Способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - описать способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации.
Поставленная цель обуславливает решение ряда задач:
1. Обработать литературу по теме исследования.
2. Осуществить выборку из средств массовой информации контек-стов, репрезентирующих суггестивные тактики политиков.
3. Определить структуру, по которой строится речевой образ политика.
4. Выделить и охарактеризовать основные средства и приёмы станов-ления речевого образа политика.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

     В дискурсах российских политиков  обнаруживается использование конструкций  с изъяснительными придаточными, как средства авторизации. Например, выдержка из речи Владимира Жириновского [Российская газета, №42]:

     Известно, что в основу осуществляемых в России преобразований были положены рекомендации Хьюстонского доклада о концепции экономических реформ в СССР.

     По  оценке отечественных  экспертов, зарубежные рекомендации даются во имя интересов западных стран.

     Жириновский, вводя в первую часть своего контекста конструкцию с изъяснительным придаточным известно, что, лишь устанавливает известный факт, без каких-либо добавочных оттенков, что способствует вовлечению читателей в процесс совместного мышления. Во второй же части, ссылаясь на компетентных отечественных экспертов, даёт свою негативную оценку Хьюстонскому докладу. Таким образом, Владимир Вольфович создаёт положительный речевой образ патриота своей Родины.

     Речи  Геннадия Зюганова также присуще использование таких конструкций [Известия, №33]:

     Понятно, что сельское хозяйство становится неэффективным, поэтому на нашем рынке по ряду продуктов – уже более половины импорта.

     В этом высказывание Геннадия Андреевича, как мы видим, безлично-предикативное  слово понятно образует главную часть оценочно-изъяснительной конструкции, которая включает значение оценки. Оценка развивается и раскрывается больше в придаточной части этой конструкции. Так, Зюганов в первой части, посредством изъяснительного придаточного понятно, что вовлекает адресата в процесс совместного мышления и характеризует сегодняшнее положение сельского хозяйства нашей страны. А во второй, которая изъясняется по требованию первой, приводит объективный факт, свидетельствующий об отсталости сельского хозяйства, тем самым кандидат в президенты внедряет в сознание избирателей свою субъективную оценку сельского хозяйства. Вследствие чего, он предстаёт перед народом компетентным политиком способным изменить ситуацию к лучшему. 

     В целом, конструкции с изъяснительными придаточными служат для активного вовлечения адресата в процесс совместного мышления. 

     2.2.2. Средства адресации

     Другой  способ коммуникативного контакта — средства адресации. Речь, как известно, выполняет свою коммуникативную задачу лишь в том случае, когда содержащаяся в ней информация адекватно воспринимается адресатом.  Поэтому обычно политики в той или иной мере ориентируется на определенный контингент при отборе языкового материала. 

     Обращения

     Одним из контактоустанавливающих приёмов являются обращения. Этим приёмом часто пользуется Геннадий Зюганов, например, в статье «Обращение к думающему избирателю» [Известия, №24]:

     Уважаемые товарищи!

     Соотечественники!

     Мы  вступаем в новый  этап политической борьбы. Речь идёт о президентских выборах 2 марта 2008 года…

     Зюганов, используя обобщённые обращения товарищи, соотечественники, старается привлечь внимание как можно большего количества сограждан и соратников к своему предвыборному дискурсу, стремится заинтересовать людей своей политической программой, чтобы впоследствии посредством манипулятивного воздействия словом сформировать в сознании народа свой позитивный образ – народовольца.

     Обращения  присутствуют и в речи Дмитрия Медведева [Российская газета, № 34]:

     Уважаемые коллеги!

     Для того чтобы в стране генерировались и  внедрялись в экономику  новые знания, нужна соответствующая инфраструктура…

     В этом контексте Дмитрий Медведев, на первый взгляд, обращается к своим коллегам-политикам с призывами усовершенствовать российскую инфраструктуру. Но на самом деле это завуалированное суггестивное обращение направлено на манипулирование сознанием народа: Медведев пока ещё только кандидат в президенты, а уже проявляет инициативу в преобразовании российской экономики. Всё это делается для того, чтобы укоренить в памяти избирателей мысль о том, что Медведев как никто другой подходит на пост президента Российской Федерации.  

     Вводные конструкции

     Зачастую  в своих предвыборных дискурсах Владимир Вольфович Жириновский использует вводные конструкции, которые содержат адресованность. Например [Российская газета, №42]:

     Как вы знаете, история развития нефтедобывающей промышленности в России характеризуется периодами роста и некоторого затухания основных показателей. Все последние годы рост добычи нефти в России шёл нарастающими темпами. Между тем эксперты РГУ нефти и газа им. Губкина указывают, что такой рост добычи, который мы демонстрировали до последнего времени, «это, возможно, даже преступление», потому что он идёт исключительно за счёт увеличения отборов из скважин в нарушение проектов разработки. 

     Включая в свою речь вводную конструкцию  как вы знаете, Жириновский апеллирует к знаниям и памяти избирателей, тем самым он привлекает их внимание и активизирует мышление. Но помимо этого с помощью вводной конструкции Владимир Вольфович подготавливает контекст, который содержит новую информацию. И за счет соотнесения её с уже  имеющейся происходит осмысление этой новой информации и освоение её избирателями.  

2.3. Стилистические приёмы усиления эмоционально-психологического воздействия

     С помощью  стилистических приёмов (семантические повторы, метафоры, приёмы диалогизации монолога и т.д.) активизируются эффект внушения и эмоционального «вовлечения» адресата. Эти приёмы способствуют облегчению восприятия, возбуждению интереса, формируют оценочное отношение к содержанию речи и самому оратору.  

     Семантические повторы

     Одним из распространённых средств экспрессивного синтаксиса в дискурсах кандидатов в президенты Российской Федерации являются семантические повторы. В качестве примера приведем выдержку из выступления Дмитрия Медведева [Российская газета, № 39]:

     В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю (несмотря на всю его очевидность) важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Этот принцип «свобода лучше, чем несвобода».

     Речь  идёт о свободе во всех её проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения.

     Обратите  внимание, что в приведённой цитате Медведев явно акцентирует своё внимание на неоднократно повторяющемся слове – свобода. Сначала используя приём антитезы, он противопоставляет антонимы свобода и несвобода. После чего, для того чтобы усилить весомость понятия свобода, кандидат в президенты с помощью семантических повторов углубляет смысловую сторону этого слова, тем самым не только выделяет основную идею контекста, но и определяет свою политическую позицию в целом –  борца за свободу во всех её проявлениях. Заключая несколько повторов в одной фразе, Медведев повышает общую экспрессию своей речи, придаёт особый ритм фразе, что способствует хорошему усвоению и запоминанию информации электоратом.

     Владимир Вольфович несколько в другой форме использует в своей речи семантические повторы. Например [Российская газета, №30]:

     Необходимо  принятие блока антикоррупционных законов.

     Необходима разработка определений – «коррупционные деяния», «незаконное обогащение», «субъекты коррупции».

     Необходимо создание действенной системы контроля и надзора в области борьбы с коррупцией.

     Необходимо ужесточение антикоррупционной борьбы в области здравоохранения и обеспечения населения лекарствами.

     В отличие от Дмитрия Медведева, Жириновский выносит повторяющийся сегмент в начало смысловых отрезков речи, таким образом, он  усиливает значимость последующих элементов предложения, актуализирует эти элементы. Так, в этом контексте это оценка проблемы коррупции в нашей стране путём подачи отглагольных существительных принятие, разработка, создание, ужесточение не в качестве однородных членов, а именно на фоне семантического повтора – необходимо, что привлекает внимание избирателей к этим оценкам и «навязывает» их. А вместе с оценками людям прививается  и положительный образ Владимира Вольфовича – защитника интересов своего народа.

     В дискурсе Геннадия Зюганова повтор выполняет  роль лейтмотива, то есть основного, ведущего мотива речи, главной идеи, являясь ключевым для раскрытия содержания  этого речевого фрагмента [Известия, №24]:

     Мы  обращаемся к думающим избирателям, к людям, которые хотят во всём разобраться, не поддаются зомбированию телеящика, болеют за судьбы Отечества. Решать как жить дальше, - в конечном счёте, вам. Мы предлагаем задуматься, чья точка зрения ближе к истине, поступать так, как подсказывает вам здравый смысл и совесть.   

     Мы  обращаемся к думающему  избирателю. Если вы считаете, что всё прекрасно, голосуйте за кандидата от «Единой России», от партии олигархов и чиновников. Если же вы думаете, что эту жизнь нужно менять, поддержите КПРФ – партию трудового народа. Мы обращаемся к патриотическому избирателю. Поддержите КПРФ!

     Используя лейтмотив – мы обращаемся к думающему избирателю, Зюганов создаёт прочную основу восприятия, способствующую наиболее полному и углубленному объяснению мысли. Кроме того, в этом контексте, в процессе повторения лейтмотив эволюционирует: думающим избирателям – думающему избирателю – патриотическому избирателю, постепенно сужается семантическое поле, за счет чего приобретается особая содержательная углубленность и нарастает психологическое давление. Тем самым Геннадий Андреевич достигает главной цели – искоренив сомнения народа в своей компетентности, расширяет свой электорат.   

     Парцелляция

     К средствам экспрессивного синтаксиса относится так называемая парцелляция, понимаемая как членение предложения.

     Жириновский неоднократно достигал экспрессии своей речи именно с помощью парцеллированных конструкций, например [Российская газета №39]:

     Реформы привели нас в никуда.  Частный собственник не думает о развитии производства. Число чиновников растёт. Оборудование не обновляется, даже в нефтяной отросли.  А что говорить про другие заводы и фабрики?

     Передовая содержание своего высказывания не одним, а несколькими предложениями, Владимир Вольфович не только создаёт экспрессию, но и актуализирует проблемы зреющего экономического кризиса в стране. Упоминая в первом предложение о несостоятельности реформ и аргументируя это в последующих, Жириновский указывает на некомпетентность сегодняшнего правительства. Парцеллированные конструкции в этом случае усиливают эффект дискредитации.   

     Геннадий  Андреевич с помощью парцелляции  выделяет семантические повторы, что  способствует усвоению «агитационного дискурса», например [Известия, № 30]:

     У нас есть опыт и  знания. У нас есть воля к позитивным переменам. У нас  есть реалистичная и  конструктивная программа  возрождения и  подъёма России. Нужна только ваша поддержка.

     В этом контексте разделительные паузы  усиливают эффект психологической нагрузки семантического повтора у нас есть. За счет этого депутат создаёт ощущение полноценности своего политического потенциала.

     Дмитрий  Медведев, включая в своё выступление такой приём, как парцелляция, придаёт своей речи специфическую интонацию, которая способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации отдельных слов и выражений [Известия, № 27]:

     И начинать надо с себя. Чиновникам и милиционерам. Судьям и прокурорам. Предпринимателям – нам всем. Каждому на своём рабочем месте.  

     С помощью парцелляции в этом контексте  Медведев выделяет определенные профессии людей, тем самым обостряет их значимость, в разрешении государственных задач.     

     Эмоциональное противопоставление

     В риторике наших политиков широко используется приём эмоционального противопоставления. Этот приём следует рассматривать как особую разновидность антитезы. От классической антитезы этот приём отличается тем, что противопоставляются не антонимы, а слова, высказывания, фразы, которым приписывается в тексте положительная или отрицательная оценочность. Приём эмоционального противопоставления служит способом актуализации содержательно-оценочных элементов речи, что ведёт к усилению «психологического давления».

Информация о работе Способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации