Политические и правовые учения во Франции XVIII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:29, контрольная работа

Краткое описание

Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин тому было несколько.

Вложенные файлы: 1 файл

история политических и правовых учений.docx

— 76.09 Кб (Скачать файл)

Об организации  управления в будущем обществе Мелье  писал кратко: “Все это должно происходить  не под руководством лиц, желающих властно-тиранически  повелевать другими, а исключительно  под руководством самых мудрых и  благонамеренных лиц, стремящихся  к развитию и поддержанию народного  благосостояния”.

Организацию управления будущим обществом, описанную  Мелье, трудно назвать государственной. При строе общности отпадут причины  войн, смут и мятежей, не станет судебных процессов по поводу собственности, а также воровства и других корыстных преступлений. “Все города и другие общины, граничащие друг с  другом, должны стараться заключить между собой союз и хранить нерушимый мир и единение между собой, дабы помогать друг другу в нужде, ибо без такой взаимопомощи не может быть общественного благосостояния”.

Сочинение Мелье  распространялось в рукописях; извлечения из него, опубликованные Вольтером (1762 г.), содержали почти исключительно  лишь философские и антирелигиозные  идеи. Поэтому “Завещание” Мелье  оказало некоторое влияние лишь на развитие атеистической, антиклерикальной идеологии предреволюционной Франции. Полный текст “Завещания”, содержащий весь комплекс революционных и коммунистических идей, был издан в 1864 г.

Оригинальную  концепцию разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан (1716–1774 гг.), сочинение  которого “Истина, или Истинная система” в рукописи читали Дидро и другие просветители.

История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было “состояние дикости”, когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены  и невежественны. Затем люди перешли  в “состояние законов”, когда возникли неравенство, собственность, а также  укрепляющие их законы человеческие и божественные. “Состояние законов” бедственно для человечества. Неравенство  достигло крайних степеней. Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы, “шпага”) и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в  пренебрежении и угнетении, над  ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники). Царят  “безумие нравов”, обман и насилие.

Постепенное раскрытие и распространение  истины должно обусловить переход к  “состоянию нравов, равенства, или  истинного естественного закона”, в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. В “состоянии нравов” не будет религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь  станет простой и близкой к  природе. Исчезнут все произведения искусства, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные  камни и т.п. Будут сожжены все  книги. Люди будут носить простые  удобные одежды, употреблять в  пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно  равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей  и простота жизни приведут к отпадению  надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.

Ряд идей “Истинной  системы” Дешана близок к идеям  “Кодекса природы” Морелли. Это –  противопоставление законов природы  “искусственным законам”, острое осуждение  частной собственности, представление  о закономерном переходе человечества от одного состояния к другому, грубый аскетизм и всеобщая уравнительность. Но в ряде существенных пунктов выводы Дешана и Морелли резко расходятся. Морелли – за централизованное тотальное  государственное руководство всей жизнью общества, основанного на общественной собственности. Выводы Дешана противоположны – он против какой-либо власти человека над человеком в будущем обществе и даже управления им.  
 
 
 

Основные  направления политико-правовой мысли в период Великой французской  революции

Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Великой французской революции (1789–1794 гг.). В процессе развития революции  произошло неизбежное размежевание третьего сословия, объединявшего в  своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ, проектов законодательных  актов.

В истории  Великой французской революции  принято различать три главных  этапа. На первом из них (1789– 1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии  – конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством  и выступали с идеями конституционной  монархии. На втором этапе (1792–1793 гг.) государственная  власть переходит к жирондистам  – представителям республикански настроенной  буржуазии. Наконец, на третьем этапе (1793–1794 гг.) была установлена революционная  диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских  низов.

Идеологи  каждой из названных группировок  опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при  осуществлении революционных мероприятий  и разработке конституционных актов.

Крупнейшими идеологами лагеря конституционалистов  были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эмманюэль  Сиейес и Антуан Барнав. Для них  были характерны призывы к объединению  против ненавистной аристократии и  абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего  равенства и свободы. В брошюре  “Что такое третье сословие?”, получившей широкое распространение накануне революции, Сиейес проводил мысль о  единстве третьего сословия, доказывал, что в отличие от привилегированного меньшинства оно составляет большинство  нации.

26 августа  1789 г. Учредительным собранием  была принята Декларация прав  человека и гражданина, где торжественно  провозглашалось: “Люди рождаются  и остаются свободными и равными  в правах”. Декларация закрепляла  естественные и неотъемлемые  права человека (на свободу, собственность,  безопасность и сопротивление  угнетению), равенство граждан перед  законом, а также принцип разделения  властей. Значение Декларации  состояло в том, что она была  одним из первых конституционных  актов, провозгласивших формально-юридические  свободу, права и равенство  граждан.

Последующее развитие революции и особенно выступления  трудящихся масс, требовавших продолжения  и углубления революционных начинаний, напугали крупную буржуазию. Уже  в конце 1789 г. был принят декрет, который  вразрез с положениями Декларации прав человека и гражданина устанавливал деление граждан на активных и  пассивных по цензовому признаку, лишал последних избирательных  прав. Господство крупных собственников  было окончательно закреплено Конституцией 1791 г., установившей в стране ограниченную монархию.

В результате народного восстания в 1792 г. к  власти пришли жирондисты (от названия департамента Жиронды, откуда были избраны  в Национальное собрание многие представители  этой группировки). Лидерами жирондистов  выступали Жак Бриссо и Жан  Ролан. Для политической платформы  жирондистов характерна защита республиканского строя. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей  воли как основы законодательства и  др. Законодательными актами, принятыми  в период их правления, была отменена монархия, а также ликвидировано  деление граждан на активных и  пассивных по цензовому признаку. Проведенные в этот период конституционные  мероприятия имели большое историческое значение, поскольку впервые в  мировой практике было установлено  республиканское представительное правление в унитарном государстве (Французская республика объявлялась  единой и неделимой). Тем самым  была практически доказана возможность  учреждения республики в большом  государстве без федеративного  устройства, что значительно повлияло на последующую разработку идей представительной демократии. Отражая настроения основных слоев буржуазии, жирондисты медлили  с разрешением аграрного вопроса, противились установлению твердых  цен, проводили политику, направленную на защиту свободного предпринимательства  в ущерб интересам простого народа.

Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского  движения были Максимилиан Робеспьер  и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского  движения ясно осознавали, что для  окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции  и утверждения подлинного народовластия  необходимо провести целый ряд революционных  преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие между  конституционным и революционным  правительствами. Задача конституционного правления, доказывал он, состоит  в том, чтобы обеспечить спокойную  жизнь республики на основе конституции. Задача же революционного правления  заключается в том, чтобы создать  республику, т.е. завоевать свободу  в борьбе. “Революция – это война  свободы против ее врагов; Конституция  – это режим победоносной и  мирной свободы”. Будущее конституционное  устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократической республики, где наряду с представительной демократией  получит широкое распространение  непосредственное волеизъявление народа.

Якобинская  Конституция 1793 г. предусматривала, в  частности, что законодательные  акты, принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение  избирателей. При обсуждении в Конвенте проекта этой Конституции большие  споры породила проблема частной  собственности. В составленном Робеспьером  проекте Конституции и предпосланной  ей Декларации прав человека и гражданина собственность не включалась в число  естественных и неотъемлемых прав человека (ими признавались только права на существование и на свободу). Это  положение проекта вызвало ряд  возражений, побудивших Робеспьера изменить свои взгляды. В принятой Конвентом  Декларации прав собственность (наряду с равенством, свободой и безопасностью) отнесена к числу естественных и  неотъемлемых прав человека, для обеспечения  которых установлено правительство.

Решительно  продолжая и доводя до конца антифеодальную, буржуазную революцию, якобинцы радикально искореняли феодальную собственность  на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение “аграрного закона” и всякого другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они осуществляли революционные меры против спекуляции, реквизировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. В последний период диктатуры якобинцев террор был направлен не только против аристократов и жирондистов, но и против “подозрительных”, т.е. всех инакомыслящих, казавшихся опасными якобинским вождям. Доведя до конца буржуазную революцию, отстояв революционные завоевания от феодальной реакции и интервенции, якобинская диктатура исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.), осуществленного в интересах крупной и средней буржуазии.

В процессе развития революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому  клубу (Буассель) либо сочувствующие  жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты  переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины  “коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты  сколько-нибудь широкой поддержки  и известности в тот период не получили.  

Проблемы  государства и  права в документах “Заговора во имя  равенства”

Переворот 9 термидора (27 июля 1794 г.),привел к установлению власти крупной буржуазии, закрепленной Конституцией 1795 г. Бурное развитие капиталистических  отношений, коммерческий ажиотаж и  спекуляция резко ухудшили положение  трудящихся; буржуазное правительство (Исполнительная директория) жестоко  подавляло выступления народных масс, требовавших “хлеба и Конституции 1793 года”.

В марте 1796 г. Бабёф, Марешаль и другие революционеры  создали “Тайную директорию общественного  спасения” для продолжения революции  и установления подлинного равенства (впоследствии общество называлось “Повстанческий комитет общественного спасения”). Общество составляло и распространяло революционные и демократические  сочинения, стремилось объединить силы народа с силами армии. Были составлены документы, определявшие конечную цель революции, способы достижения этой цели, а также разработаны меры, подлежащие немедленному осуществлению  в момент восстания. В мае того же года заговор был раскрыт; Бабёф  и Дартэ были осуждены к смерти, другие участники заговора – к  ссылке.

Признанным  руководителем и теоретиком тайного  общества был Гракх Бабёф (1760–1797 гг.). Его авторитет был настолько  высок, что участников заговора часто  называют бабувистами, а разработанную  ими доктрину – бабувизмом. Программным  документом общества стал “Анализ  доктрины Бабёфа, народного трибуна, преследуемого Исполнительной директорией  за то, что он высказывает правду”.

Бабёф и его  единомышленники писали, что богачи завладели государством “ив роли хозяев диктуют тиранические законы бедняку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией”. Бабувисты ясно выражали мысль, что при сохранении частной собственности “для множества людей пользование их правами будет оставаться почти иллюзорным”, поэтому равенство перед законом является “условным равенством”, “красивой и бесплодной фикцией закона”.

Одним из главных  достояний бабувизма является разработка идеи революционного правительства, необходимого на период искоренения частной собственности, организации общества на основе подлинного равенства и общественной собственности. Началом этого периода будет  свержение буржуазной Исполнительной директории.

Информация о работе Политические и правовые учения во Франции XVIII в.