Политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире отмечено достаточно большое количество типов политических режимов. Это связано с тем, что на ту или иную разновидность режима оказывает влияние множество факторов, таких, к примеру, как: культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности. Исходя из этого, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны.
Данная тема была выбрана автором исключительно из-за ее актуальности в современном мире.
Автор считает, опираясь на изученный во время написания работы материал, что вплоть до XVIII века, а именно Французской революции, идеи развития и устройства «идеального государства» носили больше теоретически-соревновательный характер в среде философов -мыслителей древности.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Понятие политический режим стр. 5
Глава 2. Классификация политических режимов стр. 8
Демократический политический режим стр. 10
Либеральный политический режим стр. 17
Авторитарный политический режим (авторитаризм) стр. 20
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм) стр. 26
Заключение стр. 33
Список источников стр. 35
Le résumé стр. 37
Kokkuvõte стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Курсовая работа.docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной  социально-экономической базе и  в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности  только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма или демократии. Можно отметить следующие наиболее важные признаки:

  • всеобщая государственная идеология,
  • «государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения» 31 ,
  • монополия государства на средства массовой информации,
  • жестко централизованный контроль над экономикой,

30 Б. А. Стародубский «Общая политология. Основы теории политической жизни общества», Екатеринбург, 2000 г., с 124.

31 «Теориягосударстваи права», учебное пособие, подред. Р. А. Ромашова, СПб., изд. «Сентябрь», 2002 г. с.47

  • монополия государства на все средства вооружения,
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе.

Отдельные из приведенных  выше признаков тоталитарного государственного режима, сложились еще в глубокой древности. Но большинство из них окончательно сформировались лишь в XX веке. Они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30 -х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма  выявляются при сравнении его  с авторитарным режимом. Не может  служить достаточным критерием  однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы.

«Государство заявляет, что  есть только государственный интерес» 32 . Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

32 М. И. Абдулаев «Теориягосударства иправа», изд. «Питер», 2003, с. 65

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • упразднение представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, национал-социалисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат  тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов  воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких  государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами  народа. Поиск и мнимые происки  врагов становятся условием существования  тоталитарного режима. Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Важной чертой тоталитарного  режима, является жесткий централизованный контроль над экономикой, что должно преследовать две цели.

Во-первых, возможность распоряжаться  производительными силами общества создает необходимую политическому  режиму материальную базу и опору, без  которой тоталитарный контроль в  остальных сферах вряд ли возможен.

Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

Милитаризация -также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия -основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

«Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными  методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства». 33

Разновидностью тоталитаризма  являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя -непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме  берет как бы на себя заботу о  каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом  сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен приходить к демократии, как к более необходимому политическому  режиму. В XX веке уже был пример, когда  противоречия двух тоталитарных режимов  привели к войне.

33 Б. А. Стародубский «Общая политология. Основы теории политической жизни общества», Екатеринбург, 2000 г., с 125.

Заключение 

В результате написания данной курсовой работы по теме «Политические режимы», автор пришел к выводу:

  1. Несмотря на то, что в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим» и нет единого мнения относительно классификаций политических режимов, ввиду сложности данного вопроса вследствие изобилия различных мнений и взглядов, тем не менее, все авторы отмечают важное значение классифицирования политических режимов при характеристике государства и определении его формы.
  2. Для характеристики формы государства, политический режим имеет большое значение, как в узком смысле этого понятия, то есть: совокупность приемов и способов государственного руководства; так и в более широком: уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.
    1. Рассматривая политические режимы при более широкой трактовке через соотношения ряда компонентов, возможно, выявить отличие одних типов политических режимов от других.
      • политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
      • методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение -прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
      • реальный уровень свобод человека, объем его прав;
      • методы выработки политических решений;
      • способы урегулирования конфликтов;
      • плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
      • конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
      • идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
      • формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
      • тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
      • структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость.
  3. Основной вывод автора заключается в том, что ввиду динамичности развития современного мира, само понятие и классификация политических режимов будет требовать дальнейшего исследования в соответствии с современными реалиями.

Такими признаками для  выделения разных типов политических режимов можно обозначить следующие  критерии:

Список источников:

  1. Абдулаев М. И.«Правоведение : Учебник для ВУЗов». СПб, «Питер», 2003
  2. Графский В. Г. и др. «История политических и правовых учений: краткий учебный курс», изд. «Норма», М. 2003 г.
  3. Комаров С. А., Малько А. В. «Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов», изд. «Норма», 2003
  4. Корельский В. М. и Перевалов В. Д. «Теория государства и права: Учебник для вузов», изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2003
  5. Марченко М. Н. «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М, 2002
  6. Матузов Н. И. и Малько А. В. «Теория государства и права». Курс лекций, М., 2000
  7. Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», М. изд. «Норма», 2002
  8. Ромашов Р. А. «Теория государства и права», учебное пособие, СПб., изд. «Сентябрь», 2002
  9. Стародубский Б. А. «Общая политология. Основы теории политической жизни общества», Екатеринбург, 2000

10.Цыганков А.П., «Современные  политические режимы: структура,  типология, динамика», (учебное пособие)  Интерпракс, 1995

11.Шамхалов Феликс, «Теория  государственного управления», «Экономика», 2002

12.Юрген Хабермас «Демократия разум нравственности: московские лекции и интервью», изд. «ACADEMIA», М. 1995 г.

 

Политические режимы :

 
Кудрявцев, Ю. А. 
Политические режимы :Критерии классификации и  
основные виды /Ю. А. Кудрявцев. 
//Правоведение. -2002. - № 1 (240). - С. 195 -  
205 
Библиогр. в подстрочных ссылках. 
 
 
 
АВТОНОМИЯ - АВТОРИТАРИЗМ - ДЕМОКРАТИЗМ -  
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ - КЛАССИФИКАЦИЯ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ  
СИСТЕМА - ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  
АСПЕКТ - ТОТАЛИТАРИЗМ - ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

·  Статья находится в издании «Правоведение :»

 

Материал(ы):

  • Политические режимы. 
    Кудрявцев, Ю. А.

Политические режимы: критерии классификации и основные виды

Ю. А. Кудрявцев*

Существуют  различные определения политического  режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др. Некоторые отечественные ученые считают, что политический режим характеризует не форму, а сущность государства;1 другие полагают, что он является такой общей категорией, которая включает в себя в качестве составных элементов форму правления и форму государственного устройства.2 А В. Е. Чиркин, например, справедливо отмечает, что политический режим — функциональная характеристика всей политической системы в целом.3 Западные исследователи (М. Ориу, Дж. Бюрдо, М. Прело, С. Романе, М. Дюверже и др.) в рамках институционального подхода отождествляют понятие «политический режим» с понятиями «форма правления» или «форма государственного устройства».4 Неоинституционалисты (Ф. Ригге, Б. Бейкер, Г. Лассуэлл) воспринимают политический режим как способ упорядочения, легитимизации политической системы.5 Ряд ученых отождествляют политический режим с политической системой (Р. Гестил, Г. Алмонд, Г. Поуэлл и др.).6

Информация о работе Политические режимы