Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:06, шпаргалка
1. Соотношение понятий политики и управления.
2. Управление и самоорганизация, их соотношение и роль в политическом
3.Понятие политического: содержание и основные подходы.
4. Политическое управление: понятие и функции.
5. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи
С одной стороны, это упрощает задачу управления, снижает порог ответственности: если что недоглядели – “само рассосется”. Но с другой, велика степень неопределенности результата, да и формы стихийного саморегулирования не всегда имеют желаемые очертания. К тому же не во всем стихийные механизмы способны обеспечить гомеостазис общественной системы: политическое управление возникло в обществе не зря.
Все это имеет прямое отношение
к политической обратной связи, которая
также обеспечивается совокупностью
двух слагаемых – стихийного и
организованного в форме
Никто еще добровольно властью не поделился. Никто не желает, чтобы его контролировали, тем более снизу. Не только в России, – во всем мире становление и расширение пределов демократии происходит под давлением управляемых и сопровождается катаклизмами, острота которых зависит от уровня развития самой демократии и особенностей культуры народа. Но по мере развития институтов политического опосредования энергия политической обратной связи канализируется в организованное русло, а политическая элита становится более чувствительна к ее сигналам и менее свободна в выборе способов реагирования на них.
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д.
Таким образом,
любая политическая власть уже с
момента своего становления разрабатывает
сообразно конкретным условиям, экономическому
и политическому состоянию
Третья функция
политической власти – обеспечение
стабильности в стране. В разных
государствах и разной политической
власти это удается в разной степени.
Но бесспорно, что выполнить эту
функцию стремится любая
Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ - распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.
Идея Р.В., появившаяся в Новое
время в европейской
Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Р.в. по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды). Р.в. по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами ("ветвями" власти) - законодательной, исполнительной и судебной.
9. легитимность: структура и уровни
В первом приближении для простых людей власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, выражающееся в повышении уровня и качества их повседневной жизни. На более глубинном уровне власть оценивают по предоставляемой ею возможности самореализации для каждого. Выражается эта оценка в различных проявлениях степени доверия к субъектам власти, в том числе и на выборах.
Таким образом, проблема эффективности
оказывается напрямую связанной
с проблемой признания
Признание данной политической власти, ее институтов, решений и действий, правомерными в политологии называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности власти.
Легитимность политической
власти обусловливается многими
обстоятельствами, среди которых
– соответствие режима, целей элиты,
ее принципов и способов действия
традициям, нашедшим или не нашедшим
отражение в законах, популярность
лидеров и т.п. Но более глубокие
ее предпосылки коренятся в
Свое отношение к власти общество формирует, соотнося ее проявления с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основные компоненты. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности:
1. Идеологический, -
2. Правовой, – отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве». И заключается еще один негласный общественный договор – на этот раз в классическом смысле, по Ж.-Ж.Руссо, закрепляющий сложившееся неравенство силой государственного принуждения.
3. Нравственный,
Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах. Это – одна из сложностей легитимации власти в условиях всякой общественной трансформации. В условиях же кризиса, когда общество переходит их одного состояния в другое не плавно, а скачком и под впечатлением надвигающейся катастрофы, процесс отражения, формирования стереотипов не поспевает за изменяющейся реальностью. Прежние стереотипы переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые, – и в этой динамичной ситуации происходит нарушение внутренней непротиворечивости самих норм.
Имеет свою структуру и
оцениваемая обществом
Наконец, о правомерности данной политической власти судит не только в собственной стране, но и за ее пределами. Различают поэтому легитимность внутреннюю и внешнюю.
Итак, анализ легитимности должен осуществляться по трем основаниям. Первое дает ответ на вопрос о зонах легитимности – кто судит о ней: собственный народ или международное сообщество. Второе – как судит, с чем сравнивает, каковы критерии: стереотипы общественного сознания, компоненты или источники легитимности. И третье – о чем судит, из чего складывается у людей представление о политической власти: ее структура, уровни легитимности.
Возникающее таким образом пространство легитимности (схема 1) не только дает представление о ее структуре, но и может служить хорошим подспорьем для формирования стратегии легитимации власти. Проблему легитимности можно наглядно представить как состоящую из 18 подпроблем, отраженных на схеме как ячейки пространства. К примеру, ячейка A3B2C1 отображает легитимность режима по отношению к правовым стереотипам сознания собственного народа. Вторая же выделенная ячейка, A1B3C2, – это персональная легитимность по отношению к нравственным стереотипам мирового сообщества.
Присутствие политической власти в любой из ячеек означает, что ею взят соответствующий, один из 18, барьер легитимности. Ее отсутствие там равнозначно нелегитимности по соответствующему основанию. В практике, видимо, редко встречаются случаи абсолютной легитимности: ради одних достоинств власти гражданам приходится мириться с отсутствием других. Власть же, в свою очередь, маневрирует в пространстве легитимности, компенсируя, по возможности, отсутствие легитимности в тех или иных его ячейках.
Эффективность |
|||
Л е г и т и м н о с т ь |
A |
B |
|
C |
D |
Схема 2
Существует, однако, фактор, способный либо благоприятствовать этим усилиям власти, либо существенно их затруднять. Это – фактор эффективности. Неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной ни по целедостижению, ни по предназначению: по мере утраты легитимности действия власти начинают все больше встречать сопротивление общества.
В политической науке используется классификация режимов по основаниям легитимности и эффективности, предложенная С.Липсетом (схема 2). Здесь “A” – высокий уровень легитимности и эффективности (современные США, Швеция, Великобритания, ФРГ); “B” – режимы легитимные, но неэффективные (современная Италия); “C” – эффективные, но нелегитимные режимы (Италия, Германия в 30-е годы); “D” – режимы нелегитимные и неэффективные.
Максимально эффективной и устойчивой является политическая власть, легитимированная на всех трех уровнях по отношению ко всем трем источникам и в обоих зонах легитимности. В этом – условие ее стабильности, способности адаптироваться к изменению внешних и внутренних условий управления, обеспечивать адаптацию и развитие общественной системы в целом.
Как видим, соотношение эффективности и легитимности напрямую связано со стабильностью политической системы и общества в целом. Эту взаимосвязь исследовал С.Липсет, представивший ее в виде следующей таблицы, изображенной на схеме 3.При наличии эффективности и легитимности режим стабилен (А), при их отсутствии – нестабилен (В). При наличии же только одного из двух компонентов режим находится в неустойчивом положении (С).