Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:06, шпаргалка
1. Соотношение понятий политики и управления.
2. Управление и самоорганизация, их соотношение и роль в политическом
3.Понятие политического: содержание и основные подходы.
4. Политическое управление: понятие и функции.
5. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи
Поэтому неловко как-то говорить о якобы существующем правовом институте обращений граждан и тем более называть его лоббизмом.
В целом, России еще предстоит наладить
систему цивилизованного
17. Артикуляция и агрегирование: понятие и механизмы (ШАБРОВ О.Ф)
Первый контур обратной связи. Артикуляция и агрегирование
Первый контур обратной связи. Артикуляция и агрегирование
Вспомним теперь, что в обществе управленческое взаимодействие складывается не из одного, а из двух контуров обратной связи (рис. 19). Процесс институирования коснулся, главным образом, первого из них, а именно того, в котором прямая связь представляет собой политическую власть. И это естественно: проявления власти в нем более заметно, власть демонстрирует здесь более высокую эффективность в достижении цели. Это – та сфера, где управляемому объекту труднее уклониться от ее предписаний.
Исторически первым институтом политической обратной связи стало само государство. На самом деле механизм, изображенный на рис. 7, всегда работает в обоих направления. Но в течение многих веков он был единственным искусственным каналом коммуникации между субъектом политической власти и обществом как в прямом, так и в обратном направлении. До этого античная демократия дала пример организации непосредственного волеизъявления граждан в рамках государства, но отсутствие института волеизъявления рабов восполнялось стихийным обратным воздействием – низкой эффективностью труда и периодическими восстаниями.
В дальнейшем осуществление коммуникации
сигналов прямой и обратной связей
стало одной из немногих функций
исполнительной власти феодального
государства. Через густую сеть доносчиков,
пыточные камеры, по челобитным простолюдинов
и официальным сообщениям местных
властей доходили до высшей знати
сигналы о проявлениях
Такая система не могла существовать вечно. С усложнением человека и общества она стала утрачивать эффективность. Под давлением снизу стали появляться, сперва в структуре все того же государства, институты организованного воздействия на монархов – английский парламент, французское национальное собрание, российские думы.
Это, в свою очередь, стимулировало
образование политического
В России же был поставлен и единственный
в своем роде эксперимент в
области обратной связи – в
рамках государства была создана
Рабоче-крестьянская инспекция, на которую
возлагалась функция
А жизнь быстро усложнялась и
становилась динамичнее. Она все
настойчивее требовала
В итоге можно говорить о весьма корректно, почти как в лабораторных условиях, поставленном эксперименте, результаты которого убедительно показали неэффективность структурного объединения каналов политической власти и политической обратной связи в условиях современного общества. Такая система политического управления начинает работать на себя, воспринимая собственную устойчивость как высшую цель. Она неминуемо вырождается в псевдосистему политического управления.
Коварство ситуации, сложившейся в Советском Союзе, состояло в том, что возникший механизм политического управления собственной устойчивостью маскировал ошибки, неумолимо накапливавшиеся общественной системой и делавшие неустойчивым то, ради чего это управление и было вроде бы создано. Это как если бы регулятор Уатта заржавел и знал, что сдвинувшись под давлением пара, он может разрушиться. Тогда чем прочнее клапан, тем выше поднимается давление пара в котле, тем разрушительнее последующий взрыв. Важно усвоить этот урок.
Одна из особенностей общественных систем состоит в том, что для эффективного воздействия на органы власти по первому контуру обратной связи требуется определенный механизм преобразования мотивов, в большей части неосознаваемых, в какие-либо формы политического участия. Необходимо слово, идея, лозунг, в которых нашли бы отражение интересы и настроения человека и которые побудили бы его к определенному политическому поведению. Иными словами, необходима артикуляция интересов – преобразование интересов и потребностей в политические требования и действия.
Другая особенность обратной связи в общественных системах состоит в необходимости согласования артикулированных интересов, выработки общей линии поведения, принятия решения. Иными словами, для эффективного воздействия на органы власти по первому контуру обратной связи требуется также агрегирование интересов – согласование и объединение политических требований и действий.
Г.Алмонд и Д.Колеман выводят функции артикуляции и агрегирования интересов из наличия, соответственно, групп интересов и партий, связывая с этими институтами реализацию каждой из этих них[16]. Но не следует думать, что помимо и в отсутствие партий агрегирование интересов не происходит, а без групп интересов невозможно артикулирование, – что в обществе, не отвечающем современным западным образцам, обратная связь отсутствует. В частности, под группами интересов они понимают четыре типа структур: институированные (органы государственной власти, армию и т.п.), неассоциированные (родственные, возрастные, этнические, региональные группы), аномические (более или менее спонтанная демонстрация, бунтующая толпа) и ассоциированные (профсоюзы, союзы предпринимателей, общественные организации) группы интересов[17]. Такой подход выводит за пределы западоцентризма и позволяет найти механизм артикуляции в политической системе любого типа.
Тем не менее и логика взаимнооднозначного соответствия “артикуляция « группы интересов” и “агрегирование « партии” дает достаточно конструктивный инструментарий для исследования институированных форм политической обратной связи. Интересен, в частности, предложенный А.Агом сравнительный анализ механизмов артикуляции и агрегирования в политических системах США и Западной Европы, первый из которых характерен для плюралистической, второй – для корпоративной демократии. В США, по его мнению, преобладающим является соотношение сильных групп интересов и слабых партий. Поэтому “не отдельные партии представляют противоборствующие объединения групп интересов, а группы интересов представляют себя в обеих партиях”[18]. А потому “артикулирование интересов в Америке интенсивнее.., в Европе же доминирует агрегирование интересов, и этим занимаются партии”[19]. В России же, в отсутствие нормального политического общества, преобладает лоббирование непосредственно в органах власти, приобретающее неприглядные очертания коррупции.
Сегодня в России идет противоречивый процесс формирования институтов политического опосредования, обеспечивающих взаимосвязь государства и гражданского общества. Частично они возникают снизу, как результат самоорганизации гражданского общества, образуя в нем структуры политического общества, обеспечивающие политическую обратную связь. Частично же их появление инициируется сверху, и тогда они лишь имитируют обратную связь, фактически дополняя механизм политической власти по прежним авторитарным образцам, по фарсовому подобию КПСС. Но так или иначе, у общества появилась возможность обрести динамическую устойчивость. Будет ли она реализована?
18. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи
Принцип обратной связи
Человек не любит расставаться с иллюзиями. Особенно в политике, где иллюзии эти способны приносить отнюдь не иллюзорные дивиденды. Потому-то управляющий, как правило, неохотно следует сигналам обратной связи. При этом он убеждает себя и других в том, что его иллюзии – это и есть сама жизнь. А когда решения оказываются невыполненными, а цели недостигнутыми, то виноватыми объявляются управляемые. И столь велика бывает сила внушения, что верят этому нередко и те, и другие.
Игнорирование сигналов обратной связи было, думается, в числе главных причин крушения и Советского Союза, и того, что называли мировой системой социализма. Поборники научного управления обществом не сумели устоять перед искушением политической предвзятостью. Провозгласив обратную связь фундаментальным принципом управления, применимым и к обществу[7], они низвели ее смысл до ни к чему не обязывающего информирования. И это естественно: истина была почти официально признана привилегией верхов.
Не следует, однако, полагать, что советская наука представляет собой исключение. Еще в начале шестидесятых С.Бир сетовал, что “по какой-то непонятной причине мы научились хорошо использовать обратную связь только в определенных машинах: двигателях, артиллерийских орудиях, судах и на некоторых предприятиях. В других областях она почти совсем неизвестна. Отсюда можно сделать вывод, что в идее обратной связи скрыта определенная сложность, которая является препятствием для ее понимания большинством людей, что ограничивает ее широкое применение в экономических, социальных и промышленных системах управления”[8]. В свою очередь, У.Эшби верно подметил, что обратная связь намеренно игнорируется даже в экспериментах в области физиологии[9].
Нельзя сказать, чтобы теперь ситуация
радикально изменилась. И в чем
состоит мистическая “
В какой-то мере этот взгляд на обратную
связь восходит к общим положениям
кибернетики. Рассматривая действия автомата,
Н.Винер, в частности, называет обратной
связью “свойство, позволяющее регулировать
будущее поведение прошлым
Однако для инженерной системы, которой, собственно, и адресованы изначально эти рассуждения, практически не существует границы между возможным и необходимым. Автомат, не реагирующий на контрольный сигнал или реагирующий на него неадекватно, – это испорченный автомат. “Всякая машина обладает свойством “портиться”, которым в теории часто пренебрегают”, – сокрушается У.Эшби[11]. Но когда речь идет о машине, этим, возможно, как правило, и следует пренебречь. Испорченную машину стараются не использовать. Ее чинят или выбрасывают. Это – не предмет кибернетики.
Иное дело, когда речь идет о
социальной системе. Здесь управленческое
действие, как и всякое прочее, осуществляется
только через человека, поведение
которого определяется не алгоритмами
прямой и обратной связей, а интересом
и настроением, опытом и знаниями.
Он может проигнорировать
Полезно усвоить, что всякое взаимодействие представляет собой взаимное воздействие. И прямое, и обратное в равной степени. Управление – это тоже взаимодействие. Различие между субъектом и объектом лишь в одном: субъект принимает решение. Без этого он не субъект. Но как-то повлиять на объект, не испытав при этом ответного влияния, невозможно. В этой сфере справедливо, по-видимому, утверждение, аналогичное первому закону И.Ньютона в механике: действие равно противодействию.
Противодействие управляемого объекта, – это и есть обратная связь. Оно существует всегда, хотя может приобретать различные формы. Это особенно важно учитывать, когда речь идет о социальных системах. Обратная связь есть свойство, не просто позволяющее, но побуждающее, принуждающее субъект управления корректировать свои действия. Вопрос не в том, существует такое воздействие или нет, а в том, насколько осмысленно и в чьих интересах реагирует субъект. Если реакция неадекватна, накопление ошибок управления неминуемо, а финал трудно прогнозируем. История советского общества – наглядный тому пример.
Рассказывают, что граф Алексей
Орлов на заданный ему в Берлине
вопрос о форме правления в
России ответил: “Самодержавие, ограниченное
цареубийством”[12]. За достоверность
сей байки ручаться трудно, но смысл
в ней заложен глубокий. Обратная
связь может проявляться по-