Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель работы - описать способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации.
Поставленная цель обуславливает решение ряда задач:
1. Обработать литературу по теме исследования.
2. Осуществить выборку из средств массовой информации контек-стов, репрезентирующих суггестивные тактики политиков.
3. Определить структуру, по которой строится речевой образ политика.
4. Выделить и охарактеризовать основные средства и приёмы станов-ления речевого образа политика.
Приём эмоционального противопоставления ярко прослеживается в предвыборной риторике Владимира Жириновского [Российская газета, №39]:
У нашей страны хорошее будущее. У нас огромные ресурсы, но государству не хватает политической воли, не хватает мощной патриотической силы, чтобы быстрее искоренить наши недостатки и сделать реальным улучшение жизни самых малоимущих.
Владимир Вольфович, сопоставляя сочетания хорошее будущее, огромные ресурсы с не хватает политической воли, мощной патриотической силы усиливает акцент на последние, ярче выделяет их отрицательную окрашенность, актуализирует их, тем самым прочно внедряя в сознание избирателей некомпетентность сегодняшнего правительства. Это пример одного из немногих в прошедшей предвыборной кампании приёмов завуалированной дискредитации.
Приёмом эмоционального противопоставления охотно пользуется и Геннадий Андреевич [Российская газета, № 41]:
Идёт седьмой год третьего тысячелетия. Россия вступила в него с огромными человеческими потерями. С загубленной промышленностью и разорённым селом. С утраченным лидерством в образовании и науке. Но надежда ещё остаётся. Прорыв в будущее возможен.
Сопоставлением сочетаний человеческие потери, загубленная промышленность и так далее с символ надежды, прорыв в будущее Зюганов акцентирует внимание на последние, чётче выделяет их положительную окрашенность, навязывая избирателям свою позицию.
Используя
в своей речи приём эмоционального
противопоставления, наши депутаты не
только внедряют в сознание электората
свои позиции по определённым вопросам,
но и стараются утвердиться в качестве
«надежных» политиков, обладателей всевозможных
положительных качеств.
Приёмы «диалогизации монолога»
Пролепсис (предвидение возражения). С помощью этого приёма современные политики вводят в речь полемическую мишень – некий обобщённый образ оппонента, как правило, скептика. Образ этот нужен депутатам для того, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать свою «объективность», с другой – чтобы, дискредитировав несуществующего оппонента, эффективно продемонстрировать уверенность в собственной позиции. Например, выдержка из предвыборной речи Зюганова [Известия, № 24]:
Не всё было безоблачно в нашей истории, как и в истории других государств. Мы признаём совершённые в прошлом ошибки и не снимаем с себя ответственности за них. Но именно во время советской власти наша страна стала мировой державой, первой вышла в космос.
В приведённой цитате пролепсис выступает в качестве приёма акцентирования темы «неудач и успехов», служит отправной точкой для развития данной темы, а также активизирует внимание читателей. Геннадий Андреевич, вскользь упоминая об ошибках, приводит неопровержимые факты достижений советской власти, тем самым демонстрируя свои положительные качества: сознательность, убеждённость, неукротимую волю к победе.
В риторике Медведева также неоднократно фигурировал этот приём диалогизации монолога, например:
Надо признать, что мы фактически последние годы занимались «ручным» управлением экономикой. Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив.
С помощью пролепсиса Медведев грамотно подчеркивает свои положительные качества: настойчивость, компетентность, решительность, а также свои либеральные настроения.
Следует отметить, что приём пролепсис полностью отсутствует в риторике Владимира Жириновского, видимо потому, что он и его партия никогда не были у власти, а, следовательно, не совершали никаких управленческих ошибок.
Вопросно-ответный ход. Данный приём очень распространен не только в политическом дискурсе, но и в педагогическом и во многих других разновидностях институционального дискурса, в силу того что основной функцией вопросно-ответного хода является актуализация новой темы. Однако в политическом дискурсе помимо композиционной функции, направленной на облегчение адресатам перехода к новой теме, данный приём выступает и в качестве средства суггестивного воздействия.
В своей статье «Я трижды спасал нашу страну» [Российская газета, №39] Владимир Вольфович не раз обращался к этому приёму, например:
Что можем сделать мы, все, кто считает себя патриотами России? Мы можем обратиться к главе государства с требованием провести в стране референдум по следующим пунктам:
- изменить название должности главы государства – не президент, а Верховный правитель…
Этот контекст Жириновского привлекает внимание самой формой построения речи. Во-первых, вопросно-ответный ход усиливает и акцентирует идею «общности» оратора и народа, сам же оратор выступает в качестве выразителя общественного мнения. Во-вторых, служит фактором суггестивного воздействия, поскольку провоцирует некритическое восприятие людей ответа, формулируемого оратором «за неё». Так, в дискурсе с помощью этого приема в сознании людей культивируется мысль о доступности президента для простого смертного.
В риторике Геннадия Андреевича данный прием включает в себя вопросы в риторической форме, например [Российская газета, № 37]:
На каждого гражданина России приходится природных богатств на 160 тысяч долларов. В США эта сумм – 16 тысяч, в Европе 6 тысяч. Но живем мы гораздо хуже. Почему? Потому что природные ресурсы и деньги вывозятся за рубеж, обогащая кучку олигархов и их западных хозяев.
Почему крошечная часть населения завладела огромными богатствами, созданными поколениями наших отцов и дедов? Они не вкладывают средства в производство, но покупают замки во Франции, яхты в Италии, футбольные клубы в Англии. Россия – на втором месте в мире по числу миллиардеров, но на одном из последних по продолжительности жизни. Разве это нормально?
Как видно из примера, вопрос несёт в себе утвердительное сообщение, возникающий как своеобразная эмоциональная реакция «протеста», что в конечном счете повышает эффективность «самоподачи» оратора. Оценочное суждение возникает на основе сравнения распределения природных богатств в России и зарубежом. Зюганов использует риторические вопросы в качестве эмоционального восклицания, преследуя при этом цель привлечь внимание избирателей к идее нецелесообразного использования природных ресурсов, тем самым он эмоционально выражает свое отношение к ней и призывает народ разделить его мнение. Так депутат формирует психологическую установку утопичной политики правительства и достигает желаемой реакции протеста у электората.
Дмитрий Медведев в своем выступлении «Точки над «И»», тоже использовал прием вопросно-ответного хода [Российская газета, № 34]:
Россия всегда была богата на изобретения. Почему же мы так долго не можем воспользоваться их плодами? Почему мы не можем и не могли получить от них максимальную выгоду? Потому что у нас никогда не было четко установленного механизма коммерциализации изобретений.
В этом примере отразилось классическое использование данного приема. Вопросно-ответный ход актуализирует тему – «неумения притворять в жизнь новые изобретения в нашей стране». Таким образом, подготавливается почва для комплексного развития темы – изобретения.
Метафора. Как правило, служит средством повышения эффективности приемов эмоционально психологического воздействия. Например, в речи Геннадия Зюганова [Российская газета, № 41]:
Ржавчина неверия в свои силы ещё разъедает миллионы сердец. Но есть примеры, дающие надежду. В их числе достижения социалистического Китая, независимой Индии…
В этом примере метафора усиливает опровержение и отрицательную оценку мнения подразумеваемого оппонента. Так, посредством метафоры ржавчина неверия Зюганов, имитируя прием пролепсиса, старается поднять боевой дух своих избирателей.
Риторике Жириновского метафора является своеобразным катализатором эмоционального восприятия речи [Известия, № 32]:
Сегодня
Россия похожа на связанного
гиганта, он рвется,
но не может сдвинуться
с места. В богатейшей
стране бедных не становится
меньше. Природные богатства
используются неэффективно!
Рачительных хозяев
нет! Одно ворьё!
2.4. Апелляция к чувствам
Апелляция к чувствам обычно связана с логическими рассуждениями, аргументами и неразрывно вплетена в основную структуру речи. Это правило нашло наглядное выражение в выступление Медведева, опубликованного в Российской Газете [№ 34]. Кандидат в президенты обратился к российскому народу по вопросу об улучшении образования в нашей стране. Контекст приводится полностью, чтобы показать, как апелляция к чувствам стала неотъемлемой частью всей речи.
Во вступлении Медведев умело связывает воедино изложение своего намерения и упоминания о главных побуждениях людей, к которым он взывает.
Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Будет ли наш ребенок радоваться, встречаясь с учителем, или будет просто бояться его? Будут ли его заставлять тупо зубрить или он все-таки будет приучаться думать?
Он
взывает здесь к чувству обязан
Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе.
Здесь оратор воздействует на самолюбие адресатов, обращается к чувству вины. Следующий пункт, предполагающий добрые намерения избирателей, утверждает, что сделать надо больше, чем делалось до сих пор:
Важно также, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников. Чтобы школы имели возможность иметь не один компьютер на 20 учеников, к чему мы стремились последние годы и предъявляли это как наше достижение, а чтобы каждое ученическое место имело свой вход в электронные сети.
В этом разделе Медведев дает представление о насущном характере проблемы. Приводя статистические данные, он свидетельствует о уже достигнутых результатах, тем самым рассеивает чувство опасения – о неосуществимости, поставленной задачи. В последнем разделе начинается решительное наступление:
И, конечно, должна быть объективная оценка того, с какими знаниями выходит наш ребенок из школы. Чтобы эти знания оценивали не только учителя, но и родители, и сами дети, и независимые экспертные институты.
Оратор
завершает свое выступление, обращаясь
к чувству личной
ответственности
каждого участника образовательного процесса.
Таким образом, посредством данного приема
Медведев, прочно вживляет в сознание
людей мысль, что он не намерен оставаться
безразличным созерцателем, а наоборот,
готов с полной ответственностью действовать,
и приобщать к этому всех остальных участников
образовательного процесса.
2.5. Речевой образ Дмитрия Медведева
Проанализируем с указанных позиций фрагмент политического дискурса Дмитрия Медведева. В последней предвыборной кампании Медведев выделялся среди остальных кандидатов в президенты: сильный, волевой, решительный, сознающий трудность разрешения многих проблем, но исполненный оптимизма и веры в успех. Ключевыми словами его предвыборной риторики, как отмечалось выше, стали стабильность, развитие, общество, экономика, свобода, приобретающие в контексте дополнительные стилистические оттенки положительных значений, несущие представления об активности кандидата, его готовности к действиям и незыблемости веры в развитие Российского государства. Приведем отрывок из предвыборного дискурса Медведева [Известия, № 27]:
Мы сегодня как нация стали не просто одним из свободных народов, мы стали ответственным и знающим цену этой свободе обществом. Поэтому и в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей.
Мы, безусловно, и дальше будем продолжать работу по развитию так называемого человеческого капитала. Будем инвестировать деньги в таланты и способности людей, в их интеллект и творческую энергию. Именно человек должен стать сегодня не только главным действующим лицом политического развития, но и основным объектом вложений государства.
Я уверен: у современной России есть все возможности стать благополучным, успешным государством. Очевидно, что и остальные государства в этот период продолжат свое развитие. И в принципе наше основное желание заключается в том, чтобы не упустить именно свои возможности.
Информация о работе Способы создания речевого образа политика в период предвыборной агитации