Политическая идентичность в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

«Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями». Все попытки постижения нового сводятся, в конечном счете, к познанию и пониманию себя. Наиболее полное, на мой взгляд, определение идентичности дает В. Римский: «Идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнает себя, признает устойчивость собствен¬ной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою при¬надлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признает невозможность принад¬лежности к другим социальным группам» .

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Глава I: научный дискурс идентичности…..…………………..12
3. Глава II: идентичность в сети Интернет……………...……......20
4. Глава III: идентичность в политическом Интернете…………..26
5. Заключение……………….………………...………………...…..46
6. Источники и литература ……………………...………......……..52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2012_4(1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Относительно того, что  побуждает пользователей создавать  отличающиеся от их реальных идентичностей  сетевые идентичности, существует мнение, что данное явление является аспектами одной проблемы, которая получила название эскапизм. Еscape (анг.) - убегать, избегать, спасаться. Эскапизм - это характеристика деятельности человека, который «убегает» от реального, повседневного мира в мир грез, фантазий, иллюзий. В качестве «классического» варианта эскапизма издревле выступает религия. Для эскапистской деятельности всегда характерно формированием новых Я-образов. Эскапизм дает возможность самореализации тем, кто чувствует ее недостаток в повседневной жизни.   Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет. Интернет позволяет сформировать идентичность без ограничений, использовать одновременно несколько сильно различающихся идентичностей. «Если в реальном мире переход индивида из одной значимой для него социальной группы в другую нередко связан с кризисами и проблемами сознания, в сети Интернет переход из одного виртуального сообщества в другое происходит очень легко и позволяет преодолевать ограничения идентификаций с теми или иными сообществами»45.

В сети индивид постоянно  сталкивается с проблемой персонального  выбора и противостояния информационной стихии, в которой бывает невероятно сложно сохранить собственную исключительность. Сеть Интернет является довольно развитой моделью интертекста, описанного постмодернистами.   Информация в сети настолько разнообразна, что не возникает никаких сложностей в поиске сведений, точно соответствующих интересам пользователей. Но в процессе отбора информации, участия в формировании новостей и информировании других, в комментировании, в ведении блогов и дневников информационная среда сети формирует идентичности каждого её пользователя. При этом подавляющее большинство пользователей подчиняются информационным воздействиям сети, и их интересы, приоритеты и даже деятельность во многом направляется теми сведениями, которые они получают из нее.

 Но коммуникация  в виртуальных сообществах является невозможной без формирования и развития идентичностей так же, как это происходит в реальных сообществах. Коммуникация в сети Интернет опосредована техническими средствами, но она осуществляется между человеческими индивидами, «каждому из которых необходимо определить свою принадлежность сообществу, принять его ценности, найти свои роли в этом сообществе, определить свои сходства и отличия от других его членов и т.п.».46 Иначе виртуальное сообщество будет отвергать индивида, не сумевшего сформировать адекватную этому сообществу идентичность, и участие в виртуальной коммуникации станет невозможным.

В настоящий момент  ведущая роль в формировании сетевой  идентичности принадлежит вербальным, словесным, текстовым конструкциям, т.к. они наиболее распространены и легче всего поддаются модификации пользователями. Невербальная составляющая коммуникации, играющая важную роль в реальной коммуникации, в сети отсутствует. Это обстоятельство открывает в Интернет - коммуникации возможности для манипулирования сознанием пользователей, примеряя на себя новые роли. Эти роли позволяют пользователям присваивать несвойственные для реальной жизни, где существуют невербальные составляющие коммуникации, идентичности. В сети Интернет создание и использование сетевых идентичностей поддерживается программными и аппаратными средствами и складывающимися социальными практиками.

Все это дает основания  говорить о сетевой идентичности - «отождествлении человеком (пользователем) себя с той или иной группой, созданной  в сети».47 Текстовая коммуникация в сети является во многом анонимной, т.к. пользователи могут не сообщать о себе совсем  ничего, кроме имён, так называемых «ников», используемых для идентификации сообщений. Для работы в сети Интернет не требуется предъявления оригинала идентичности, сетевые сообщества сами устанавливают те наборы признаков, которые необходимы для членства в них. При этом сетевые сообщества не интересуются тем, какие ещё идентичности имеют их члены. Такая ситуация в сети Интернет создаёт существенно большую свободу создания и использования идентичностей в сравнении с реальным миром. Но при этом не следует забывать, что полного снятия социальных ограничений не может происходить, т.к. пользователи остаются членами социума, прошедшими тот или иной процесс социализации.

При этом, как отмечает С.Г. Белобородов, «сетевая идентичность может использоваться не только для самовыражения или получения нового опыта» пользователя, но и «в качестве инструмента для манипуляции другими людьми».48 Виртуальные сообщества, в основе которых лежит сетевая идентичность по мнению автора - это то новое, что Интернет вносит в систему общественных связей, то, что имеет шансы изменить определенным образом жизнь также и вне сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: идентичность в политическом Интернете

 

 

 1. Концептуальная характеристика понятия. Специфика видения политической идентификации в рамках политической науки заключается в отождествлении субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемой другими субъектами политических отношений.

Политическая идентичность первоначально трактовалась категорией, объясняющей дистанцирование по отношению к другим людям, политическим организациям, институтам власти. Учитывая невозможность приведения исчерпывающих определений политической идентичности, следует выделить три базовых кластера этого понятия. «Политическая идентичность, во-первых, понимается как совокупность политических принципов, служащих основанием ответа на вопрос «Кто мы?». Во-вторых, как совокупность представлений, задающих уникальную сущность государства через соотнесение со значимыми «другими» («Мы - Они»), через маркирование символических границ. В-третьих, как совокупность представлений о прошлом политического сообщества, об исторических событиях, значимых для граждан и осознания ими своей политической общности».49

 И.С.Семененко приводит  определение политической идентичности  как комплекса «идейно-политических  ориентаций и предпочтений, которыми субъекты политического процесса наделяют друг друга в процессе коммуникации, и предполагает отождествление носителя политической идентичности с тем или иным политическим сообществом. Она утверждается во взаимодействии с политическими институтами и реализуется в публичной сфере.»50. Политическая идентичность служит маркером политической субъективности, легитимируя ее.

 

Политическая идентичность и идентификация также тесно  связаны с признанием правомерности занятия той или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.

 

В данной ситуации имеет смысл обратиться к  англоязычным синонимам нашего понятия «идентичность». Эти близкие по смыслу понятия способны раскрыть составляющие идентичности в политическом поле: loyalty, partisanship, support, identity, identification. Loyalty определяют как некоторую преданность партии, проявляющуюся в реальном голосовании за нее. Partisanship - общая политическая поддержка, приверженность политической партии. Identity - степень аутентичности «чувствования», ощущений принадлежности себя к определенной группе и декларируемым политическим взглядам. Identification - процесс достижения идентичности. Support - как участие в акциях поддержки группы или организации.

 

Начало изучения политической идентификации исключительно в контексте поведения избирателей было положено в 1944 г. П. Лазарсфельдом,                      Б. Берельсоном и Х. Гаудетом, опубликовавшими результаты первого академического исследования президентской избирательной кампании 1940 года. Авторами было установлено, что электоральные предпочтения большинства избирателей носят устойчивый характер и крайне медленно поддаются воздействию внешних факторов. Вторым крупным исследованием электорального поведения был проект Ф. Конверса, У. Миллера, Д. Стоукса, Э. Кемпбелла, опубликованный в 1960 году, с анализом выборов начиная с 1948 г. Третья работа – Э. Даунса относится к 1957 г. Именно эти три эмпирических проекта положили начало исследованиям поведения избирателей в условиях «демократической политики». Человек конструирует идеальную модель мира и своего положения в нем.

 

Для анализа политической идентификации используют трехуровневую схему, включающую идеологический, партийный и персонифицированный уровни. У. Розенберг утверждал, что «политическая идентификация относится к одной из трех групп политических ориентаций, которые в совокупности составляют структуру политической культуры»51. Сама же политическая культура состоит из трех групп, где к первой группе он относятся оценки правительственных институтов, норм и лиц, их представляющих. Ко второй: а) политические идентификации, которые определяются У. Розенбаумом,  как ощущение сопричастности основным политическим объектам (партиям, нации, государству, политической организации, религиозному институту и т. д.); б) степень доверия (принятия) тех людей, с которыми приходится взаимодействовать в политической жизни; в) нормы поведения в повседневной политической практике, которые часто расходятся с юридическими нормами и процедурами в политической жизни. Третья же группа включает отношение самого индивида к факту собственного участия в политике (компетентность) и оценку ее результативности (эффективность политического участия). Таким образом, можно сделать вывод, что агентами идентификации выступают перечисленные выше элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы и ценности, на основании которых происходит осознание его принадлежности к какому-либо политическому сообществу.

 

В свою очередь политическая идентификация влияет не только на политическое сознание человека, но и на форму его политического (в частности, и электорального) поведения. Идеологические ценности и лозунги не напрямую «присваиваются» личностью, они выполняют своего рода функцию фильтра, влияя на выбор человеком «своего» политического движения, партии или системы политических взглядов. «Идеологические или социально-политические ценности общества, больших социальных групп, в которых психологически интегрирована личность, являются лишь одним из факторов, формирующих ее мотивацию».52

 

Следует отметить, что  не только идеологические ценности влияют на политическую идентификацию личности, очень важным фактором при этом выступают социальные нормы, социальные роли, ожидания. «Поскольку идентификация выражает субъективное отношение между индивидом и обществом, его социально-групповой структурой, в этот «пакет» так или иначе, входят и социально-политические ценности».53

 

 В ходе социализации человек неизбежно усваивает общественно признанные ценности и мотивы. Идентификация со своей социально-статусной группой способна привести к стремлению защищать ее интересы в сфере политики и стремлению с этой целью интегрироваться во властные структуры. Г.Г. Дилигенский отмечал, что «идентификация с национально-государственной или этнической общностью может предрасположить к усвоению националистической идеологии и бытового национализма»54. Как отмечает российский социолог Ю. Качанов, «политическая идентичность субъекта установлена, когда другие субъекты политических отношений кодифицируют его как… определенного агента путем приписывания ему тех же значений идентичности, которые он признает для себя или объявляет сам»55. Ее конституирование происходит на коллективном уровне, и она задает ориентиры индивидуального и группового политического поведения.

 

Отмечая, что социализация является одной из базовых потребностей личности, можно сделать вывод, что влияние политической идентификации на поведение людей в значительной степени обусловлено степенью их интеграции в социальные группы. Идентификационные стратегии ориентированы на выбор «системы координат», групп, категорий, известных в обществе. Следовательно, идентификация выполняет функцию репрезентации личности в обществе. Важно, признание того, что идентичность может конструироваться как самим индивидуумом или сообществом, так и извне, при этом внешние акторы и факторы могут оказывать большое влияние на процесс идентификации.

 

2. Особенности современного этапа формирования политической идентичности. Трансформации, которые претерпевает Российское общество, неизбежно ведут к институциональным изменениям, сопровождающимися конфронтацией политических интересов, установок, стратегий действий участников политических процессов. Данный процесс связан с глобальными изменениями на двух уровнях – на институциональном, реформируя экономическую и политическую системы, и социальном, порождая перемены в ментальности и социальной психологии граждан, а, следовательно, в идентификации и идентичности, как элиты, так и масс.

 

Вопрос о самоопределении гражданина в этот период особо актуален, возрастающая же потребность «не чувствовать себя одиноким и потерянным в этом все более усложняющемся мире»56 порождает стремление гражданина к поискам новых идентичностей, установлению связей с новыми социальными группами. Попытки контролировать данный процесс со стороны власти сводятся к демонстрации акций интенсивного конструирования политической идентичности для российской нации, поиск основных координат для выстраивания ее. 

 

 Однако, в технологическом плане на сегодняшний день, данные попытки терпят крах, связанный с отсутствием актуальных символов для консолидации нации. Причины, вызвавшие кризис политической идентичности российских граждан не решены,  социальное расслоение, идеологические расхождения, поляризующие общество на сторонников противоположных политических взглядов; этнические, конфессиональные и региональные конфликты и противоречия, реально низкий уровень жизни населения, проблемы во всех сферах государственной жизни фактически ставит страну перед крайне большой вероятностью социального взрыва. Рост протестных настроений в обществе демонстрирует это не только в виде митингов и оппозиционных выступлений, но и в отказе от участия в избирательных кампаниях.

 

Сегодня «главным актором конструирования идентичности является государство»,57 т.к. политическая идентичность выполняет функции «консолидации, снятия социального напряжения, интеграции индивида в политический процесс, социализации, адаптации к происходящим политическим процессам, легитимации политической власти»58 в обществе.

Информация о работе Политическая идентичность в сети Интернет