Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа
«Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями». Все попытки постижения нового сводятся, в конечном счете, к познанию и пониманию себя. Наиболее полное, на мой взгляд, определение идентичности дает В. Римский: «Идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнает себя, признает устойчивость собствен¬ной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою при¬надлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признает невозможность принад¬лежности к другим социальным группам» .
1. Введение………………………………………………………….3
2. Глава I: научный дискурс идентичности…..…………………..12
3. Глава II: идентичность в сети Интернет……………...……......20
4. Глава III: идентичность в политическом Интернете…………..26
5. Заключение……………….………………...………………...…..46
6. Источники и литература ……………………...………......……..52
«Идентичность» и родственные слова в других языках имеют долгую историю в качестве технических терминов Западной философии – от древних греков до современной аналитической философии. Они используются для обращения к вечным философским проблемам постоянства среди очевидных изменений, а также единства среди очевидного разнообразия»35,- пишут авторы статьи «За пределами «идентичности». С текстов Дж. Локка «Опыт о человеческом разумении» и Д. Юма «Трактат о человеческой природе» обычно и начинают философско-теоретическую историю проблематики идентичности. Учение о сознании Локка было направлено на решение проблемы демаркации между человеком и животными, но при этом столкнулось с более сложной проблемой, а именно, как возможна индивидуальность в урбанизированной среде модерного общества, где идентичности постоянно сталкиваются с тем, что Локк называет Законами.
З. Фрейда и А.Фрейд основоположники теории психоанализа, вводят понятие идентификации. Если у З. Фрейда идентификация рассматривается прежде всего как способ защиты личности от давления инстинктов, то у А. Фрейд она трактуется как механизм защиты «Я» от внешних угрожающих объектов. Вклад К. Юнга заключался в утверждении, что процесс социализации, который постоянно сопровождается самоидентификацией личности и выражает стремление личности к единству, выступает «обретением самости» и длится всю жизнь.
А. Адлер в теории стиля жизни выделял два фактора: социальный интерес- чувство идентификации с человечеством, чувство общности, чувство солидарности; и социальную активность.
Весомый вклад в изучение проблемы внес Э. Эриксоном. Само введение термина в социальный анализ связано с его именем, его труды «Детство и общество», «Молодой человек Лютер», «Идентичность: молодость и кризис» ввели этот термин и в язык политиков, общественных деятелей, СМИ. Э. Эриксоном определяет идентичность как тождество человека самому себе, что неизбежно потребовало определения критериев данного тождества. Ученым были выделены понятия кризисных периодов или этапов развития личности, и определена связь идентификации с ними. Из восьми периодов Э.Эриксон пятому периоду (стадии), периоду юности, отдает преимущество по формированию эго-идентичности, т.е. созданию такого представления о себе, которое соединило бы в себе и прошлый детский опыт и стремления будущего, позволив сохранить целостность личности на протяжении всей жизни. Закономерно у автора возникает вопрос о рациональности природы идентификации, и, как следствие рациональной оценки, выделение «чужого», «иного», того, кто угрожает личности, ее сущности, ее идентичности. Становление близости с определенной группой людей или признание определенных идей и правил невозможно без отрицания «чужого».
При выполнении трех условий можно говорить об идентичности. Первое – ощущение внутреннего тождества самому себе. Второе – его социальная группа должна признать тождественность и целостность индивида, соответствие этой группе. Третье – уверенность в том, что внутренние ощущения тождества, совпадают с внешними проявлениями и планами. Здесь автор подходит к понятию введенного им термина кризиса идентичности. Дальнейшие логические рассуждения Э. Эриксона приводят к основополагающим характеристикам идентичности. Автор указывает. Что последующее развитие, трансформация идентичности происходит под воздействием социальных групп, к которым принадлежит или желает принадлежать индивид. Таким образом, идентичность - борьба «на всю жизнь», процесс, сопровождающий индивида в течение всех заявленных автором периодов. Отсюда и введение Э.Эриксоном понятия «растущая идентичность». Далее автор анализирует основные задачи, необходимые для преодоления кризиса идентичности, в зависимости от периодов жизни.
В периоде ранней зрелости важнейшим является формирование интимности взаимоотношений, слияния с партнером, где наиболее важной задачей является устойчивость эго-идентичности, гарантирующая сохранность самости. На следующем, седьмом этапе (этап зрелости) происходит формирование индивидуальности, подъем «над уровнем идентичности»36.
При формировании идентичности на данные периоды накладываются и особенности исторического периода, что заложило основы социального и политического взгляда на проблему.
Опубликованные работы Д. Марсиа пополнили понятие схемой четырех состояний эго-идентичности: диффузия, предрешенность, мораторий, достижение идентичности. Автор рассматривал влияние социальных и политических аспектов на состояние идентичности. Э. Фромм исследовал вопросы идентификации личности, связанные с самосохранением, безопасностью индивида. Основной конфликт автор увидел в потере индивидуальности и свободы взамен чувству безопасности, которое приобретается в социуме. Во многом это уже вопросы политической психологии, социологии. По мнению автора решение подобного конфликта чаще всего приводило человечество к «бегства от свободы»,т.е. авторитаризму, деструктивности, подчинению. Автор поднимал проблему пропасти между свободой и безопасностью. По мнению автора идентичность - тождество с самим собой, в результате которого люди чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они есть на самом деле. По мнению Э. Фромма принятие уникальности и свободы личности без потери единства с себе подобными, способно устранить данное противоречие автоматически.
В 80-х годах ХХ века перед психологами и социологами встал вопрос о возможности описания политического мышления, используя основы когнитивной психологии Ж.Пиаже. Интересны предложенные типы логики выстраивания отношения с объектами политики: последовательное, линейное и систематическое. Последовательное мышление наблюдается у лиц, не рассматривающих политику в качестве значимого объекта. Данный тип мышления не связан с принадлежностью индивида к той или иной социальной статусной группе. Линейное мышление предполагает приоритетное значение личности при оценке политических объектов и событий, а не социальной группы, в которую входит индивид. «В рамках этого типа мышления возникает вопрос о политической самоидентификации».37 Политику, индивиды с подобным типом мышления воспринимают иерархически, организованным полем борьбы за власть.
Индивиды же с систематическим мышлением идентифицируют себя свободными, думающими гражданами, являющимися членами социальных групп. На политические объекты и события они смотрят как на борьбу различных систем за реализацию своих целей и задач. Если представители данного типа мышления идентифицируют себя с определенной партией, группой, нацией, они способны к солидарности с членами данных групп, позволяющей объединить усилия членов этих групп для достижения своих целей и интересов. «Солидарность - это также одна из инстинктивных форм поведения индивидов»,38 способных кроме соперничества, также и к сотрудничеству. Е. Б. Шестопал считает подобные инстинкты врожденными моделями поведения, определяющими направление поведения индивида.
А. В. Брушлинский рассматривает идентификацию личности не только с определенными социальными ролями, но и с общностями, группами, нацией, обществом в целом. Отсюда понятие региональной, национальной, наднациональной, гендерной, гражданской, национальной, религиозной, сетевой и т.д. идентичностей.
Интересна предложенная Я. Рейковски «бинарная оппозиция типов самоидентификации людей». В основе самоидентичности, по мнению автора, лежит индивидуализация и идентификация. Если индивидуализация формирует образ социального мира, представленного рядом индивидуумов, то идентификация, стирая границы, формирует концепции идентичного другим. Автор отмечает, что эти процессы имеют разное развитие в обществах. Западная цивилизация способствует индивидуализации, тогда как восточная - идентификация.
Интерес представляет и концепция идеологического пространства С. Жижека как совокупности не связанных между собой элементов, выстраиваемых в логические цепочки с другими элементами. Так одни категории «point de caption» несут различную идеологическую нагрузку в различных логических цепочках. Так понятия свободы и государства различным образом трактуют консерватизм, либерализм, анархизм и коммунизм. Именно благодаря «point de caption» по мнению автора и задается идентичность поля политики, позволяя индивидам оценивать свои политические взгляды.
П. Бергер, Т. Лукман считали, что проблема идентичности человека решается только в контексте описания конкретного общества. Формирование идентичности для них – процесс социализации, происходящей в течение всей его жизни человека. Идентичность невозможно поддерживать без участия других людей. Люди интерпретируют собственную субъективную реальность. В современном обществе идентичность личности открыта для любого внешнего воздействия. Отсюда возникает интересный для нас вопрос об устойчивости возможности ее трансформации.
И. Гофман обратил внимание, что, пытаясь сохранить уникальностью собственной личности, индивид способен принимать совсем несвойственные ему «правила игры». Так политическая идентичность может не соответствовать реальным политическим действиям индивида или его позиции в поле политики. Отсюда возникает понятие базисной и ситуационной политической идентичности.
Заканчивая главу, посвященную истории теоретических исследований, хочу обратиться к «постмодернистской» модели анализа идентификации. Во- первых, в ней содержатся основные аргументы сторонников отказа от категории идентичности в политической науке, а, во-вторых, она интересна в свете поставленных в моей работой задач.
Специфика этого подхода в том, что политическая идентификация не рассматривается «как вполне самодостаточное явление»39. Таковы аргументы в пользу данной концепции: снижению потребности в групповой самоидентификации любого типа, в том числе и политической, в следствие внедрения стандартных стилей жизни; «текучесть», сменяемость критериев самоидентификации в пространстве политической культуры, идеи о политической конкуренции с целью завоевания социо - культурного пространства; трансформация политической идентификации под воздействием социо-культурных акторав или, как в нашей стране, по мнению И.С.Семененко, под действием государства, которое «выступает и объектом, и субъектом группового взаимодействия».40 Следовательно, говорить о подобной категории рамках политической науки для анализа и прогноза электорального поведения некорректно; преимущества неполитического характера групповых идентификаций в конце ХХ в. Протестные организации легко встраиваются институты государства и государственного управления, что ведет к снижению протестной деятельности.
Глава II: идентичность в сети Интернет
Впервые о виртуальной реальности заговорили исследователи Массачусетского Технологического института, при описании трехмерных макромоделей, реализованных при помощи компьютера в конце 70-х годов XX века. Позже этот термин стали использовать применительно к сети Интернет. В настоящее время виртуальная реальность понимается как «иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры»41.
Интернет представляет собой пространство распространения текстов, чаще всего коротких цитат, в разных модификациях и комбинациях появляющихся на разных сайтах, с включением определенной доли аудио- и видеоинформации. Сеть Интернет по своему содержанию и функции является средством коммуникации отдельных индивидов, позволяющей объединению их в отдельные группы. В сети Интернет эти группы формируются по принципу близости интересов и приоритетов при работе с информацией. Эти социальные группы во многом тоже являются виртуальными, поскольку коммуникация в них создаётся и поддерживается средствами компьютерной техники и компьютерных сетей. Чаще всего, члены таких социальных групп не встречаются в реальном мире, их объединяет только их сетевая активность. Однако следует уточнить, что виртуальный характер данных групп пользователей сети Интернет не отменяет их социальные характеристики. С.Г. Белобородов отмечает, что подобные группы или сообщества - это уже тип социального устройства, управляемый за счет чувства эмоциональной и моральной принадлежности. И тогда как устройству общества присущи холодная рациональность и инструментальность, т. к. оно опирается на институты, то управляемые эмоциями сообщества могут стать «мощным ресурсом для политиков и менеджеров в легитимации их призывов к гражданам… пожертвовать часть самих себя на благо общества или организации. В обмен на это людям дается чувство принадлежности или идентичности»42.
Динамика роста количества и доли пользователей Сети в России демонстрирует постоянный рост показателя. По итогам осени 2009-го в России насчитывается 42 миллиона интернет-пользователей (36% от общего числа жителей) в сравнении с 12 миллионами в 2003 году. Суточная аудитория интернета в РФ – 23,9 млн (21%). Больше всего пользователей интернета живёт в Приволжском (7,7 млн) и Центральном ФО (7,5 млн), г. Москве (5,5 млн).
В интернет выходят 72% молодёжи 18-24 лет, 58% граждан 25-34 лет, 45% в возрасте от 35 до 44 лет. 69% граждан с высшим или незаконченным высшим образованием пользуются Интернетом43.
Подобную динамику можно объяснить отсутствием в виртуальном пространстве ограничений для самоидентификации. В реальной жизни индивид испытывает подобные ограничения со стороны государства и общества через систему моральных и нравственных норм, общепринятых стереотипов поведения, социальных ограничений и запретов, принятых в культуре. Виртуальный информационный мир позволяет индивидам включаться в такие социальные группы, в которые в реальном мире включиться затруднительно или просто невозможно, формируя новые, виртуальные идентичности.
Интернет - идентичность
может не отражать реальную
идентичность личности, однако, несомненно,
выбор определенной «маски»
Информация о работе Политическая идентичность в сети Интернет