Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

31.Типология политического  лидерства

Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно  сказать, что типология политического  лидер ства является одним из самых развитых теоретических компонентов. Так, политических лидеров различают по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.

 Классическую типологию политического  лидерства дал М. Вебер, который,  в частности, выделил следующие  типы:

 — традиционный, он означает, что люди занимают лидерское  место в связи с действием  определенных традиций и обычаев,  господствующих в конкретном (в  основном доиндустриальном) обществе;

 — рационально-легальный, при  котором лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических (бюрократических) процедур и механизмов (выборов);

 — харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения, которое некритически воспринимает этих лиц.

 Американский ученый К. Ходжкинстон также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно: лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.

 Весьма популярна в науке  и классификация, предложенная  современной американской исследовательницей  М. Херманн. В частности, она указывает следующие типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения.

Богатая политическая практика способствует постоянному возникновению в  разных странах новых типов политического  лидерства. Особенно заметны новые  очертания типов лидерства в  переходных обществах, где еще только выкристаллизовываются новые связи  и отношения в сфере власти

32.политическая социализация, сущность и основные этапы.

Политическая социализация – это  непрерывный процесс усвоения индивидом  идеологических, политических ценностей  и норм общества и формирование их в осознанную систему социально–политических установок, определяющую позиции и

поведение индивида в политической системе общества. Политическая социализация ставит перед собой две главные  задачи:

1) привить людям устойчивые образцы  поведения, что способствует укреплению  власти, порядка в обществе, его  интеграции и предотвращению  отклонений от признанных обществом  норм и образцов;

2) объединение политических субъектов  на основе согласования и единства  их политических интересов и  целей

Политическая социализация - это  процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению  и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков  политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

 Политическая социализация  выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели  и ценности, к которым стремится  и которые хочет постичь индивид  через политическое участие; 2) формирует  представления о приемлемых способах  политического поведения, об уместности  тех или иных действий в  конкретной ситуации; 3) определяет  отношение индивида к окружающей  среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение  к политической символике; 5) формирует  способности к познанию окружающего  мира; 6) формирует убеждения и  отношения, являющиеся “кодом”  политической жизни. 

 Выделяются различные типы  политической социализации: прямая  и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

 

 Политическая социализация  личности осуществляется в несколько  этапов.

 На первом из них - этапе  политизации - у детей под влиянием  оценок родителей, их отношений  и реакций формируются первые  представления о мире политики.

 Второй этап - персонализация. В  этот период восприятие власти  персонифицируется. Образцами власти  становятся, к примеру, фигуры  президента, премьер-министра или  полицейского.

 На третьем этапе - этапе  идеализации - важнейшим политическим  фигурам приписываются определенные  качества и на этой основе  образуются устойчивые эмоциональные  отношения к политической системе. 

 Четвертый этап, получивший  название институционального, характеризуется  переходом от персонифицированного  восприятия политики к более  абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

33.Международные отношения:  понятие и сущность.

С глубокой древности и до наших  дней международные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Политическими  мыслителями разных эпох велись постоянные поиски и разрабатывались проекты  установления на Земле "вечного мира", строительства "общеевропейского дома", создания "единого мирового кооператива", идеального общественного устройства в планетарном масштабе. Сегодня  мировой порядок зависит от поведения  на международной арене около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития.

 Ныне усилия большинства  стран мирового сообщества, в  том числе и Беларуси, направлены  на то, чтобы главными приоритетами  внешней политики стали выживание  человечества, поиск мира, сотрудничество  и добро соседство, совместное решение насущных проблем, творческое использование взаимного опыта.

 В политической науке существует  немало различных подходов к  пониманию природы и сущности  международных отношений. Так,  на Западе весьма распространен  биологический подход. Его сторонники  исходят из "инстинктивной агрессивности", вытекающей из врожденного эгоизма  людей. Тем самым объясняется  "естественность" и "неизбежность" политической агрессивности государств в прошлом и настоящем.

 Сторонники другого, психологического  подхода утверждают, что международные  отношения и сопутствующие им  военные конфликты определяются  эмоциональным состоянием руководящих  кругов и общественности, энергией "жажды стресса", мечтой о  национальном величии и т.п. 

 В определенной мере с  этим можно согласиться. Однако, как показывает практика, все  же в принятии политических  решений в сфере международных  отношений верх берут объективные  интересы. Политические действия  вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важными потребностями  государства, его народа, социальных  групп. Следовательно, международные  отношения в конечном итоге  складываются по поводу государственных  и международных, региональных  и глобальных (мировых) интересов  и проблем. Они являются своего рода инструментом их сопоставления, согласования, координации, конкуренции, выявления и реализации.

 В отечественной и российской  политологии международные отношения  определяются чаще всего как  совокупность политических, экономических,  социальных„ дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей  и отношений между основными  субъектами мирового сообщества.

 Главными субъектами международных отношений являются государства; международные (межправительственные и неправительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных, правовых, военных, гуманитарных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.

 Каким же образом действует  механизм международных отношений?  Прежде всего следует отметить, что им движет международная политическая власть. В отличие от внутригосударственной, внутриполитической власти международная власть воплощает волю международного сообщества. Эта сила (власть) опирается на военный, экономический, социальный, информационный, идеологический потенциал объединившихся государств. Она способна влиять на политическое поведение участников в направлении реализации принятых общих правил игры, а в случае необходимости — принуждать следовать им, контролировать динамику международных отношений в соответствии с господствующими в объединении интересами и общими целями.

34.глобальные проблемы  современности и их влияние  на мировую политику.

Глобальные проблемы - это совокупность жизненно важных проблем, от решения  которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества в целом. Это  совокупность наиболее острых мировых  проблем, решение которых требует  массового ос­мысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира, они затрагивают в той или иной мере жизненные интересы всего человечества, всех государств и их групп, каждого человека, требуют для своего разрешения коллективных усилий всех государств и народов, угрожают регрессом человечеству, и даже его гибелью. Как мы уже отметили, глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и в конечном итоге все они «выходят» на человека. Их можно условно разделить на следующие четыре основные группы. Во-первых, группа проблем преимущественно социально-экономического характера: 1)преодоление слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости; 2)обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; 3)поиск путей разрешения мирового энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; 4)оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; 5)освоение в мирных целях околоземного пространства и I Мирового океана.

 Во-вторых, группа проблем преимущественно  социатьно-политического характера: 1)предотвращение ядерной войны; 2) прекращение гонки вооружений, разоружение; 3)мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; 4) строительство ненасильственного мира на основе утверждения доверия между народами, упрочение системы всеобщей безопасности.

 В-третьих, группа социально-экологических  проблем: 1)улучшение состава газовой  оболочки атмосферы («озоновые  дыры»); 2) гармоничное развитие живой  и неживой природы; - рациональное  использование естественного потенциала  планеты; 3)предотвращение вредного  воздействия на природу военной  деятельности.

 В-четвертых, проблема Человека, включая человеческое измерение  общественного прогресса:

 1)соблюдение социальных, экономических, политических, индивидуальных прав и свобод; 2)ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; 3) духовное развитие личности; 4) преодоление отчуждения человека от природы, общества, гос) дарства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности.

 Международное сотрудничество  в решении глобальных проблем.  Планетарный характер глобальных  проблем свидетельствует о том,  что разрешить их можно только  на основе широкого международного  сотрудничества, единства действий  большинства стран. Первым и  основным условием сотрудничества  является формирование нового  глобального сознания общества, массовое осознание всей серьезности  выше перечисленных проблем для  судьбы человечества. И в этом  направлении делается немало. В  1987г. группой ученых-глобалистов  был подготовлен и опубликован  доклад Международной комиссии  по окружающей среде и развитию  «Наше общее будущее». В нем  проведена мысль о том, что  устойчивое развитие общества  возможно лишь при комплексном  регулировании производства, потребностей, природных ресурсов через интеграцию  экономических, экологических и  социальных интересов. Но введение  во всеобщую практику такого  регулирования, в свою очередь  требует реформирования всей  системы государственного управления. Вторым принципиально важным  условием является обеспечение  мирного развития, отход от военного  противостояния и противоборства. На этом пути возможно резкое  сокращение военных затрат и  использо­вание высвобождающихся  таким образом громадных ресурсов  в интересах человечества. Ситуация  стала меняться в пользу мира  в результате ликвидации противостояния  двух политических систем. Значительно  ослабла международная напряженность,  осуществляется сокращение ядерных  арсеналов, численности войск,  военных бюджетов.

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина