Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа
«Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями». Все попытки постижения нового сводятся, в конечном счете, к познанию и пониманию себя. Наиболее полное, на мой взгляд, определение идентичности дает В. Римский: «Идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнает себя, признает устойчивость собствен¬ной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою при¬надлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признает невозможность принад¬лежности к другим социальным группам» .
1. Введение………………………………………………………….3
2. Глава I: научный дискурс идентичности…..…………………..12
3. Глава II: идентичность в сети Интернет……………...……......20
4. Глава III: идентичность в политическом Интернете…………..26
5. Заключение……………….………………...………………...…..46
6. Источники и литература ……………………...………......……..52
Действительность
Представители противоположного лагеря «невмешателей» (laissez-fair camp) рассматривают киберпространство как среду, в которой управление и контроль губительны для всего, что имеет ценность. Так, не нужно регулировать взаимодействия, так как это будет вредить человеческой свободе. «В среде Интернет, сложность которой безмерна, управленческий контроль является бесполезным, а отсутствие центрального управления оказывается чрезвычайно ценным.»85 Однако, несмотря на столь острую риторику по ряду ключевых аспектов и наличию некоторых системных проблем в теории, киберлибертарианство очень оптимистично рассматривает роль виртуальных сообществ в грядущих изменениях в управлении и политике по «смягчению» институциональной реальности.
28 июля 2012 года в Российской Федерации был принят закон под номером N139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступили в силу 30 июля, в день публикации. 1 ноября 2012 года вступят в силу положения, касающиеся единого реестра доменных имен и url-адресов, содержащих запрещенную к распространению информацию.
Таким образом, принят закон, который позволит создать в России черный список сайтов с «запрещенной информацией». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию Интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых Интернет-ресурсов. Ряд экспертов высказали опасения, что данный закон может использоваться для цензуры интернета и привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета в России. В связи с этим русскоязычная «Википедия» объявила забастовку. К акции протеста присоединились другие сайты и сервисы, например, «Живой Журнал», «Яндекс» и «Твиттер».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев тут же высказал мнение, вербально примирив противоположные лагеря киберлибертарианства, заявив, что Интернет должен быть свободным, но руководствоваться набором правил. «Общий принцип: сеть должна быть свободной. Второе - сеть должна руководствоваться набором правил, которые человечеству еще только предстоит выработать. Третий - должны соблюдаться элементарные права и свободы людей, включая право на информацию, с одной стороны, и с другой стороны, право на защиту от вредоносного контента»86.
Несомненно, публичная политика сегодня становится пристанищем борьбы за идентичность, в том числе и идентичность в сети. А «Ценой вопроса» оказывается гражданская лояльность человека эпохи информационного общества.
Показателем значимости сетевых активистов и формируемой ими сетевой идентичности в политическом контексте является и история с Дж. Ассанж, основателем Wikiieaks, и номинация на Нобелевскую премию мира блогер из Туниса Лина бен Менни. Ее блог «Дневник тунисской девушки», содержащий вначале материалы о преступлениях режима Бен Али и событиях «Жасминовой революции», во время массовых протестных выступлений в январе 2011 года стал центром реальной политической борьбы. Номинация менеджера «Google», координатора египетской революции Ваэль Гонимима тоже является подтверждением значимости политического Интернета для политической трансформации общества. Так его страница в социальной сети Facebook, с призывом к открытым политическим выступлениям вывела на улицы Каира тысячи людей. Лауреат Нобелевской премии мира, лидер оппозиции в Йемене Таваккул Карман заявила, что посвящает эту премию всем активистам «Арабской весны».
В сентябре 2012 года, после появления в Интернате трейлера фильма «Невинность мусульман», в ряде мусульманских стран начались массовые акции протеста. Наибольшего накала протесты достигли в Египте и Йемене, выступления были отмечены также в Судане, Тунисе, Пакистане, Бангладеш и других странах. В Бенгази радикально настроенные участники протестов штурмовали консульство США, при этом погибли четыре человека, в том числе американский посол. Один из создателей фильма житель Калифорнии Марка Басили Юсефа (Накулу) 10 октября предстанет перед федеральным судом Лос-Анджелеса в США. По заявлению властей Юсеф, «ранее судимый за финансовые преступления, нарушил условия досрочного освобождения наложившего запрет на пользование Интернетом без специального разрешения надзорных органов»87.
Заключение
«Политическая идентичность» - очень многогранное понятие. Это и отношение политического сознания индивида или всей социальной группы к институтам власти, действиям политических лидеров, взгляды на политические вопросы различных уровней, начиная от региональных, заканчивая глобальными, международными вопросами безопасности и перспектив развития. Анализ научного дискурса идентичности, проведенный в работе, позволяет сделать вывод о том, что процесс идентификации и формирование идентичности заложен самой психологией личности человека. А социализация личности невозможна без формирования политической идентичности.
Современное общество, независимо от его режима, создает условия для манипуляций с политической идентификацией граждан. В результате чего любые группы или движения могут быть переориентированы в интересах самых разнообразных политических акторов, используя соответствующую идеологию и технические средства, становясь проводником идей данных акторов в их стремлении к власти.
Для нашей страны, как для всех посткоммунистических стран важным аргументом, критерием политической идентификации выступает вопрос определения модели будущего развития политического режима.
События последнего десятилетия
демонстрируют реальные результаты
программы доминирования
В создавшейся обстановке практически невозможно говорить о формировании демократического режима, соответствующего теории полиархии Р. Даля. Лучшее, что ждет нашу страну при подобном развитии событий - формирование формальной демократии, с формально соревновательными выборами на основные посты исполнительной и законодательной властей, дабы не признать фактически установившийся автократический режим.
Фактором особо значимым для формирования политической идентичности граждан остаются свободные и независимые СМИ и Интернет.
Но сегодня о независимости СМИ говорить уже не приходится. Анализ телепрограмм, вообще состояние нашего телевидения, а в последнее время и заказного кинематографа ярко подтверждают заявление И.С.Семененко о том под действием, что наше государства «выступает и объектом, и субъектом группового взаимодействия на политическую идентичность, само воздействует, само и меняется. По мнению А. Малинкина, в современной России складывается своеобразное «разделение труда», когда формирование «национальной идентичности» становится прерогативой политиков, а также работников средств массовой информации, деятелей культуры, системы государственного образования и воспитания. Они «раскручивают» ту или иную национальную идею, доводя ее «до потребителя» - простого обывателя»88.
Особо опасна тиражируемая в СМИ простая идея, самый примитивный прием политиков, который так прочно сидит в сознании наших граждан, укоренившись там веками, построенный на поляризации, противопоставлении. Причем в заявлениях наших политиков в уже нет «чужих, других», здесь все как на войне - «враги». Отсюда и суды, и общественное порицание и непонятные для конфессиональных деятелей заявления. Анализируя сложившуюся ситуацию, наблюдая за пафосными заявлениями лидеров на пике избирательной компании об их глубоких чувствах, возникает вопрос о том, глубиной каких чувств объясняются действия, направленные на лишения граждан определения своей идентификации, возможности свободного выбора принадлежности к определенной идеологии или политическому движению, политическим партиям.
В подобной ситуации единственным источником информации, свободным от цензуры, до принятия Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ89 оставался Интернет. Анализ политического Интернета, проводимый в работе, позволил выявить основных участников формирования политической идентичности в сети, исследовать ресурс активной, широко востребованной информации, затрагивающей актуальные политические темы, представленный на блогах политических лидеров и общественных деятелей, сайтах органов государственной власти, политических партий и общественно-политических организаций, на виртуальных политических форумах, сайтах актуальных политических новостей.
Но сетевая коммуникация невозможна без формирования и развития идентичностей так же, как это происходит в реальных сообществах, где каждый из членов должен определить свою принадлежность сообществу, приняв его ценности, найдя свою роль в нем, определить свои сходства и отличия от других его членов. Иначе виртуальное сообщество будет отвергать индивида, не сумевшего сформировать адекватную этому сообществу идентичность, и участие в виртуальной коммуникации станет невозможным. Создавая возможности для объединения в группы и сообщества на форумах, в социальных сетях и блогплатформах, информация политического сегмента Интернета выступает актором формирования политической идентичности пользователей.
Анализ данного сегмента Интернета, проведенный в работе, дает возможность выделить сегмент сети с информацией и коммуникацией на политические темы: новостные сайты разного уровня, блоги и микроблоги политических лидеров и организаций, а также ресурсы органов государственной и муниципальных властей, РПЦ, политических партий и общественно-политических организаций, молодежных политических движений и организаций, специализированные политические форумы и порталы.
Анализ же материалов данного сегмента сети позволяет говорить об основных направлениях данного сегмента Интернета. Так существующие прогосударственные сообщества и сайты органов государственной власти – продукт распространения и продолжения реального политической процесса в виртуальное пространство. Продолжая политику официальной власти в сети, их контент обеспечивает создание позитивных образов этой власти, негативных образов «оппозиции» и поиска «национального врага».
Исследованный материал социальных сетей, принадлежащий политическим партиям и движениям, общественно-политическим организациям, позволяет сделать вывод о том, что виртуальная деятельность подобных сообществ практически не выходит за рамки сети, являются продолжением их реальной политики, активируясь лишь в период предвыборной агитации.
В социальных сетях создаются сообщества, основным идентификационным признаком которых является недоверие к официальной информации, к официальной власти. Поиск другой политической реальности является основной целью их существования в сети. На сайтах подобных сообществ формируется виртуальное политическое пространство, отличное от реально существующего, позволяющее члену сообщества удовлетворять потребность в участии в политической жизни общества.
Оппозиционные силы, существующие вне виртуального мира и только «виртуальные» группы представляют информацию на сайтах и в коммуникационных сетях, формируя сообщества, идентификационным признаком которых является деятельность против существующей политической системы.
Становясь участником группы или сообщества из-за личного интереса, часто не преследуя явных политических целей, в ходе постоянной коммуникации с участниками данной группы, пользователь формируют и усваивают определенную идентичность.
Несомненно, «адаптация массового сознания к глобализационным процессам порождает весьма противоречивые реакции»90. Находясь в пространстве политического Интернета, пользователи сети постоянно подвергаются открытому и скрытому воздействию с целью формирования их политической идентичности. Это воздействие представляющей собой направленную политическую деятельность со стороны всех участников политического процесса, на сегодняшний день каждый из которых имеет свою аудиторию в виртуальном пространстве. Действия подобных политических акторов осуществляются как в интересах, так и против данной сложившейся политической системы.
«Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность, традиционные модели поведения, образ жизни, способы мировидения, а также укорененные в массовом сознании ценности, ориентации, предрассудки»91, т.е. политическую идентичность нации. Это требует от индивида большей активности, нежели в предыдущие эпохи, но он имеет полное право «сам выбирать, как именно, на каком фундаменте и из каких элементов ему конструировать свое Я и свою идентичность»92, в каком мире и как ему жить.
1. Федеральный закон Российской Федерации
от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию» и отдельные законодательные
акты Российской Федерации». [Электронный
ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/07/30/
2. Майкл Макфол: хочу стать послом XXI века
[Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/interview/
Информация о работе Политическая идентичность в сети Интернет