Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
Третьим условием объединения
планеты в решении глобальных
проблем выступает широкое и
всестороннее сотрудничество
35.Геополитика и политическая география.
До сих пор в научной
Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.
В СССР долгое время геополитика
считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей
территориальную экспансию
Мир издревле рассечен границами. Это
границы официально установленные
(административные и государственные)
или существующие фактически (между
территориями разных народов, религий,
цивилизаций и т.п.), границы между
военно-политическими и
политическая география. - научное направление, изучающее пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил (определение В.Колосова). Без оценки политико-географического положения страны немыслимы предоставление ей кредита, направление крупных капиталовложений, заключение долговременного соглашения. Нежелательные внутриполитические изменения в стране, где имеются экономические, военные, культурные и др. интересы иных народов, могут нанести последним серьезный, если не катастрофический ущерб. Как отнестись к таким изменениям - пустить на самотек, или попытаться предотвратить? Поэтому исследования по политической географии находятся в центре внимания дипломатических и разведывательных служб всякого серьезного государства. Например, Центральное разведывательное управление США ежегодно публикует подробные аналитические и статистические обзоры по всем странам мира.
Оценка политико-
• степень политической и экономической стабильности, благосостояние, социальные проблемы;
• соответствие идеологии,
государственного строя,
• объем и качество связей с соседними и отдаленными странами (торговля, поездки граждан, культурный обмен и т.д.), условия их осуществления;
• политический и
• участие в военно-
• соответствие границ
Если политическая география
направлена в прошлое (
Географическая
Наибольшую угрозу для
Область земного шара, в которой
осуществляются жизненно
К «идеальным произведениям геополитики» (выражение К.Хаусгофера) можно отнести американские доктрины Монро (развитие США в 1823-1930 гг.), обороны Западного полушария (создание Организации американских государств), план Маршалла (развитие Европы и Японии после второй мировой войны). В настоящее время реализуются программы «Партнерство ради мира» и «Центрально-европейская инициатива», имеющие целью помочь посткоммунистическим странам влиться в европейские структуры.
36.Внешняя политика
37.Цели и принципы внешней политики Республики Беларусь.
После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Возникшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровcкое, Пинское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), образованное ими Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики.
Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических, общественных и иных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития.
Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.
Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.
На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств
Начало проведению Беларусью самостоятельной
внешней политики связано с принятием
Верховным Советом 12-го созыва Декларации
о государственном суверенитете
БССР (27 июля 1990 г.) и последующим
приданием этому документу
В ст. 18 Конституции Республики
Беларусь закреплено: «Республика
Беларусь в своей внешней
Основные принципы, цели и
задачи внешней политики
Стратегическими целями внутренней политики Республики Беларусь являются:
обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации;
повышение уровня благосостояния народа;
развитие демократического социального правового государства;
формирование эффективной
К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся:
— соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
— соразмерность
— повышение эффективности
политических, правовых, внешнеэкономических
и иных инструментов защиты
государственного суверенитета
Республики Беларусь и ее
—развитие на основе
— добровольность вхождения
и участия в
— приверженность политике
последовательной
—отсутствие территориальных
претензий к сопредельным
38.Политическое участие
и его политические
Политическое участие —
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина