СМИ проникли на политический
рынок как органы партийной
печати. Постепенно они расширили
свою читательскую аудиторию,
наладили связи с населением
и завоевали должный общественный
авторитет. Они помогли рядовому
гражданину почувствовать себя
участником общесоциальных процессов,
осознать свою принадлежность к государству
и миру политики. Со временем СМИ стали
таким же институтом политической социализации
граждан, как семья, церковь, система образования.
Репортеры, телекомментаторы, обозреватели
популярных изданий превратились в настоящих
выразителей общественного мнения и вошли
в круг интеллектуальной политической
элиты, которая обслуживает интересы граждан
в различных странах.
К современным СМИ относятся:
периодические печатные издания,
массовые справочники, радио,
телевидение, электронные коммуникативные
системы. Главным качеством всех
средств массовой информации
является способность удовлетворять
информационные потребности каждого
отдельного человека и общества
в целом. Наиболее массовое
и сильное политическое влияние
оказывают аудиовизуальные СМИ,
и, прежде всего телевидение.
Оно, обладая визуальным давлением,
лидирует среди других средств
массовой информации и по силе
убеждающего воздействия, и по
доверию граждан, так как люди
склонны больше доверять увиденному,
нежели услышанному или прочитанному.
Кроме этого, существует так
называемая иллюзия «бесплатности»
телевидения, в то время как
цены на газеты, журналы, книги
все время повышаются. Телевидение,
впрочем, как и радио, привлекает
людей своей оперативностью, возможностью
информировать людей с места
событий. Теле- и радиотрансляции
передают с документальной точностью
эмоции участников происходящего,
создают эффект присутствия, что
придает им максимальную убедительность.
Они несут информацию и знания
даже тем людям, которые в
силу различных причин оторваны
от общественной жизни и не
могут выписывать ни газеты, ни
журналы. Основное сходство радио
и телевидения состоит в том,
что они доставляют сигнал
электронными средствами одновременно
в миллионы точек и имеют общую, практически
неограниченную аудиторию.
Роль СМИ в современном
обществе огромна. Их деятельность
направлена на политическое просвещение
масс, на осознание ими своих
интересов в сфере власти. Массовая
пресса и телевидение (масс-медиа)
первыми сигнализируют обществу
о социальных и политических
конфликтах, предупреждают людей
о необходимости выработать соответствующие
формы защиты от угроз, обращения
за помощью к власти. Кроме
этого, при помощи СМИ государство
и другие политические субъекты
моделируют свои отношения с
общественностью, поддерживают свой
авторитет, информируют население
о целях и ценностях своей
политики. СМИ являются важнейшим
инструментом целенаправленного
конструирования политических порядков,
средством выстраивания необходимых
власти связей и отношений
с народом. Они влияют на
стиль и процедуры формирования
государственных органов, отбор
правящей элиты, проведение основных
политических кампаний в государстве.
Вместе с ростом значения
СМИ в современном мире для
политической элиты и официальных
институтов власти они стали
и весьма привлекательным механизмом
политического участия для рядовых
граждан. СМИ являются ведущим
инструментом в системе социального
представительства интересов людей,
поскольку обладают определенной
открытостью, оперативностью в
формулировании оценок и позиций,
возможностью отображать желания
и стремления самых разных
слоев населения. Средства массовой
информации существенно влияют
на правила политической игры
и часто ее модифицируют, формируя
новые отношения между «верхами»
и «низами». Таким образом, СМИ
сегодня – это авторитетный
политический институт, который
способствует формированию сознания
людей, побуждает их к политическим
действиям, обеспечивает постоянное
общение субъектов политики, а
также власти и народа.
С политической точки зрения
средства массовой информации
условно можно разделить на
правительственные, оппозиционные
и независимые. Такая структура
СМИ указывает на наличие разных
задач, которые присутствуют на
информационном рынке, а также
на то, что общественное мнение
сталкивается не с однонаправленными,
а с разнонаправленными потоками
информации, вырабатывает свои оценки
и подходы в идейно конкурентной
среде. Кроме выше обозначенных
можно выделить также СМИ коммерческие
(представляют частный сектор), гражданские
(отражают интересы электората),
профессиональные (представляют мнение
различных групп общества), общественно-рыночные
(выражают интересы потребителей),
а также СМИ, представляющие
общие интересы социума. Выделение
такого рода средств массовой
информации указывает на наличие
ряда проблем, которые присущи
различным государствам на информационно-политическом
рынке.
Иногда средства массовой
информации используются с целью
политического манипулирования,
т.е. скрытого управления политическим
сознанием и поведением граждан
для того, чтобы принудить их
действовать (или бездействовать)
вопреки собственным интересам. Политическое
манипулирование представляет большую
опасность для общества и его структурных
компонентов. Способы манипулирования
могут быть различны. Это и подтасовка
фактов, и замалчивание неугодной информации,
и распространение клеветы. Также используются
и более тонкие приемы, к примеру, полуправда,
когда освещаются малозначительные детали
событий, но умалчивается основное их
содержание; наклеивание ярлыков («националист»,
«фашист» и т.д.); лингвистическое, языковое
манипулирование; применение «спирали
умалчивания».
18.Государство как основной
институт политической системы
Государство является основным институтом
политической системы общества. Оно
организует совместную деятельность и
отношения людей, социальных групп,
классов, ассоциаций и контролирует
ее. В руках государства концентрируются
власть и ресурсы, позволяющие ему
решающим образом влиять на все проявления
общественной жизни. Око - центральный
институт власти в обществе и как
таковой сосредотачивает в руках
рычаги, приводящие в движение общественный
организм.
С момента появления первых
политических теорий и до сего
дня в политологии не прекращаются
попытки понять сущность государства,
причины и процесс его возникновения,
охарактеризовать его функции
и свойства. Многоплановость, многофункциональность
государства объясняют различие
в его трактовке, начиная от
античных мыслителей до исследователей
наших дней. Для Аристотеля оно
- олицетворение разума, справедливости,
общего блага, отражение родовой
сущности человека, как "политического
животного, стремящегося к совместному
сожительству". Напротив, для Т.
Гоббса государство подобно библейскому
чудовищу, сеющему вокруг себя
страх и ужас.
Какие обстоятельства вызвали
государство к жизни? Политическая
наука настойчиво пыталась в
прошлом ответить на этот вопрос.
Распространены следующие концепции.
Теократическая теория, в соответствии
с которой государство - акт Божьего
промысла. Обоснование внеземного происхождения
веками поддерживало авторитет правителей,
оправдывало их абсолютную власть,
предписывало обязательность их решениям.
Патриархальная концепция трактует
государство как большую семью,
возникшую в процессе соединения
родов в племена, племен в государства.
Согласно этой трактовке отношения
монарха и подданных соответствуют
отношениям отца и членов семьи, задача
монарха - забота о подданных, обязанность
последних - повиновение.
Теория завоевания (насилия) объясняет
процесс возникновения государства
как результат политического
действия - завоевания, насилия, внутреннего
или внешнего. Следствием победы сильного
над слабым, большинства над меньшинством
и является государство, становящееся
органом управления побежденными.
Все указанные теории находят
подтверждение в истории цивилизаций.
Ни одно из современных государств
не возникло без насилия, без
захватов. Каждый клочок земной
суши неоднократно переходил
из рук в руки, на смену одним
завоевателям приходили другие.
Первые государства облекались
в религиозные формы (правления
жрецов в Египте), да и впоследствии
религиозная власть конкурировала
- и не без успеха - за верховенство
со светской государственной
властью. Отношение к государственной
власти, как к отеческой, прочно
утвердилось в массовом сознании
многих народов: в России вплоть
до XX века для крестьянской массы
царь оставался "батюшкой",
да и по сей день клановые,
клиентарные отношения к местной власти
характерны для народов Кавказа, Азии,
Африки. Это стало серьезной преградой
для утверждения принципов демократии,
утверждающей не только свободу личности,
но и личную ответственность гражданина
перед законом за свои деяния.
Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк,
Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение
государства как результат сознательно
заключенного между людьми договора.
Государству, по мнению сторонников
этой теории, предшествует полная анархия,
"война всех против всех", - "естественное
состояние" - состояние неограниченной
личной свободы. Ею люди сознательно
решили поступиться в пользу государства,
призванного обеспечить им безопасность,
защиту личности, собственности.
Марксистская теория объясняет
происхождение государства разделением
труда, появлением частной собственности,
а вместе с ней и классов
с непримиримыми интересами. Экономически
господствующий класс создает государство
для подчинения себе неимущих. Государство,
следовательно, становится орудием
защиты интересов экономически господствующего
класса. Возникновение первых городов-государств
относится к IV-III тысячелетиям до н.э. в
Месопотамии, в Горном
Перу и т.д. Государство
возникает из предгосударственных
форм власти вождя племени, жреца вместе
с образованием общества, то есть упорядоченной
совокупностью людей, объединенных неприродными
связями, в условиях рождающейся социальной
дифференциации. Возникновение имущественного,
социального, функционального неравенств
требует иной, чем в родоплеменном обществе,
власти - власти с органами управления,
контроля.
История становления и развития
государства - сложный, многообразный
процесс, протекавший своеобразно
в разных регионах земного
шара. Тем не менее, несмотря
на особенности, присущие разным
цивилизациям и эпохам, эволюция
государства у большинства народов
в основном совпадает.
На ранней стадии становления
государства сохраняются остатки
первобытной организации общества
с элементами прямой демократии.
Уже на ранних этапах государственности
возникают различные формы правления
- республиканские и монархические.
Основным социальным различием
является деление на свободных
и рабов, хотя среди свободных
появляется профессиональная, социальная,
имущественная дифференциация. Государство
выполняет две основные функции:
1) обеспечивает господство свободных
над порабощенным населением
и 2) ведает устройством "общих
дел" свободных граждан (ХIII-ХVI
вв).
Средневековье и начало Нового
времени были для европейских
стран периодом усиления и
централизации государственной
власти. Фундаментом этого процесса
были устранение феодальной разобщенности,
ликвидация полицентризма власти,
объединение провинций вокруг
единого центра. Постепенно возникает
государственно-территориальная организация
общества с организованным государственным
аппаратом управления, со свойственными
ему служебными отношениями и
функциями, заменившими вассальные
связи, отношения личной зависимости,
свойственные раннему Средневековью.
Введенный в обиход Н. Макиавелли
термин "государство" (stato) заменяет
применявшуюся дотоле терминологию - "республика",
"княжество", "городская община"
и т.д. В XVII в. окончательно складывается
понятие "государство", абстрагированное
от конкретных форм правления (республика,
королевство, деспотия и т.д.).
В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно
оформляются централизованные национальные
государства и создаются условия
формирования гражданского общества
и правового государства. Процесс
разграничения государственной
власти и саморегулирующегося
гражданского общества занял
длительное время и у многих
народов не завершен и поныне.
19.выборы и их функции
в политической системе общества
Избирательная система -особый политический
институт общества, который обеспечивает
организацию и проведение выборов.
Выборы - неотъемлемая часть политических
процессов в современных демократических
обществах. Посредством выборов
происходит формирование различных
политических институтов (парламентов,
органов местного самоуправления и
т. д.). Данный факт не означает, что выборы
являются единственной процедурой формирования
институтов политической власти, поскольку
возможно использование также и
процедуры назначения должностных
лиц. Выборы -это способ формирования
системы представительной власти, осуществляемый
посредством голосования.
Выборы в политической системе
общества выполняют следующие функции.
1. Представительство общественных
интересов. На выборах избиратели
отдают предпочтение тем политическим
силам, которые способны адекватно
отразить их интересы.
2. Легитимация власти. Выборы придают
власти легитимность (т. е. общественное
признание и согласие ей подчиняться),
если их организация и проведение,
а также действующее избирательное
право соответствует ряду принципов,
которые будут рассмотрены ниже.
3. Социальный барометр политической
жизни. Через механизм выборов
граждане проявляют свое отношение
к важнейшим политическим институтам,
политическому курсу страны.
4. Рекрутирование политической элиты.
Посредством выборов идет формирование
и обновление политической элиты, граждане
отдают предпочтение тем кандидатам, кого
считают достойными осуществлять властные
полномочия.
5. Институализация политического участия
граждан. Влияние граждан на власть осуществляется
в разных формах (забастовки, демонстрации,
массовые стихийные действия и т. д.). Для
поддержания стабильности политической
системы важно, чтобы влияние происходило
в цивилизованных формах. Голосование
на выборах - одна из них.
6. Политическая социализация. Участие
граждан в выборах означает
приобщение их к законным способам
политического взаимодействия, обретение
навыков отстаивания своих интересов,
формирование политических убеждений
и поведенческих стандартов, способствует
осознанию своей гражданской
ответственности.