Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:29, контрольная работа

Краткое описание

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин тому было несколько.

Вложенные файлы: 1 файл

история политических и правовых учений.docx

— 76.09 Кб (Скачать файл)

Политические  и правовые учения во Франции XVIII в.

Вариант 10  

Введение

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось  политическое сознание буржуазии. В  ходе этой борьбы наиболее отчетливо  проявились общие закономерности и  тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.

Причин тому было несколько.

Экономические причины, обусловившие остроту идейной  борьбы в период подготовки и проведения Великой французской революции 1789—1794 гг., коренились в особенностях капиталистического развития страны. К началу XVIII в. Франция  становится одним из крупнейших центров  европейской торговли. Ее промышленность, благодаря оживленным связям с другими  странами, начинает развиваться ускоренными  темпами. В то же время во Франции  сохранялись многочисленные пережитки  крепостнических отношений (сеньориальные  владения, остатки серважа и др.), которые препятствовали расширению внутреннего рынка. В середине XVIII в. Франция оказалась как бы средоточием  социально-экономических противоречий между отжившим феодальным строем и  набиравшим силу капитализмом.

Основной  политической причиной обострения идейной  борьбы накануне революции явилась  сложившаяся во французском обществе расстановка классовых сил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была вынуждена объединяться с народными  массами.

Поднимая  народ на борьбу с абсолютистским режимом, французская буржуазия  выступала во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все  непривилегированные слои населения (буржуа, крестьяне, рабочие, городская  беднота и др.). Широкое участие  трудящихся масс в революционном  движении обеспечило ему небывалый  размах, подталкивало буржуазию к  проведению радикальных общественных преобразований, а также способствовало более глубокому, по сравнению с  эпохой предшествующих буржуазных переворотов, размежеванию позиций в самом  антифеодальном лагере.

Среди причин идеологического порядка, обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной  Франции, решающую роль сыграло то, что в религиозных войнах, охвативших страну на рубеже XVI–XVII вв., победу одержал  католицизм. Католическая реакция, перейдя  в наступление, разжигала у верующих религиозную нетерпимость и фанатизм. В этих условиях борьба французской  буржуазии с теологическим мировоззрением приобрела непримиримый характер и  была доведена до полного отрицания  христианства.

Программу антифеодального  движения во Франции разрабатывали  представители различных политических направлений: просветители, революционные  демократы и др.

Просветительство  как идейное движение представляет собой закономерную ступень в  развитии политической идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когда в  стране еще не сложилась революционная  ситуация. Просветительские учения выражали интересы тех социальных слоев, которые  надеялись осуществить назревшие  преобразования с помощью распространения  знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального  строя из просветительства выделилось революционно-демократическое направление  политической мысли.

Интересы  социальных низов нашли отражение  в идеологии социализма, представители  которого продолжили разработку проектов организации государства и законов, основанных на общественной собственности.

   
 

Политико-правовая программа Вольтера

Общепризнанным  лидером французского Просвещения  был выдающийся писатель и философ  Вольтер (псевдоним, настоящее имя  – Франсуа Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В  историю общественной мысли он вошел  как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и  мракобесия.

Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в  Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны “Философские письма” (первоначальное название – “Письма  об англичанах”), стяжавшие ему европейскую  известность. В “Письмах” он пропагандировал  передовые английские учения (Дж. Локка  и др.), а также либеральные  порядки и государственное устройство Англии. “Философские письма” явились, по сути дела, первым наброском программы  французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских  трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.

Вольтер был  сторонником философии деизма. “Христианство  и разум не могут существовать одновременно”, – писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в  христианских откровениях. Веру в карающего  бога необходимо сохранить лишь для  того, чтобы внушать непросвещенным (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда – известное изречение Вольтера:

“Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать”.

Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: “Раздавите гадину!”.

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций  рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению  придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут  предоставлены естественные права  – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода  печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал  устранение феодальных пережитков, сковывающих  творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”.

Намеченная  Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала  освобождение крепостных, принадлежащих  церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как  ни в какой другой, проявилось его  стремление к компромиссу с дворянством.

Политическую  организацию будущего “царства разума”  Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления  власти, предоставляя другим просветителям  разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно – управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (“мы все в равной степени  люди”), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. “В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в  обществе, не разделились бы на два  класса: один класс богатых, которые  приказывают, другой – бедных, которые  служат”.

Теоретически  он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима  на практике. Образцом государственной  организации своего времени Вольтер  называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался  к идее разделения властей.

Грядущие  преобразования в обществе философ  связывал с развитием знаний и  подъемом культуры, которые, по его  мнению, приведут к тому, что правителями  будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку  к Фридриху Прусскому и вступил  в переписку с Екатериной II.

Отношение Вольтера к революции было типичным для  французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни  английского короля Карла I), мечты  о свержении тиранов у просветителей  сочетались с рассуждениями о  нежелательности кровопролития, о  пагубных последствиях гражданской  войны и т.п. В идеологии либеральной  буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. “Когда чернь примется философствовать, – утверждал Вольтер, – все  погибло”. Просветители возлагали  надежды на постепенные реформы  сверху.

Историческое  место Вольтера как мыслителя  определяется тем, что он наметил  программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные Идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они  нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

Вольтер принадлежал  к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили  почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

Учение  Ш. Монтескье о  государстве и  праве

Крупнейшим  теоретиком государства во французском  Просвещении был Шарль Луи  де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально  в романе “Персидские письма”, а  также в историческом очерке “Размышления о причинах величия и падения  римлян” и других сравнительно небольших  работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – книга  “О духе законов” (1748 г.).

Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В  своих исследованиях он стремился  расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать  причины, вызывающие изменения в  законодательстве и нравах, и, обобщив  накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным  стечением обстоятельств, но действием  соответствующих закономерностей. “Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история  каждого народа вытекает из них как  следствие... Принципы свои я вывел  не из своих предрассудков, а из самой  природы вещей”.

Эмпирические  методы исследования в трудах Монтескье  используются наравне (и поэтому  вступают в резкое противоречие) с  методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему  преодолеть договорную теорию происхождения  государственной власти. Заимствуя  идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование  государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и  само понятие общественного договора.

Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать  как исторический процесс. По его  мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных  материалов, чтобы построить общую  теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались  конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние  такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и войну (Т. Гоббс). Монтескье  был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического  правоведения.

Закономерности  общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда название его главного труда). Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины  делятся на две группы: физические и моральные.

Физические  причины определяют общественную жизнь  на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. К  таким причинам относятся: климат, состояние  почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах “обыкновенно царит деспотизм”. Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают  бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления.

Пытаясь установить соотношение между физическими  причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье проницательно  замечал, что “законы очень тесно  связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни”.

Ведущую роль среди физических причин Монтескье  отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных  причин государства и права. В  этом французский просветитель приближался  к пониманию материальной обусловленности  политики. Вместе с тем абсолютизация  географических факторов приводила  его к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы  – к господству). Эти идеи Монтескье  впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма.

Информация о работе Политические и правовые учения во Франции XVIII в.