Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.
Данная тема была выбрана автором исключительно из-за ее актуальности в современном мире.
Автор считает, опираясь на изученный во время написания работы материал, что вплоть до XVIII века, а именно Французской революции, идеи развития и устройства «идеального государства» носили больше теоретически-соревновательный характер в среде философов -мыслителей древности.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Понятие политический режим стр. 5
Глава 2. Классификация политических режимов стр. 8
Демократический политический режим стр. 10
Либеральный политический режим стр. 17
Авторитарный политический режим (авторитаризм) стр. 20
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) стр. 26
Заключение стр. 33
Список источников стр. 35
Le résumé стр. 37
Kokkuvõte стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Курсовая работа.docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, следует отметить, что либеральный режим может  существовать только на демократической  основе, он собственно и вырастает  из демократического режима.

«Либеральный государственно-правовой режим включает в себя все ценные с точки зрения гражданского общества и правового государства аспекты  демократии и, прежде всего идею суверенитета народа в ее правовом (и государственно-правовом) понимании и применении. Поэтому, имея в виду

именно 

правовую 

демократию

(

демократию 

в

правовой 

форме),

либеральный

режим

можно

характеризовать

 

как

либерально-

демократический режим»

24 .

           

24 В. С. Нерсесянц«Общаятеорияправаигосударства», М. изд. «Норма», 2002, с. 255

2.3 Авторитарный  политический режим (авторитаризм)

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм.

«Авторитаризм – один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее  высокую степень ограничения  политических свобод, прежде всего  свободы деятельности оппозиционных  организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной  власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц». 25

По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие  черты:

  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
  2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
  3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой,

«Большой Юридический  Словарь», http://www.urka.ru/library.php?show=102719, Удмуртская республиканская Коллегия Адвокатов, ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

чтобы в случае необходимости  по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

  1. «Жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции» 26 . При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.
  2. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную

социальную 

политику,

не 

разрушая 

при

этом

механизмы

рыночного

саморегулирования.

   

6. Рекрутирование

политической

элиты

путём

кооптации,

назначения

сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

   

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

26 «Теориягосударстваиправа», учебноепособие, подред. Р. А. Ромашова, СПб., изд. «Сентябрь», 2002 г. с.48

Оппозиция при авторитаризме  не допускается. В политической жизни  могут участвовать и несколько  партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет  к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.

Провозглашается полный приоритет  интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа -великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -либерально-демократический режим.

«Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или  на основе не развитой политической и  социальной структур общества. Возможность  возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий». 27

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это  монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

Авторитарные правительства  могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались  главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX веке в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов  в Азии, Африке и Латинской Америке  оправдывали своё существование  необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия  авторитарные политические системы  очень часто используют некоторые  демократические институты —  выборы, плебисциты и т.п.— для  предания себе респектабельности в  глазах международного сообщества и  собственных граждан, уклонения  от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой

27 Б. А. Стародубский «Общая политология. Основы теории политической жизни общества», Екатеринбург, 2000 г., с 124.

информации, отсеивание неугодных  лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или  результатов голосования и т.п.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с  экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как  слабые, так и сильные стороны.

К числу слабых относится  полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и  свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Демократически ориентирующиеся  авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более  устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

Таким образом, подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что  для авторитаризма является характерным  следующее:

  • Автократизм.
  • Неограниченность власти.
  • Опора на силу.
  • Монополизация власти и политики.
  • Отказ от тотального контроля.
  • Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм имеет сильные  и слабые стороны.

К сильным относят:

  • сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
  • мобилизовать общественные ресурсы на решение определённых задач,
  • преодолевать сопротивление политических противников.

То есть авторитаризм —  эффективное средство проведения радикальных  общественных реформ.

К слабым относят:

  • ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.
  • полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
  • отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.

2.4 Тоталитарный  политический режим (тоталитаризм)

«Тоталитаризм (от лат. tot alis -весь, целый, полный)-один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод». 28

Не следует рассматривать  данный термин лишь как негативно  оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Изначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Уже начиная с первой половины XX века, под тоталитаризмом стали понимать «фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин стали применять к политическому режиму в СССР» 29 .

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а  строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности  регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные  и др.), как правило -не учитываются.

«Большой Юридический  Словарь», http://www.urka.ru/library.php?show=102736, Удмуртская республиканская Коллегия Адвокатов, ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

29 ЗаболотнаяГ. М. , КриницкийА. Я. "Федеральныйфондучебныхкурсов. РазделIII: "Политические системыиполитическиережимы", http://ido.edu.ru/ffec/polit-index.html

В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини  в 1925 г., в которой он использует само понятие "тоталитарное государство". В дальнейшем оппоненты фашизма  употребляют этот термин в негативном смысле -как противоположность демократии.

«Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления  его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов  фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы». 30

Информация о работе Политические режимы