Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.
Государство всеобщего благосостояния
В силу различных причин во второй половине XX в. значительная и постоянно растущая часть ответственности за обеспечение достойного уровня жизни людей перешла к государству. В США в результате неуклонного расширения социальных программ, осуществляемых государством в 1950-е годы, сложилось так называемое «государство всеобщего благосостояния» (или «социальное государство»), которое осуществляло и осуществляет значительную часть функций, выполняемых ранее гражданским обществом. Основы «государства всеобщего благосостояния» стали создаваться JB США еще в 1920-е годы. Дальнейшее развитие оно получило в период реформ «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта в 1933-1938 гг. Вторая мировая война, «Справедливый курс» Г. Трумэна, политика «Новых рубежей» Джона Кеннеди и особенно преобразования в рамках «Великого общества» Линдона Джонсона укрепили тенденции, родившиеся еще в начале XX в.1
Государство всеобщего благосостояния, ассоциируемое с «большим правительством», включает целый комплекс институтов, призванных осуществлять вмешательство в социальную и экономическую жизнь ради обеспечения полной занятости населения, достойной заработной платы, стабильных цен, высокого качества жизни, а в конечном счете — социального согласия в обществе. Составной частью деятельности «государства всеобщего благосостояния» являются разработка и реализация широкого комплекса социальных программ, направленных на оказание помощи низкодоходным группам населения (пособия но безработице и временной или постоянной потере трудоспособности, пенсии по старости, социальное страхование) и ставших неотъемлемой частью современного правового государства. Одной из главных целей «государства всеобщего благосостояния» является расширение демократии, предоставление всем членам общества не только юридических и политических, но также социальных прав путем справедливого перераспределения доходов. «Государство всеобщего благосостояния», которое многими в США рассматривается как надежный гарант обеспечения социальной справедливости и один из факторов общественного согласия, стало своеобразной цементирующей основой современной социально-экономической модели этой страны.
Поскольку американское государство
взяло на себя функции по регулированию
важнейших экономических и
Однако во второй половине
1970-х и в 80-е годы в Соединенных
Штатах стали развиваться
В последние годы в Соединенных Штатах стали усиливаться требования о необходимости замены «государства всеобщего благосостояния» так называемым обществом всеобщего благосостояния, которое предусматривает значительное расширение сети добровольных общественных и коммунальных институтов, призванных заниматься реализацией социальных услуг; поощрение деятельности частных фондов, церковных и иных благотворительных организаций.
Ради возрождения истинных ценностей (индивидуальной свободы, ограниченного правительства, свободного рынка), как считают многие, особенно консервативно настроенные, американцы, необходимо вернуться к здоровому гражданскому обществу, описанному в свое время Т. Пейном и А. де Токвилем, возродив при этом все его функции, узурпированные государством. Следует заметить, что об этом еще в 1950-е годы писал Роберт Нисбет, обеспокоенный растущим противоречием между усиливавшейся центральной властью государства и ослабленными им институтами гражданского общества.
По мнению противников
государства всеобщего
Сторонники общества всеобщего благосостояния исходят из принципа «помоги себе сам», и если руководствоваться этим принципом, то можно сузить социальные функции государства в пользу гражданского общества. Особое внимание они акцентируют на личной ответственности гражданина за свою собственную жизнь. Больший эффект, по их мнению, достигается, когда деньги тратят сами граждане, а не государство за них.
Эта концепция, получившая широкое
распространение в 1970-80-е годы, оказала
существенное воздействие на саму специфику
современной социально-
Специфика США
При рассмотрении эволюции
социальной политики США с точки
зрения чередования ее типов, обычно
выделяются два курса социальной
политики: 1) либеральный (социал-демократический)
и 2) консервативный (рыночный). При анализе
механизма и масштабов
США обычно относят к странам, ориентированным на рыночную модель, при которой удовлетворение индивидуальных и общественных социальных потребностей в наибольшей степени (по сравнению с другими странами) осуществляется с помощью механизма рыночных отношений: социальные услуги (не только в сфере образования или здравоохранения, но и материальное обеспечение в старости) преимущественно покупаются на рынке и оплачиваются непосредственно самими пользователями. С позиций западноевропейской социал-демократии такой тип социальной политики не только не поддерживается, но и (в определенной степени) морально осуждается.
В основе своей (вне зависимости от сформированности «государства всеобщего благосостояния») социально-экономическая модель США считается условно-остаточной. При ней государство намеренно ограничивает свои социальные функции только той сферой, которую не хотят или не могут обеспечить ни частный капитал, ни рынок. Это — консервативная модель, при которой государство принципиально сводит свою роль к материальной поддержке только самых малообеспеченных слоев населения. Такой подход к решению социальных вопросов многие считают историческим анахронизмом. Однако его оценка зависит в конечном счете от степени эффективности рыночной модели социально-экономической жизни вообще, от представлений о целесообразности, необходимости и оптимальных масштабах государственного вмешательства в социальную сферу. А это проблема значительно более широкая, чем простое моделирование социальной политики.
Конечно, социальную политику
американского государства
Опыт социально-экономического развития США и других западных стран последней четверти XX в. свидетельствует о том, что универсальных, пригодных для всех стран и регионов мира, незыблемых моделей социальной политики не существует. Развитые страны, каждая в отдельности, а в последнее время и все вместе (в рамках ООН, ЕЭС и других международных организаций), активно заняты адаптацией социальной политики к меняющимся реалиям, ищут наиболее адекватные и эффективные методы ее реализации. Наряду с этим (как, например, в Европе) идет поиск некой общей (универсальной) модели социальной политики.
Возможно, такая постановка вопроса пока преждевременна, так как нельзя не учитывать того факта, что решающим первичным элементом общественного воспроизводства является все-таки экономика, состояние которой в разных странах очень различно (как и общественное сознание, культурный уровень, традиции, политические и другие факторы). Однако поиск наиболее адекватных способов ее взаимодействия с социальной сферой при решении единых национальных задач, при признании принципа всеобщности благосостояния означает сближение различных, ранее противопоставляемых друг другу моделей социальной политики.
В США позже, чем в европейских
странах, была создана система
Однако убежденность в
том, что система государственного
социального страхования
После окончания второй мировой
войны в американском обществе сложился
либерально-консервативный консенсус
по вопросам целей и методов
В середине 1970-х годов, на
изломе экспансионистской
При анализе социально-
Информация о работе Социально-политическая система США и Канады