Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:29, контрольная работа
Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.
Причин тому было несколько.
Об организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: “Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния”.
Организацию управления будущим обществом, описанную Мелье, трудно назвать государственной. При строе общности отпадут причины войн, смут и мятежей, не станет судебных процессов по поводу собственности, а также воровства и других корыстных преступлений. “Все города и другие общины, граничащие друг с другом, должны стараться заключить между собой союз и хранить нерушимый мир и единение между собой, дабы помогать друг другу в нужде, ибо без такой взаимопомощи не может быть общественного благосостояния”.
Сочинение Мелье
распространялось в рукописях; извлечения
из него, опубликованные Вольтером (1762
г.), содержали почти исключительно
лишь философские и антирелигиозные
идеи. Поэтому “Завещание” Мелье
оказало некоторое влияние лишь
на развитие атеистической, антиклерикальной
идеологии предреволюционной
Оригинальную концепцию разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан (1716–1774 гг.), сочинение которого “Истина, или Истинная система” в рукописи читали Дидро и другие просветители.
История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сначала было “состояние дикости”, когда люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. Затем люди перешли в “состояние законов”, когда возникли неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы человеческие и божественные. “Состояние законов” бедственно для человечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы, “шпага”) и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебрежении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники). Царят “безумие нравов”, обман и насилие.
Постепенное
раскрытие и распространение
истины должно обусловить переход к
“состоянию нравов, равенства, или
истинного естественного
Ряд идей “Истинной
системы” Дешана близок к идеям
“Кодекса природы” Морелли. Это –
противопоставление законов природы
“искусственным законам”, острое осуждение
частной собственности, представление
о закономерном переходе человечества
от одного состояния к другому, грубый
аскетизм и всеобщая уравнительность.
Но в ряде существенных пунктов выводы
Дешана и Морелли резко расходятся.
Морелли – за централизованное тотальное
государственное руководство
Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции
Политико-правовые
доктрины и программы, с которыми
выступали представители
В истории Великой французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них (1789– 1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии – конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной монархии. На втором этапе (1792–1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии. Наконец, на третьем этапе (1793–1794 гг.) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.
Идеологи
каждой из названных группировок
опирались на политические учения Вольтера,
Монтескье, Руссо и других мыслителей,
используя выдвинутые ими идеи при
осуществлении революционных
Крупнейшими
идеологами лагеря конституционалистов
были Оноре де Мирабо, прославившийся
своими речами против абсолютизма, Эмманюэль
Сиейес и Антуан Барнав. Для них
были характерны призывы к объединению
против ненавистной аристократии и
абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего
равенства и свободы. В брошюре
“Что такое третье сословие?”, получившей
широкое распространение
26 августа
1789 г. Учредительным собранием
была принята Декларация прав
человека и гражданина, где торжественно
провозглашалось: “Люди
Последующее
развитие революции и особенно выступления
трудящихся масс, требовавших продолжения
и углубления революционных начинаний,
напугали крупную буржуазию. Уже
в конце 1789 г. был принят декрет, который
вразрез с положениями
В результате
народного восстания в 1792 г. к
власти пришли жирондисты (от названия
департамента Жиронды, откуда были избраны
в Национальное собрание многие представители
этой группировки). Лидерами жирондистов
выступали Жак Бриссо и Жан
Ролан. Для политической платформы
жирондистов характерна защита республиканского
строя. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали
принципы народного суверенитета, общей
воли как основы законодательства и
др. Законодательными актами, принятыми
в период их правления, была отменена
монархия, а также ликвидировано
деление граждан на активных и
пассивных по цензовому признаку.
Проведенные в этот период конституционные
мероприятия имели большое
Восстание,
вспыхнувшее в Париже 31 мая –
2 июня 1793 г., передало власть в руки
якобинцев. Вождями якобинского
движения были Максимилиан Робеспьер
и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского
движения ясно осознавали, что для
окончательной ликвидации феодализма
во Франции, защиты достижений революции
и утверждения подлинного народовластия
необходимо провести целый ряд революционных
преобразований. Робеспьер проводил
в связи с этим различие между
конституционным и
Якобинская
Конституция 1793 г. предусматривала, в
частности, что законодательные
акты, принятые законодательным собранием,
должны поступать на утверждение
избирателей. При обсуждении в Конвенте
проекта этой Конституции большие
споры породила проблема частной
собственности. В составленном Робеспьером
проекте Конституции и
Решительно продолжая и доводя до конца антифеодальную, буржуазную революцию, якобинцы радикально искореняли феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение “аграрного закона” и всякого другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они осуществляли революционные меры против спекуляции, реквизировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. В последний период диктатуры якобинцев террор был направлен не только против аристократов и жирондистов, но и против “подозрительных”, т.е. всех инакомыслящих, казавшихся опасными якобинским вождям. Доведя до конца буржуазную революцию, отстояв революционные завоевания от феодальной реакции и интервенции, якобинская диктатура исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.), осуществленного в интересах крупной и средней буржуазии.
В процессе
развития революции некоторые мыслители,
принадлежащие к якобинскому
клубу (Буассель) либо сочувствующие
жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты
переустройства Франции на основе общности
имуществ. Тогда же появились термины
“коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты
сколько-нибудь широкой поддержки
и известности в тот период
не получили.
Проблемы государства и права в документах “Заговора во имя равенства”
Переворот 9 термидора (27 июля 1794 г.),привел к установлению власти крупной буржуазии, закрепленной Конституцией 1795 г. Бурное развитие капиталистических отношений, коммерческий ажиотаж и спекуляция резко ухудшили положение трудящихся; буржуазное правительство (Исполнительная директория) жестоко подавляло выступления народных масс, требовавших “хлеба и Конституции 1793 года”.
В марте 1796 г.
Бабёф, Марешаль и другие революционеры
создали “Тайную директорию общественного
спасения” для продолжения
Признанным руководителем и теоретиком тайного общества был Гракх Бабёф (1760–1797 гг.). Его авторитет был настолько высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину – бабувизмом. Программным документом общества стал “Анализ доктрины Бабёфа, народного трибуна, преследуемого Исполнительной директорией за то, что он высказывает правду”.
Бабёф и его единомышленники писали, что богачи завладели государством “ив роли хозяев диктуют тиранические законы бедняку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией”. Бабувисты ясно выражали мысль, что при сохранении частной собственности “для множества людей пользование их правами будет оставаться почти иллюзорным”, поэтому равенство перед законом является “условным равенством”, “красивой и бесплодной фикцией закона”.
Одним из главных
достояний бабувизма является разработка
идеи революционного правительства, необходимого
на период искоренения частной
Информация о работе Политические и правовые учения во Франции XVIII в.