Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:29, контрольная работа

Краткое описание

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин тому было несколько.

Вложенные файлы: 1 файл

история политических и правовых учений.docx

— 76.09 Кб (Скачать файл)

Развитость  и острота классовых противоречий в предреволюционной Франции  обусловили многообразие политико-правовых доктрин.

Главной и  общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального  строя и учреждение общества, основанного  на равенстве людей, их правах и свободах. В процессе обсуждения принципов  организации будущего общества постоянно  обсуждался вопрос о связи отношений  собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. Буржуазной стала та политико-правовая идеология, которая либо признавала неустранимость имущественного неравенства (Вольтер, Монтескье и др.), либо предлагала смягчить крайности богатства и  нищеты, в какой-то мере уравнять имущества  людей, оставив собственность частной (Руссо и др.). От буржуазной отличалась социалистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной  собственности общностью имуществ. Важным коррективом к программе  создания гражданского общества было представление теоретиков-социалистов  о необходимости материальных, экономических  гарантий прав и свобод личности.

Наряду с  многообразием буржуазных политико-правовых доктрин в период Просвещения  складывалось разнообразие типов социалистической политико-правовой идеологии. Существенным отходом от традиционного, идущего  от Платона идеала государственного социализма стали возникшие во Франции  идеи безгосударственного коммунизма. К разновидностям коммунизма политического  характера относятся идеи Морелли  и большей части бабувистов. В  процессе разработки проектов революционной  диктатуры и будущего государственно-коммунистического  общества бабувисты уже высказывали  опасения о возможном установлении господства привилегированных ученых-специалистов над простым народом, искали гарантии против такого господства. Безгосударственный коммунизм представлен идеями Дешана, Марешаля, Мелье. Если первая разновидность  социализма (коммунизма) не шла далее  идей подчинения государства интересам  народа, увековечивая первое, то вторая из них уже делала шаги к идейному преодолению и политического  отчуждения, и самого государства. Однако отпадение надобности во власти предполагалось при таком упрощении человеческих отношений, при котором исчезали все или почти все достижения цивилизации и культуры.

Богатство содержания и сложность идеологии эпохи  Просвещения обусловили ее могучее  влияние на развитие всех направлений  политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Антология мировой  философии. В 4-х томах. Т.2. - М.,1970  
2. Бачинин В.А. История философии и социологии права:Учеб. пос.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2001.-335с.  
3. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке М., Кузнецов В.Н. Актуальность атеистического наследия французских материалистов. М., 1979.  
4. Да скроется тьма! Французские материалисты XVIIв. М.. 1976.  
5. История политических и правовых учений. / Под ред. Нерсесянца В.С. М.. 2000  
6. История политических учений под ред. Мартышина О.В. М., 1996.  
7. Кайзеров Н. М. Власть и авторитет Критика буржуазных теорий. М. 1973  
8. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.. 2000.  
9. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVII века М., 1981.  
10. Ледяева О. М. Понятие о власти. Впасть многоликая. М., 1992, с 4.29.  
11. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.. 1955.  
12. Охотский Е. Нравственность и власть//Власть, 1998, Ms 5. 17.20.  
13. Очерки социальной философии:Учеб. пос./Под ред. К.С.Пигрова.- СПб.:Изд-во С.-Петербургского ун-та,1998.-292с.  
14. Реале Джованни,Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней.Кн.1:Античность.-СПб.:Петрополис,1997.-336с.  
15. Философский энциклопедический словарь.-М.:Инфра-М,1999.-576с.- (Библиотека словарей Инфра-М).  
16. Хапипов В Ф Введение в науку о власти. М, 1996 

Информация о работе Политические и правовые учения во Франции XVIII в.