Политическая идентичность в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

«Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями». Все попытки постижения нового сводятся, в конечном счете, к познанию и пониманию себя. Наиболее полное, на мой взгляд, определение идентичности дает В. Римский: «Идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнает себя, признает устойчивость собствен¬ной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою при¬надлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признает невозможность принад¬лежности к другим социальным группам» .

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Глава I: научный дискурс идентичности…..…………………..12
3. Глава II: идентичность в сети Интернет……………...……......20
4. Глава III: идентичность в политическом Интернете…………..26
5. Заключение……………….………………...………………...…..46
6. Источники и литература ……………………...………......……..52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2012_4(1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

Действительность демонстрирует  стремительное появление огромного  количества самых разнообразных  акторов политико-коммуникативного взаимодействия, так на  Livejournal.com зарегистрировано более 2000 блогов, 131 из них топ – блоги, с внушительным числом подписчиков, авторами которых являются известные политики и государственные деятели.83Аналогичная ситуация наблюдается и в других социальных сетях.84

 

Представители противоположного лагеря «невмешателей» (laissez-fair camp) рассматривают киберпространство как среду, в которой управление и контроль губительны для всего, что имеет ценность. Так, не нужно регулировать взаимодействия, так как это будет вредить человеческой свободе. «В среде Интернет, сложность которой безмерна, управленческий контроль является бесполезным, а отсутствие центрального управления оказывается чрезвычайно ценным.»85 Однако, несмотря на столь острую риторику по ряду ключевых аспектов и наличию некоторых системных проблем в теории, киберлибертарианство очень оптимистично рассматривает роль виртуальных сообществ в грядущих изменениях в управлении и политике по «смягчению» институциональной реальности.

 

28 июля 2012 года в Российской  Федерации был принят закон  под номером N139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступили в силу 30 июля, в день публикации. 1 ноября 2012 года вступят в силу положения, касающиеся единого реестра доменных имен и url-адресов, содержащих запрещенную к распространению информацию.

 

Таким образом, принят закон, который позволит создать в России черный список сайтов с «запрещенной информацией». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию Интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых Интернет-ресурсов. Ряд экспертов высказали опасения, что данный закон может использоваться для цензуры интернета и привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета в России. В связи с этим русскоязычная «Википедия» объявила забастовку. К акции протеста присоединились другие сайты и сервисы, например, «Живой Журнал», «Яндекс» и «Твиттер».

 

Премьер-министр РФ Дмитрий  Медведев тут же высказал мнение, вербально примирив противоположные лагеря киберлибертарианства, заявив, что Интернет должен быть свободным, но руководствоваться набором правил. «Общий принцип: сеть должна быть свободной. Второе - сеть должна руководствоваться набором правил, которые человечеству еще только предстоит выработать. Третий - должны соблюдаться элементарные права и свободы людей, включая право на информацию, с одной стороны, и с другой стороны, право на защиту от вредоносного контента»86.

 

Несомненно, публичная политика сегодня становится пристанищем борьбы за идентичность, в том числе и идентичность в сети. А «Ценой вопроса» оказывается гражданская лояльность человека эпохи информационного общества.

 

Показателем значимости сетевых активистов и формируемой  ими сетевой идентичности в политическом контексте является и история с Дж. Ассанж, основателем Wikiieaks, и номинация на Нобелевскую премию мира блогер из Туниса Лина бен Менни. Ее блог «Дневник тунисской девушки», содержащий вначале материалы о преступлениях режима Бен Али и событиях «Жасминовой революции», во время массовых протестных выступлений в январе 2011 года стал центром реальной политической борьбы. Номинация менеджера «Google», координатора египетской революции Ваэль Гонимима тоже является подтверждением значимости политического Интернета для политической трансформации общества. Так его страница в социальной сети Facebook, с призывом к открытым политическим выступлениям вывела на улицы Каира тысячи людей. Лауреат Нобелевской премии мира, лидер оппозиции в Йемене Таваккул Карман заявила, что посвящает эту премию всем активистам «Арабской весны».

В сентябре 2012 года, после появления в Интернате трейлера фильма «Невинность мусульман», в ряде мусульманских стран начались массовые акции протеста. Наибольшего накала протесты достигли в Египте и Йемене, выступления были отмечены также в Судане, Тунисе, Пакистане, Бангладеш и других странах. В Бенгази радикально настроенные участники протестов штурмовали консульство США, при этом погибли четыре человека, в том числе американский посол. Один из создателей фильма житель Калифорнии Марка Басили Юсефа (Накулу) 10 октября предстанет перед федеральным судом Лос-Анджелеса в США. По заявлению властей Юсеф, «ранее судимый за финансовые преступления, нарушил условия досрочного освобождения наложившего запрет  на пользование Интернетом без специального разрешения надзорных органов»87.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Политическая идентичность» - очень многогранное понятие.  Это и  отношение политического сознания индивида или всей социальной группы к институтам власти, действиям политических лидеров, взгляды на политические вопросы  различных уровней, начиная от региональных, заканчивая глобальными, международными вопросами безопасности и перспектив развития.  Анализ научного дискурса идентичности, проведенный в работе, позволяет сделать вывод о том, что процесс идентификации и формирование идентичности заложен самой психологией личности человека. А социализация личности невозможна без формирования политической идентичности.

 

Современное общество, независимо от его режима, создает условия для манипуляций с политической идентификацией граждан. В результате чего любые группы или движения могут быть переориентированы  в интересах  самых разнообразных политических акторов, используя соответствующую идеологию и технические средства, становясь проводником идей данных акторов в их стремлении к власти.

 

Для нашей страны, как  для всех посткоммунистических стран важным аргументом, критерием политической идентификации выступает вопрос определения модели будущего развития политического режима.

 

События последнего десятилетия  демонстрируют реальные результаты программы доминирования исполнительной власти в ее полном объеме.

 

В создавшейся обстановке практически невозможно говорить о  формировании демократического режима, соответствующего  теории полиархии Р. Даля.  Лучшее, что ждет нашу страну при подобном развитии событий - формирование формальной демократии, с формально  соревновательными выборами на основные посты исполнительной и законодательной властей, дабы не признать фактически установившийся автократический режим.

 

Фактором особо значимым для формирования политической идентичности граждан остаются свободные и независимые СМИ и Интернет.

 

Но сегодня о независимости  СМИ говорить уже не приходится. Анализ телепрограмм,  вообще состояние нашего телевидения, а в последнее время и заказного кинематографа ярко подтверждают заявление И.С.Семененко о том под действием, что наше  государства «выступает и объектом, и субъектом группового взаимодействия на политическую идентичность, само воздействует, само и меняется. По мнению А. Малинкина, в современной России складывается своеобразное «разделение труда», когда формирование «национальной идентичности» становится прерогативой политиков, а также работников средств массовой информации, деятелей культуры, системы государственного образования и воспитания. Они «раскручивают» ту или иную национальную идею, доводя ее «до потребителя» - простого обывателя»88.

 

Особо опасна тиражируемая в СМИ простая идея, самый примитивный  прием политиков, который так  прочно сидит в сознании наших граждан, укоренившись там веками, построенный на поляризации, противопоставлении. Причем в заявлениях наших политиков в уже нет «чужих, других», здесь все как на войне - «враги». Отсюда и суды, и общественное порицание и непонятные для конфессиональных деятелей заявления. Анализируя сложившуюся ситуацию, наблюдая за пафосными заявлениями лидеров на пике избирательной компании об их глубоких чувствах, возникает вопрос о том, глубиной каких чувств объясняются действия, направленные  на лишения граждан определения своей идентификации, возможности свободного выбора принадлежности к определенной идеологии или политическому движению, политическим партиям.

В подобной ситуации единственным источником информации, свободным от цензуры, до принятия Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ89 оставался Интернет. Анализ политического Интернета, проводимый в работе, позволил выявить основных участников формирования политической идентичности в сети, исследовать ресурс активной, широко востребованной информации, затрагивающей актуальные политические темы, представленный на блогах политических лидеров и общественных деятелей, сайтах органов государственной власти, политических партий и общественно-политических организаций, на виртуальных политических форумах, сайтах актуальных политических новостей.

Но сетевая коммуникация невозможна без формирования и развития идентичностей так же, как это происходит в реальных сообществах, где каждый из членов должен определить свою принадлежность сообществу, приняв его ценности, найдя свою роль в нем, определить свои сходства и отличия от других его членов. Иначе виртуальное сообщество будет отвергать индивида, не сумевшего сформировать адекватную этому сообществу идентичность, и участие в виртуальной коммуникации станет невозможным. Создавая возможности для объединения в группы и сообщества на форумах, в социальных сетях и блогплатформах, информация политического сегмента Интернета выступает актором  формирования политической идентичности пользователей.

 Анализ данного сегмента Интернета, проведенный в работе, дает возможность выделить сегмент сети с информацией и коммуникацией на политические темы: новостные сайты разного уровня, блоги и микроблоги политических лидеров и организаций, а также ресурсы органов государственной и муниципальных властей, РПЦ, политических партий и общественно-политических организаций, молодежных политических движений и организаций, специализированные политические форумы и порталы.

Анализ же материалов данного сегмента сети позволяет говорить об основных направлениях данного сегмента Интернета. Так существующие прогосударственные сообщества и сайты органов государственной власти – продукт распространения и продолжения реального политической процесса в виртуальное пространство. Продолжая политику официальной власти в сети, их контент обеспечивает создание позитивных образов этой власти, негативных образов «оппозиции» и поиска «национального врага».

 

 Исследованный материал социальных сетей, принадлежащий политическим партиям и движениям, общественно-политическим организациям, позволяет сделать вывод о том, что виртуальная деятельность подобных сообществ практически не выходит за рамки сети, являются продолжением их реальной политики, активируясь лишь в период предвыборной агитации.

 

В социальных сетях создаются сообщества, основным идентификационным признаком которых является   недоверие к официальной информации, к официальной власти. Поиск другой политической реальности является основной целью их существования в сети. На сайтах подобных сообществ формируется виртуальное политическое пространство, отличное от реально существующего, позволяющее члену сообщества удовлетворять потребность в участии в политической жизни общества.

 

Оппозиционные силы, существующие вне виртуального мира и только «виртуальные» группы представляют информацию на сайтах и в коммуникационных сетях, формируя сообщества, идентификационным признаком которых является деятельность против существующей политической системы.

 

Становясь участником группы или сообщества из-за личного интереса, часто не преследуя явных политических целей, в ходе постоянной коммуникации с участниками данной группы, пользователь формируют и усваивают определенную идентичность.

 

 Несомненно, «адаптация массового сознания к глобализационным процессам порождает весьма противоречивые реакции»90. Находясь в пространстве политического Интернета, пользователи сети постоянно подвергаются открытому и скрытому воздействию с целью формирования их политической идентичности. Это воздействие представляющей собой направленную политическую деятельность со стороны всех участников политического процесса, на сегодняшний день каждый из которых имеет свою аудиторию в виртуальном пространстве. Действия подобных политических акторов осуществляются как в интересах,  так и против данной сложившейся политической системы.

  «Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию на прочность и адаптивность, традиционные модели поведения, образ жизни, способы мировидения, а также укорененные в массовом сознании ценности, ориентации, предрассудки»91, т.е. политическую идентичность нации. Это требует от индивида большей активности, нежели в предыдущие эпохи, но он имеет полное право «сам выбирать, как именно, на каком фундаменте и из каких элементов ему конструировать свое Я и свою идентичность»92, в каком мире и как ему жить.

 

Источники и  литература

I. Источники

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html (дата обращения 28.09.2012).

 

2. Майкл Макфол: хочу стать послом XXI века [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/interview/20120123/546647153.html (дата обращения: 11.01.2012).

Информация о работе Политическая идентичность в сети Интернет