Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат
Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.
В политической теории выделяют, в частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:
• стремление получить выгоду от политического участия;
• участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
• участие как выражение
• желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
• понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
• понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия;
• мобилизационное участие —
использование различных
Исследователи делят различные виды участия на три основные типа:
1) участие-солидарность, направленное
на поддержку существующей
2) участие-требование или
3) девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.
Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима власти. В'демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.
В тоталитарной политической системе,
как правило, допускается лишь одна
форма политического участия
граждан — мобилизационная. Несанкционированные
властью инициативы там наказуемы.
Обычно для очередной демонстрации
единства народа и правящей элиты (партии
или вождя) проводятся парады, шествия,
митинги, выборные компании число участников,
формы проведения и результаты которых
заранее предопределены правящим режимом.
Такое мобилизационное участие
является одним из способов политической
манипуляции и имитацией
Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание собственной роли в ней служат основанием выделения следующих уровней и типов участия:
1. Реакция (позитивная или
2. Деятельность, связанная с делегированием
полномочий: участие в выборах
(местного или
3. Участие в деятельности
4. Выполнение политических
5. Профессиональная, руководящая политико-
6. Участие во
39.модернизация белорусского общества
40.политические конфликты и кризисы.
Политический конфликт – это
столкновение противоположных сил,
интересов, мнений, взглядов по поводу
политической власти, ее функционирования
и использования. Причинами политических
конфликтов могут быть: - расхождения
между субъектами политики в базовых
ценностях и идеалах, в оценке
существующей ситуации и перспектив
развития общества. Такие конфликты
возникают между властью и
оппозицией, иногда внутри самой власти;
- противоречия между правящей элитой
и обществом, когда проводится неэффективная
политика, принимаются властью ошибочные
решения; - сознательное разжигание субъектами
политики межнациональной или
Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности. В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы. Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.
Специалисты - конфликтологи выделяют элементы политических конфликтов и кризисов:
Источник или предмет,
· Повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом,
· Стороны конфликта или кризиса,
подразумевающие численность
· Восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели ы конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам,
· Средства, характеризующие применяемые сторонами ресурсы, способы, приёмы во взаимодействии друг с другом,
· Характер, раскрывающий наиболее типичные
отношения конкурирующих
Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина