Политическая идентичность в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа

Краткое описание

«Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентичностями». Все попытки постижения нового сводятся, в конечном счете, к познанию и пониманию себя. Наиболее полное, на мой взгляд, определение идентичности дает В. Римский: «Идентичность – это состояние сознания индивида, в котором он по совокупностям тех или иных своих личностных характеристик узнает себя, признает устойчивость собствен¬ной личности, отделяет себя от окружающей его действительности, определяет свою при¬надлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, признает невозможность принад¬лежности к другим социальным группам» .

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Глава I: научный дискурс идентичности…..…………………..12
3. Глава II: идентичность в сети Интернет……………...……......20
4. Глава III: идентичность в политическом Интернете…………..26
5. Заключение……………….………………...………………...…..46
6. Источники и литература ……………………...………......……..52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2012_4(1).doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

Не видя концепции решения данных проблем, власть выстраивает жесткую  вертикаль, полностью лишая гражданина участия в политическом процессе, иерархиезируя его, пытаясь задать направленный фактор политической самоидентификации нации, используя все ресурсы (СМИ, система образования, сеть и т. д.)

 

Но в сложившейся ситуации данный фактор не способен стать основным ресурсом формирования политической идентичности, т. к. политическая  система не способна эффективно решать проблемы общества. Наличие же запретов на участие в политической жизни активизирует стихийный фактор, вызывая рост числа реальных и виртуальных сообществ, получающих ситуативную политическую информацию.

 

3. Роль политического Интернета. В настоящее время у «национального» государства появился достойный конкурент в борьбе за право выстраивать политическую идентичность своих граждан. Однозначно, важное воздействие на процессы формирования новой российской национально-цивилизационной идентичности оказывает современная глобализация, одним из проявлений которой является развитие и использование информационных технологий, создающее основу так называемого «информационного общества» Характерная для информационного общества автономная идентичность возникает уже вне институтов гражданского общества. «Триумф индивида», расцвет индивидуальности - вот тема, объединяющая взгляды практически всех футурологов на информационное общество. Процессы глобализации, и связанное с ней использование коммуникативных сетей несомненно приводит к нарастанию социальной сложности общественных отношений. В системе привязанностей индивида и группы важное место сегодня занимают  сетевые сообщества, транснациональный корпоративный бизнес, наднациональные структуры, диаспоральные миры. Появились принципиально новые субъекты гражданского общества в виде локальных структур – комьюнити (community) или сетевых сообществ. Они в свою очередь способствуют формированию «сетевого гражданского общества».

 

В реальном мире государство структурирует  социальную активность граждан. «Российское государство при этом отчуждает граждан от политики, не допуская их участия в решениях стратегических и общественно значимых проблем, сообщая им только уже принятые политические и государственные решения, стремясь полностью определить результаты выборов до их начала, вводя в действие нормы законов, которые не решают заявленных проблем и которые невозможно исполнить и т.п.»59. Социальной реакцией на подобные действия стало обсуждение политики государства в блогах сети Интернет и протестная активность в реальном мире. И если провести анализ, то виртуальная протестная деятельность во много раз превышает таковую в реальном мире. Но особенностью виртуального мира является отсутствие для пользователя различия между реальным и воображаемым, они представляются равноценными и равнозначимыми в его сознании. Подобно тому, как «одна из первых технологий коммуникации - массовое распространение печатного  слова - стала решающим фактором процесса демократизации общества»60, новые информационные ресурсы сети создают дополнительные возможности для формирования политической идентичности.

 

У сайтов-поисковиков и сетевых СМИ существует значительное преимущество, заключающееся в возможности быстрого информационного поиска, обилии информации, возможности быстрого анализа различных текстов по интересующему вопросу, без авторского воздействия на пользователя. Подобный источник легко становится агентом политического воздействия, как удобный источник информационного потока и коммуникации, в результате которой складываются сетевые сообщества, актуализирующие множественные идентичности пользователей, где один человек может принадлежать к нескольким сообществам, с разным политическим потенциалом.

 

Анализ информационного пространства политического Интернета позволяет  сделать вывод о существовании ресурса активной, широко востребованной информации на актуальные политические темы, представленного блогами политических лидеров, организаций и общественных деятелей, сайтами органов государственной власти, политических партий и общественно-политических движений и организаций, политическими форумами, сайтами актуальных политических новостей.

 

«Направленный просистемный фактор…в период между  выборами представлен официальными сайтами государственных и муниципальных  органов, молодежных организаций, блогом и  твиттером премьер-министра»61.

 

Официальные сайты органов государственной власти62 представляют собой «справочники», содержащие информацию о прошедших мероприятиях и анонсируются предстоящие события. С периодом президентского правления 2008-2012г.г. и перевода акцента на информатизацию российского общества ситуация с государственным сектором политического Интернета начала меняться, преобразуя его в площадку официальной политической коммуникации. Так число читателей Twitter Медведева63 достигло 1,5 млн. человек.

 

Определенный  объем пространства политического  Интернета принадлежит сегодня  РПЦ. «Русская Православная Церковь… претендует на роль важного политического актора в сфере конструирования политической идентичности…»64, опираясь на традицию существования в «роли высшего авторитета, легитимирующего политический строй».65 Православные Интернет-ресурсы представлены официальными сайтами Русской Православной Церкви,66 а также официальным сайтом Православной телекомпании «Союз»,67 предлагающим определенный уровень коммуникации со служителями Церкви, в том числе, и в отношении политических вопросов. Так же к данной категории политического Интернета относится русский православный информационный ресурс,68 содержащий публикации на религиозную тематику с анализом политического обозрения и информационный портал www.hristianstvo.ru, содержащий публикации на аналогичную тему, с удобной системой навигации и поиска, что создает дополнительные условия для привлечения большего количества пользователей.

 

Политические  партии,69 общественно-политические организации и движения70 размещают информацию о своей деятельности, численности, членстве. В период предвыборной компании деятельность подобных сайтов активизируется, привлекаются новые ресурсы, появляются призывы и лозунги, размещаются провокационные материалы.

 

Поиск другой политической реальности приводит на сайты политических сообществ, не доверяющих официальным СМИ71 и проводящих анализ политической  ситуации в стране и мире.

 

Существуют и прогосударственные сообщества72, в деятельность которых входит распространение политического процесса из реального мира в сеть, тиражирование позитивного образа власти и положительных результатов ее деятельности, а также только сетевые сообщества, пропагандирующие государственную идеологию. Немаловажное место в деятельности подобных сообществ отведено критике оппозиционных движений.

 

Сетевые технологии лежат в основе «open space» – пространстве, открывающем новые возможности для развития гражданского общества, преодоления личностной изоляции граждан, фрагментации общества, ангажированности органов государственной власти и неразвитости социальных коммуникаций. Подобная сетевая организация общественных структур способствует трансформации принципов эффективного взаимодействия органов власти и публичного управления. Новые возможности открывает «цифровая демократия», предполагающая участие сетевой общественности как в формировании, так и в реализации публичной политики. «Цифровая демократия» нашла свое практическое воплощение в технологии GOV 2.0 или «правительство 2.0». GOV 2.0 является логическим продолжением развития концепции e-government и основывается на принципах открытости власти в принятии политических решений на всех уровнях (национальном, региональном, местном) и встречного доверия к ней граждан. В мировой практике технология GOV 2.0 реализуется через «построение эффективных коммуникативных площадок между обществом и властью, образование сообществ для контактов представителей госструктуры с гражданами, создание блогов для представления и обсуждения государственных услуг, доступ граждан к действующим и проектирующимся законам в режиме он-лайн, прямую отчетность чиновников перед гражданами, оперативное обсуждение и решение возникающих в стране/регионах/муниципальных образованиях проблем в режиме он-лайн и другие сетевые практики»73.

 

Реальность демонстрирует постоянные попытки реализации информационного влияния и за пределами сетевого ландшафта.  Обращение к порталу  Интернет – движения, имеющего в своем названии непосредственный признак политической идентификации http://www.zaputina.ru//и к подобному же  порталу, но содержащему политический лозунг противоположного содержания http://www.putinavotstavku.ru// позволило сделать анализ  использования сетевого ресурса для активизации политической ситуации в обществе.

 

Большой сегмент политического  пространства сети занимают оппозиционные сообщества, представленные, как только «виртуальными» группами74, так и реально существующей оппозицией75 политической системе, которая с целью пропаганды своей деятельности использует сеть. Для привлечения большего числа сторонников, участники подобных сообществ часто используют сленг и ненормативную  лексику, проводят сатирические акции с целью жесткой критики существующей власти.

 

Так становясь, членом, какой - либо виртуальной группы с целью коммуникации или выгодной информации, пользователь сети  в результате неизбежно формирует и усваивает определенную идентичность, в поле политического Интернета это будет сетевая политическая идентичность. Последние события в стране и мире подтвердили, что сетевые  сообщества могут быть выведены при определенных условиях из виртуального пространства  в мир реальной политической борьбы.

 

4. Анализ последних событий. Социальные сети получают развитие в глобальном масштабе. В 2010 году статистика зарегистрированных пользователей LiveJournal выглядит следующим образом: США – 4 775 400, Россия – 1 464 116, Великобритания – 433 303, Канада – 425 021, Украина – 231 937.76 на 7 января 2012 года зарегистрировано уже 35040287 пользователей, из них США – 5 644 576, Россия- 2 611 643.77

Протестные политические выступления, катализаторами которых  были именно социальные серверы, (события Арабской весны, массовых погромов в Великобритании, протестные  выступления в декабре 2011, марте 2912 в России, антиамериканских выступлений в сентябре 2012) продемонстрировали возможности сети для формирования протестной политическое идентичности и переноса ее из виртуального в реальные мир. Причем «флагманом первых протестных выступлений в РФ стала не самая массовая сеть (ВКонтакте), а микроблог «Твиттер» и Facebook. Распространение идентичности протеста в социальных сервисах облекается во все новые формы, к примеру, распространение информации о выступлениях в Великобритании помимо ставших уже традиционными Facebook и Twitter, осуществлялось через бесплатный чат, доступный пользователям смартфонов BlackBerry (BlackBerry Messenger)». На экстренном заседании парламента в августе 2011 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон  заявил: "Всякий, кто просмотрит эти ужасающие акции, будет поражен тем, как они были организованы при помощи социальных медиаструктур. Свободное распространение информации может быть использовано как во благо, так и во вред. И когда люди используют социальные медиа ради насилия, нам надо их остановить. Так, мы уже работаем с полицией, спецслужбами и компаниями, чтобы убедиться, будет ли правильным остановить людей, общающихся через эти веб-сайты и сервисы, когда известно, что они планируют насилие, беспорядки и преступления»78. На данное заявление незамедлительно отреагировали правозащитные организации и представители IT-компаний, сетовавшие на нарушение свободы слова и распространения информации, отсылая премьера к опубликованному 16. 05. 2011 года после «Арабской весны» докладу ООН, в котором свободный доступ к Интернету был «признан неотъемлемым правом человека»79.

 

В свете последних  событий в мире особо актуальной представляется дискуссия, возникшая в киберлибертарианстве об отношении к политической борьбе и о зависимости виртуальных сообществ от материальных ресурсов. Существует два взгляда. Первый, радикальный взгляд(radical camp) рассматривает виртуальное сообщество как зависящее от личности человека, который целенаправленно взаимодействует с community с целью противостояния  правящим кругам, либо для реализации своих политических амбиций. Интернет рассматривается здесь как доступное всем, открытое пространство, которое может быть эффективно использовано людьми, желающих противостоять существующей иерархической системе или подвергнуть сомнению ее разумность. «Виртуальные сообщества в этой среде становятся реальной третьей силой, способной на равных противостоять правящей системе и материальным ресурсам корпораций»80.

 

 Подтверждением подобного взгляда является анализ обращений к блогам популярных политиков и общественных деятелей. Так анализ предлагаемых тем, видеобращений и агитационных материалов на сайте виртуального клуба «Суть времени» http://eot./su/ демонстрирует материалы по прямому воздействию на пользователей для формирования группы политических сторонников, увеличения числа подписчиков. Персональный блог С. Кургиняна http://www.russia.ru/kurginyan/ служит исключительно тем же целям. И, как следствие, рост количества блогеров с большим числом подписчиков для анализа и обсуждения предложенных политических тем и формирования единой политической позиции.81

 

 Учитывая, что работу по усилению своего влияния на формирование политической  идентичностей внутри других стран и своего имиджа в них, входящую в информационную и имиджевую политику государства, власти США предоставили социальным сервисам в различных странах мира, обращение к данному виду источников достаточно интересно. Блог посла США в РФ  http://m-mcfaul.livejournal.com/ позволил провести анализ сетевого политического воздействия на пользователей, что характеризует и возрастающее количество предложенных политических тем  и аналогичная динамика количества подписчиков, подобная ситуация и в блогах социальных сетей: https://twitter.com/McFaul/; http://www.facebook.com/russia.usembassy/; http://www.youtube.com/usembassyru/.

 

Посол США начал свою деятельность в РФ с прямого видеообращения к гражданам России, а также с активной деятельности в личном Twitter и странице посольства в Facebook. Еще одна интересная форма взаимодействия – это сессии вопросов и ответов в Twitter, в одной из последних в частности принял участие советник Госсекретаря США. Намерение проявлять активность в социальных сетях с целью формирования нового отношения к США Макфол изъявлял, когда только начал работать в России: «Когда мы приезжали в то время налаживать в России работу Центра Карнеги, люди только выходили в Сеть, интернет был в новинку. В вопросах связи все эти вещи сегодня очень изменили мир. И россияне – вы это знаете лучше меня – сегодня очень активны в социальных сетях. Такая активность создает новые возможности для взаимодействия с российским сообществом на новых направлениях».82

Информация о работе Политическая идентичность в сети Интернет