Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность учебного курса «Социально-политическая система США и Канады» определяется тем, что он является одним из основных в системе подготовки студентов регионоведов-американистов и международников. Изучение политической системы и социальных процессов в США и Канаде позволяет составить объективное и адекватное представление не только об этих странах (одна из которых является признанным мировым лидером), но и о Западе, как особом цивилизационном феномене, в целом.
Итак, анализ конкретно-исторической ситуации, сложившейся в США в конце 1970-х годов, показывает, что либеральный (кейнсианский) вариант государственного регулирования, взятый на вооружение Ф.Д. Рузвельтом в 1933 г. и применявшийся с тех пор в течение почти пяти десятилетий, впервые стал давать серьезные сбои, сравнимые разве что с периодом Великой депрессии, когда правительство Г. Гувера, руководствовавшееся принципами «твердого индивидуализма», оказалось не в состоянии решать проблемы, вставшие в то время перед страной.
Рузвелътовский вариант государственного регулирования, успешно применявшийся после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и в годы второй мировой войны, обеспечив бескризисное развитие экономики США в 1960-е годы, сопровождавшееся высокими темпами экономического роста, низкими показателями безработицы и достаточно стабильным уровнем инфляции, в 70-е годы принес иные результаты. Экономическое положение страны резко ухудшилось: высокая инфляция и рост безработицы, структурные кризисы и замедление темпов экономического развития, обострение валютной проблемы и международной конкуренции, наконец, изменение позиций США в мировой экономике свидетельствовали, что сложившиеся формы и методы бюджетного и кредитно-денежного регулирования не в состоянии были обеспечить выход из затянувшегося кризиса и дальнейшее стабильное развитие американской экономики.
Как отмечал А.А. Фурсенко, «их эффективность была подвергнута сомнению», а «усиление антиэтатистских настроений, направленных на уменьшение роли государства в экономической жизни, прежде всего за счет сокращения социальных программ, было консервативной реакцией на трудности» 70-х годов1. Ее выражением стали экономическая «теория предложения» и идеология и практика рейганизма.
Экономическая «теория предложения»
Теория и практика рейганизма как одного из вариантов современного американского консерватизма внесли серьезные коррективы в сложившуюся за десятилетия социально-экономическую модель США. Рейганизм представляет собой явление достаточно сложное и многомерное, внутренне противоречивое и неоднородное. Его вряд ли можно ограничить какими-то строгими рамками, поскольку он соединил разнообразие взглядов и теорий, общественных настроений и поведение масс.
Консерватизм самого Р. Рейгана, считавшегося когда-то рузвельтовским демократом и постепенно дрейфовавшего в сторону правоконсервативной части политического спектра, был изначально ориентирован прежде всего на «саморегулирующуюся рыночную экономику» и ограниченное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь общества. Будущий 40-й президент США придерживался, по крайней мере со второй половины 1940-х годов, старого консервативного принципа, которому в период «просперити» второй половины 1920-х годов следовал идеолог «твердого индивидуализма» Г. Гувер: «хорошо то правительство, которое меньше правит»1. Государство с его разросшимся и неспособным эффективно управлять бюрократическим аппаратом, неразумным вмешательством во все сферы экономики и социальных отношений, «большое правительство», которое сидит на шее у американцев и в виде налогов лишает их того, что они заработали своим собственным трудом, представлялись ему основным злом, главным источником экономической и политической нестабильности в США.
Содержание многочисленных выступлений и статей Рейгана в американской прессе свидетельствует об очень важной особенности рейгановского антиэтатизма, которая состояла в том, что он не был узко направлен только лишь по линии оздоровления экономики страны, а очень тесно увязывался с вечными идеалами и непреходящими ценностями американской нации, американского образа жизни. Усиление регулирующих функций государства рассматривалось Рейганом и его единомышленниками как посягательство на права и свободы личности, среди которых особо выделялись права «равных возможностей» и свободного предпринимательства, присущие естественной природе человека2.
Этим принципам
Помимо перечисленных выше, к числу наиболее влиятельных идеологов рейганизма следует отнести и руководителя отдела Международного центра изучения экономической политики Джорджа Гилдера, писавшего в свое время речи для Н. Рокфеллера, а в 1981 г. выпустившего книгу «Богатство и бедность», которую сравнивали с трудами Адама Смита, а журналы «Бизнес уик» и «Тайм» назвали «капиталистическим манифестом «новых правых» и Библией «сеилай-сайдеров»1.
Действительно, книга Гилдера представляла собой более чем 300-страничную оду экономическим и моральным преимуществам свободного капитализма, став классикой для сторонников «экономики предложения. Автор доказывал, что прогрессирующие учетные ставки и «большое правительство» разрушают богатство и укрепляют бедность. Он утверждал, что федеральные налоги, составлявшие ни много ни мало 50% заработной платы и 70% доходов по процентам и дивидендов, умерщвляют стимулы работать, сберегать, инвестировать и рисковать. В результате вместо использования своих сбережений для производственных инвестиций слишком много людей искали налоговые, лазейки и вкладывали свои деньги в «золото, безделушки, пустяковые фильмы и недвижимость». По мнению Гилдера, именно высокие налоги привели к замедленному производственному росту, так как «слишком много денег шло впустую». Бедность, как утверждал автор, это «меньше всего состояние дохода, это — состояние ума».
В своей книге Гилдер обосновывал преимущества «экономики предложения», критикуя уходящий в прошлое либерализм и особенно государственную систему вспомоществования, которая ставит одних американцев в унизительное положение зависимости от подачек, а других — в положение работающих на «лентяев и бездельников». Тем самым эта система лишь способствовала процветанию морального паразитизма. По мнению ученого, чем человек беднее, тем упорнее ему следует трудиться. Раскрыть же способности личности помогает система частного предпринимательства, которая скрывает неисчерпаемые возможности экономического процветания, «показывая на практике свою способность преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия»1.
Гилдер доказывал, что только богатые имеют достаточно капитала, чтобы стимулировать быстрый экономический рост, что только обоснованные налоговые ставки могут заставить их инвестировать, а не тратить свои деньги непродуктивно.
Известно, что со времени
А. Смита капитализм считается наиболее
эффективной экономической
Большое влияние на формирование философии рейганизма, а позже и на политический курс администрации Рейгана оказали взгляды известного экономиста, лауреата Нобелевской премии, профессора Чикагского университета Милтона Фридмена, которому особенно благоволил будущий президент. «Отец монетаризма» М. Фридмен был сторонником идеи свободного выбора в любой сфере жизнедеятельности общества, считая его важнейшим правом личности. Главным препятствием в реализации этого права, по его убеждению, являлись государственное регулирование, вмешательство государства в политическую, экономическую и социальную сферы. В 1980 г. в соавторстве с Р. Фридмен он опубликовал книгу «Свобода выбора: личная точка зрения»1, в которой и обосновывались данные положения.
Считая, что экономическая
активность напрямую связана с воздействием
со стороны денежного предложения
(или Федеральной резервной
Свой вклад в экономическое обоснование рейганизма внесли многочисленные сторонники «теории предложения»: экономисты, публицисты, политологи, эксперты, сотрудники самых разных фондов и центров, институтов и «мозговых трестов» консервативной ориентации.
В чем же заключался главный смысл экономической «теории предложения», носившей приоритетный характер во всей стратегии рейганизма?
Известно, что ключевой проблемой всякой экономики рыночного типа является достижение благоприятного баланса между спросом и предложением. Экономисты и политики (как республиканцы, так и демократы), руководствовавшиеся рецептами Кейнса и доминировавшие на протяжении всех послевоенных десятилетий, стремились к этому главным образом путем воздействия на спрос, за счет «накачивания» спроса, т.е. через значительные федеральные расходы, распределявшиеся между низкодоходными группами населения в виде государственных выплат, пенсий, пособий и программ. При этом они исходил из того, что в соответствии с уровнем спроса будет автоматически возрастать и предложение, что обеспечит устойчивый экономический рост. Длительное время после второй мировой войны эта схема неплохо работала, но в конце 1970-х годов, как утверждали «сеплай-сайдеры», кейнсианская политика завела американскую экономику в тупик. Государственные налоги в слишком больших количествах изымались из растущего частного производства и тратились чаще всего в виде непроизводительных расходов, не способствовавших ни достижению баланса между спросом и предложением, ни решению проблем безработицы и инфляции.
Итак, на исходе 1970-х годов,
после десятилетия низкого
«Сеилай-сайдеры» доказывали, что налоговые ставки на доходы (от труда и прибыли) в США слишком высоки и оказывают тормозящее воздействие на предложение рабочих мест, сбережения и инвестиции, динамику производительности труда, рост ВНП и экономическую деятельность в целом, что налоговая система в стране ориентирована на потребление и против инвестиций и сбережений. По их мнению, целенаправленное сокращение налогов (как индивидуальных, подоходных, так и налогов на корпорации) может оказать стимулирующее воздействие на производственную активность. Оно представлялось панацеей от всех бед и болезней, средством, воздействующим на американскую экономику сразу по нескольким направлениям. При этом в пользу снижения налогов выдвигались следующие аргументы. Сокращение налоговых ставок увеличивает стимулы к сбережениям для отдельных лиц, так как повышает норму прибыли, получаемой ими от своих активов. Увеличение сбережений в свою очередь понижает процентные ставки и стимулирует инвестиции. Снижение налогов на прибыли корпораций или либерализация амортизационных отчислений, увеличивая долю прибыли, остающуюся после уплаты налогов, прямо и непосредственно способствует увеличению инвестиций, что ведет к росту производительности, т.е. производству большего количества товаров и услуг на единицу затрат. В свою очередь, все это ведет к тому, что замедляется рост издержек на единицу продукции, а следовательно, замедляется инфляция, давно ставшая для Америки проблемой № 1.
Теоретики «экономики предложения»
исходили также из того, что процесс
сокращения налогов неизбежно будет
сопровождаться переводом ресурсов
из государственного сектора в частный,
способствуя тем самым
Сторонники «теории
Предполагалось, что расширение выпуска продукции на основе «экономики предложения» приведет к увеличению базы для сбора налогов. Поэтому государственные доходы, несмотря на снижение налоговых ставок, сокращаться не будут, и проблема пополнения бюджета не возникнет.
Информация о работе Социально-политическая система США и Канады