Политология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Своеобразие предмета политологии состоит в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти. Однако разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, сохраняются. При всех различиях в понимании сущности политической науки большинство исследователей склонны считать ее предметом взаимодействия по поводу власти. Наиболее активными участниками этих взаимодействий выступают государство, общество и индивид. Следовательно, политическую науку можно определить как науку об устройстве, распределении и осуществлении власти в обществе, реализуемой через взаимодействие государства, общества и индивида.

Вложенные файлы: 1 файл

политология ответы.docx

— 200.43 Кб (Скачать файл)

 

В политической теории выделяют, в  частности, следующие причины вовлечения индивида и групп в политический процесс:

• стремление получить выгоду от политического  участия;

• участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;

• участие как выражение лояльности существующему режиму власти или  как акт поддержки той или  иной политической партии, движения;

• желание жизненного успеха и  общественного признания через  участие в политике;

• понимание общественного долга  и реализация собственных гражданских  прав;

• понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического  мероприятия;

• мобилизационное участие —  использование различных способов принуждения или поощрения для  того, чтобы привлечь граждан к  участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти  на голосование или митинг, могли  лишить тринадцатой зарплаты или  отодвинуть очередь на получение  жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками. Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное. Прямое участие имеет место, когда индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

 

Исследователи делят различные  виды участия на три основные типа:

1) участие-солидарность, направленное  на поддержку существующей политической  системы;

2) участие-требование или протест,  направленное на частичное или  радикальное изменение существующего  курса развития общества;

3) девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных методов с целью свержения существующего режима.

Роль, значение и формы политического  участия во многом зависят от типа политической системы, политического  режима власти. В'демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроля за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важной функцией политического участия в демократическом обществе является участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме всего прочего, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия  граждан — мобилизационная. Несанкционированные  властью инициативы там наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные компании число участников, формы проведения и результаты которых  заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие  является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального  участия граждан в политическом процессе.

 

Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание  собственной роли в ней служат основанием выделения следующих  уровней и типов участия:

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической  системы, от ее институтов или  их представителей, не связанная  с необходимостью высокой активности  человека; эпизодическое участие  в политике.

2. Деятельность, связанная с делегированием  полномочий: участие в выборах  (местного или государственного  уровня), референдумах и т. д. 

3. Участие в деятельности политических  и примыкающих к ним общественных  организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических  объединений и др.

4. Выполнение политических функций  в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая  деятельность.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

39.модернизация белорусского  общества

 

40.политические конфликты  и кризисы.

Политический конфликт – это  столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования. Причинами политических конфликтов могут быть: - расхождения  между субъектами политики в базовых  ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты  возникают между властью и  оппозицией, иногда внутри самой власти; - противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная  политика, принимаются властью ошибочные  решения; - сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия; - осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям  и стремление повысить ее политический статус. В основе многих политических конфликтов лежат экономические  или социальные причины.

Политический кризис («кризис» –  решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое  переходное состояние) – это состояние  политической системы, выражающееся в  углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности. В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений  между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы. Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.

Специалисты - конфликтологи выделяют элементы политических конфликтов и кризисов:

 Источник или предмет, который  выражает существо разногласий  между участниками спора,

· Повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом  активных действий сторон по отстаиванию  своих интересов, целей, позиций  в отношениях с конкурентом,

· Стороны конфликта или кризиса, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих  в борьбе за властные статусы и  ресурсы в сфере политики,

· Восприятие и позиции субъектов, раскрывающие их цели ы конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам,

· Средства, характеризующие применяемые  сторонами ресурсы, способы, приёмы во взаимодействии друг с другом,

· Характер, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жёсткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации  предмета спора, вовлечение посредников.

 


Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина