Шпаргалка по "Политическое управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Соотношение понятий политики и управления.
2. Управление и самоорганизация, их соотношение и роль в политическом
3.Понятие политического: содержание и основные подходы.
4. Политическое управление: понятие и функции.
5. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи

Вложенные файлы: 1 файл

Полит управ.docx

— 160.04 Кб (Скачать файл)

Можно не соглашаться с тем, что движение общественных систем тоже подчинено  не зависящим от нас законам. Но повелевать своему народу “броситься в море”  все-таки рискованно. В обществе властное воздействие и реакция управляемых  связаны не столь однозначно, как в технике, но предвидеть ее в общих чертах все-таки можно.

Интенсивность политической обратной связи распределяется по организованным и стихийным каналам. В свою очередь, организованные каналы могут быть институированными или нет, а институированные существовать в рамках права и за его пределами. В нормально функционирующей политической системе обратное воздействие, в основном, канализируется легальными институтами политического опосредования, действующими в рамках закона.

Но  так бывает не всегда. Временами  поток сигналов политической обратной связи выходит из этих берегов. Как  правило, причину ищут сначала в  неуважении управляемых к закону и властям. На самом же деле это – верный принцип сбоев в политическом управлении. Либо институированные легальные механизмы не справляются со своими задачами, либо требует корректировок закон, либо органы политической власти допускают серьезные ошибки в его реализации.

Жесткость характеризует  степень детерминированности поведения  субъекта управления воздействием объекта. В обществе жесткость обратной связи – это показатель зависимости субъекта управления от воздействия снизу. По аналогии с эффективностью власти, если оценивать ее с точки зрения достижения цели, можно было бы говорить не о жесткости, а об эффективности обратной связи. В определенной степени жесткость связана с интенсивностью, но не тождественна ей. Готовность органов власти пойти навстречу требованиям населения под давлением снизу не всегда пропорциональна его силе.

В простейших технических устройствах преобладает  однозначное соответствие между  обратным воздействием и поведением “субъекта”. В более сложных  системах управления такой жесткой  зависимости нет. Простые надежнее в том смысле, что их поведение  легко прогнозировать. Зато у сложных возможности шире. Наконец, жесткая обратная связь делает невозможным самообучение субъекта, расширение диапазона его возможностей.

Как и во всех других отношениях, невозможно говорить о преимуществах жесткой  или мягкой обратной связи безотносительно  условий политического управления. Никому, например, не придет в голову требовать от правительства следования всем требованиям, поступающих к нему через институты политического опосредования, в условиях военного времени. Многое зависит и от знака обратной связи. Например, жесткая положительная обратная связь влечет за собой лавинообразное нарастание отклонений от гомеостазиса и способна привести к системному кризису с возможностью катастрофического исхода.  

В качестве наглядной иллюстрации гибкого  политического управления с чередованием жесткой и мягкой обратной связи  в зависимости от ее знака может  служить сложившаяся в западных демократиях практика чередования  у власти левых и правых политических сил. В самом первом приближении  схему такого механизма можно  представить следующим образом (рис. 24).

  
Рис. 24

Левые и правые в органах политической власти страны представляют собой институированные каналы обратной связи, первые – по показателям интересов наемного труда и социальной сферы, вторые – предпринимателей. Уровень представительства каждой из сторон обеспечивает степень жесткости обратной связи по соответствующим показателям. И если на выборах побеждают левые (квадраты A и C), более жесткой становится обратная связь по первому из них, правые (квадраты B и D)  – по второму.

Знак  же обратной связи зависит от ситуации в социально-экономической сфере. Существует некий оптимальный показатель, как бы норма имущественного неравенства, выше и ниже которого в экономике  наступает застой. Если ниже – из-за незаинтересованности предпринимателя (квадраты C и D), выше – наемного работника (квадраты A и B). В первом случае лоббирование интересов наемного труда есть обратная связь положительная, стимулирующая дальнейшее, сверх нормального, нивелирование имущественного положения и застой в экономике, во втором – отрицательная, как противодействие чрезмерному имущественному расслоению. В итоге обратная связь приобретает отрицательный знак и становится стабилизирующим фактором при доминирующем положении левых в условиях чрезмерного имущественного неравенства (квадрат A) и правых – в условиях чрезмерного имущественного равенства (D).

Поочередный приход к власти левых и правых в результате выборов как раз  и обеспечивает поддержание ситуации, при которой более жесткой  является обратная связь по каналам, обеспечивающим ее отрицательное значение. Пробившись к власти и обеспечив  дополнительную жесткость воздействию  со стороны наемных работников, левые  делают обратную связь отрицательной, сокращая чрезмерное имущественное  неравенство. Но рано или поздно они  проходят зону необходимого баланса  и вводят политическую систему в  режим управления по положительной  обратной связи. Теперь действующая, в  основном, через них цепочка “общество ® левое лобби ® государство” начинает усиливать возникающее отклонение, вызывая недовольство предпринимателей и застойные явления в экономике. Это ведет к замене левых на правых.

Те  же, в свою очередь, придя к власти, сообщают преимущественную жесткость  воздействию предпринимателей и  приводят в действие механизмы управления, обеспечивающие поначалу смену знака  обратной связи на отрицательный. Когда же общество снова минует зону оптимального имущественного неравенства, обратная связь опять поменяет знак, и новые выборы запустят движение по новому кругу.

В отсутствие отлаженного механизма представительства  интересов через институты политического  опосредования и циркуляции элит общество выходит из зоны необходимого баланса интересов. Результатом становится расширение непосредственного политического участия населения. Один из вариантов раскручивания спирали политического участия представлен П.Шараном на схеме популистской модели функционирования политических систем (рис. 25). Чрезмерное имущественное равенство негативно сказывается на социально-экономическом развитии, следствием чего становится снижение общего уровня жизни, дестабилизация режима, рост политического участия, что ведет к дальнейшему уменьшению имущественной дифференциации и так далее, до тех пор, пока не происходит социальный взрыв.

  
 Рис. 25

Наверное, связь между имущественным равенством и политическим участием не столь  однозначна, как принято считать  на Западе. Но переход от стабилизирующей  систему отрицательной обратной связи к дестабилизирующей положительной при выходе контроля снизу за пределы институированных механизмов, по-видимому, представляет собой общую закономерность.

Жесткость обратной связи поддается регулированию. Например, путем изменения меры подотчетности  депутата перед своими избирателями, с одной стороны, и подотчетности  исполнительной власти перед парламентом, – с другой.

15.Типы политической обратной  связи

Обратная связь (англ. feedback — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие; это процесс, приводящий к тому, что результат функционирования какой-либо системы влияет на параметры, от которых зависит функционирование этой системы. Другими словами, на вход системы подаётся сигнал, пропорциональной её выходному сигналу (или, в общем случае, являющийся функцией этого сигнала). Часто это делается преднамеренно, чтобы повлиять на динамику функционирования системы. (Словарь по общественным наукам, 2000)

Политическая обратная связь –  это реакция субъектов общественной системы на политическую систему, ответная реакция на регулирующее воздействие  власти. (Шабров О.Ф.).

Типы обратной связи: положительная и отрицательная, мягкая и жесткая, явная и латентная. Их роль и формы реализации в политическом процессе. Политическая направленность сигналов обратной связи - требования и поддержка. Функции обратной связи - артикуляция и агрегирование - и механизмы их реализации: партии и общественно-политические движения, группы интересов и группы давления, лоббизм.

16. Институты политического  опосредования (Интернет)

Требования и ожидания общества, отдельных его слоев, групп выражают различные институты гражданского общества. Выступающие посредниками между властью и населением, они  могут быть охарактеризованы как  институты политического опосредования.

Институты политического опосредования — это пограничный и наиболее подвижный уровень отношений гражданского общества и власти. Так, в историческом процессе церковь, отмирая как государственная структура, сохраняется как образование гражданского общества. А парламент, возникший в Средние века в Европе как институт гражданского общества, представительства его голоса, мнения (говорильня) в противовес абсолютизму государственной власти, сейчас стал повсеместно ключевым элементом политической системы и госуправления.

Именно через институты политического  опосредования происходит воздействие гражданского общества на аппарат госуправления, это — каналы влияния общественной среды на управляющую систему. При этом можно выделить два вида коммуникаций, взаимодействия, влияния общественной среды на систему госуправления.

Основной вид воздействия общества на государственное управление —  через легитимно функционирующую  политическую систему, участников политического  процесса, имеющих правовое признание  в государстве и использующих правовые средства воздействия.

Другой вид воздействия общества на госуправление — через неформальные организации, специально созданные группы для давления на власть, лоббирования и достижения своих интересов. Эти группы оказывают воздействие как на парламент, фракции, депутатов в процессе принятия политических решений, так и на госаппарат, служащих, которые не только решают задачи, поставленные перед ними политиками, но и осмысливают в своем нормотворчестве, истолковывают эти задачи, в том числе под непосредственным влиянием групп, лиц гражданского общества, заинтересованных в конкретных госадминистративных решениях.

 

Изучение такого воздействия составляет особый интерес государствоведов, управленцев, позволяет понять, каким образом, способом запросы общества, его отдельных групп влияют на характер отношений между органами госуправления и сам процесс принятия управленческих решений.

Среди институтов политического опосредования ведущая роль в системе взаимодействия общества и власти принадлежит политическим партиям, группам интересов, группам давления. Не вторгаясь глубоко в сферу политологии, отметим некоторые методологически важные для нас положения.

Партии — неотъемлемая часть  политической системы современного демократического общества.

Партия — это политическая организация, объединяющая людей на основе: а) добровольности, б) общности или совпадения интересов, идеалов, в) желания, стремления отстаивать свои интересы, идеалы. Сущностным признаком  политической партии является ее связь  с властью — участие во власти, борьба за участие во власти, борьба за власть, свержение существующей власти.

Партия как устойчивое объединение  единомышленников свою легитимность подтверждает и во власти, и в обществе. Программа  и устав партии проверяются на предмет соответствия духу и букве  Конституции Российской Федерации, Закону «Об общественных объединениях»(1995 г.) и регистрируются Министерством  юстиции России. Партии опираются  на поддержку граждан, ищут связи  с другими политическими группировками (общественно-политическими движениями, клубами, ассоциациями и т.п.), стремятся  к созданию своих местных (низовых) территориальных организаций. Главные  функции политических партий — представительство  социальных институтов, обеспечение  политической социализации, создание идеологических доктрин, программ развития общества, подготовка, выдвижение и  продвижение через выборы Своей элиты, лидеров и тем самым их легитимация.

В России партийная система (совокупность и взаимодействие партий в политической жизни страны) находится в процессе формирования. Особенностью его является преобладание радикальных партий вождистского типа, отсутствие у них широкой социальной базы, неспособность представить (или отстоять свою) конструктивную программу общественного развития, объединить на ее основе избирателей и существование поэтому за рамками парламентской жизни.

Политические партии артикулируют и агрегируют интересы, но далеко не всех социальных слоев общества. Восполняют этот пробел различные группы интересов.

Группы интересов — это устойчивые организации (ассоциации) разнообразной  направленности: профсоюзные, крестьянские, предпринимательские, молодежные, женские, ветеранские, семейные. Они объединяют людей на основе общих интересов, потребностей в сфере труда, быта, культурной, духовной жизни, имеют определенные ресурсы влияния: количественный состав, организационную сплоченность, информационное обеспечение, профессиональные кадры, финансы и др. Их отличие от партий в том, что все они не претендуют на политическую и административную власть, а пытаются влиять на нее в целях обеспечения специфических интересов.

В последние годы в России общественные науки используют термин «группы  давления» для обозначения различных  заинтересованных групп, порой неустойчивого, спорадически возникающего интереса и  объединения на этой почве людей (например, группы беженцев, бастующие  рабочие и т.д.)1, в других случаях  устойчивого интереса, но официально неоформленных, непризнанных — в  любом случае групп, не стремящихся  к овладению властью и ограничивающихся воздействием на нее, давлением на нее с целью принятия конкретных решений в свою пользу. Чаще всего группы давления имеют не прямые, регулярные, отлаженные, юридически установленные каналы взаимодействия с органами власти, а используют косвенное воздействие (влияние) через механизм экономических, финансовых, персональных связей. Деятельность институтов политического опосредования часто квалифицируют как лоббизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Политическое управление"