любой ситуации, он никогда не отдавал предпочтения аморальным действиям моральным поступкам. Он не был сознательным сторонником зла; он не хотел низвергать все моральные ценности. Но также ложно утверждать противоположность: что Макиавелли хотел заменить христианскую этику другой этикой, и для этого он призывал политических деятелей игнорировать общепринятую этику, поскольку их побуждением к действию должна быть польза политического сообщества, что является самой высокой этической ценностью. Так же, как Макиавелли признавал, что возможно было найти политические сообщества, которые могли существовать в мирной изоляции, он полагал, что люди могли устроить свою жизнь, чтобы возможно было следовать христианской этике. Но когда люди присоединились к игре политики, они должны были следовать за ее правилами; и эти правила не содержали различения между моральными и аморальными действиями.59
Высшая
политическая цель Макиавелли – «самосохранение
государства всеми доступными средствами
и любой ценой». Тот, кто хочет
добиться успеха в политике, не может
в своих поступках
Так как люди злы и дурны, государь имеет право нарушать слово. Он никогда не должен держать обещание, если это вредит ему. Государственный интерес вынуждает его обманывать верность и доверие и поступать вопреки человечности и вере. Нет необходимости в том, чтобы государь обладал всеми добродетелями: достаточно уже того, если он демонстрирует обладание ими; для этого он должен быть «мастером лицемерия и притворства». Он должен угождать народу и сохранять расположение могущественных – однако так, чтобы не навлечь на себя ненависть народа. Неприятные задачи он перекладывает на других; милости раздает сам. Вера важна, но она подчинена политике и является не самоцелью, а средством для завоевания и стабилизации власти.61
В сущности,
Н. Макиавелли провозглашает в качестве
закона политической морали правило
«цель оправдывает средства». («Пусть
обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали
результаты») Однако целью этой является
вовсе не частный, личный интерес
правителя, но «общее благо», которое
он не мыслит вне создания сильного
и единого национального
«Государственный интерес», которому подчинена политическая деятельность, не сводим у Макиавелли к пользе и выгоде государя. Это интерес «отечества», понимаемый, прежде всего, как интерес народный, общенациональный; конкретно в условиях Европы и Италии начала XVI века речь шла о национальном государстве, возникающем в борьбе с феодальной анархией. Макиавелли резко полемизировал с теми политическими писателями и мыслителями, которые отказывали народу в здравом смысле и верном суждении. Он подчеркивал, что недостатки народа не хуже, чем вообще недостатки отдельных людей и тем более самих государей. 63«Правда, народы, как говорит Туллий (Цицерон) невежественны, но они всегда способны признать правду и легко уступают, когда человек, достойный доверия, показывает им истину64».