Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 1

1.Теория элит  Гаэтано Моска и Вильфредо  Парето 

Теория элит Гаэтано Моска  и Вильфредо Парето  — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция(аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному  равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в  управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

2.Сущность и  функции выборов в политической  системе общества 

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки – плод современного этапа  политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в  трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками  позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную  сторону политической жизни. В "Политике" Аристотеля мы читаем: "... форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве". В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений. Политическая система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит от общественной среды, определяется социально-экономической структурой общества, остается надстройкой по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления[3]. В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:– формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления;– выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;– включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;– легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;– формирование политической элиты, т.е. приведение квласти (с максимальной вероятностью) лучших представи-телей общества;– контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения,митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других. государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене. Таким образом, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни. Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

БИЛЕТ 2

3.Теория борьбы рас Ф.Ницше

В европейской культуре второй половины XIX — первой половины XX веков  расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих  Ницше. Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Главная идея учения Ницше  — сильному мораль не нужна. Она  нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал  сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с  течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без  излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», —говорит Ницше в «Антихристианине». В  своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности  так, что даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает  сильного человека, которого можно  воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей  твердой позиции по отношению  к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты  — эти биологические понятия  широко входят в этику Ницше. Ницше  показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и сущности человека как  морального существа. Он призывает  быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании  по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной  иллюзорной поддержкой. Если эти положения  его морали можно принять, то к  антигуманным призывам, которые были позднее взяты на вооружение фашизмом, следует отнестись критически. Анализ этических учений в период Новой  и Новейшей истории свидетельствует, что они изменялись в своем  содержании в зависимости от этапов эволюции самой индустриальной цивилизации.

4. Избирательное право,  его основные принципы

Избирательное право – это: 1) совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области организации и проведения выборов, установления взаимоотношений избранных лиц с избирателями (в объективном смысле).2) право граждан участвовать в конституционно-правовых отношениях, возникающих при проведении выборов (в субъективном смысле). Различают активное избирательное право (право гражданина избирать) и пассивное избирательное право (право гражданина избираться в выборные органы государственной власти и местного самоуправления).  
Совокупность всех граждан государства, обладающих активным избирательным правом и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус. Условия (возрастные, национальные, имущественные и т. д.) допущения граждан к пользованию избирательным правом – это избирательный ценз.

Основные  принципы:

1. Принцип всеобщего избирательного  права означает, что избирательные  права (или хотя бы активное  избирательное право) признается  за всеми взрослыми и психически  здоровыми людьми. Всеобщность означает  отсутствие дискриминации по  каким-либо основаниям (пола, национальности  и др.), то есть невозможность  отстранения от выборов каких-либо  граждан или групп населения.  Признание человека недееспособным  вследствие психического заболевания  устанавливается на основе результатов  специальной экспертизы судебными  органами в строго законодательно  определенном порядке. В ряде  стран избирательное право гражданина  приостанавливается (иногда он вообще  лишается избирательного права)  по решению суда в случае  совершения указанных в законе  преступлений, а в некоторых- автоматически  в силу осуждения гражданина  судом за любое преступление.

2.Прямой (непосредственное) избирательный принцип означает  право избирателя избирать и  быть избранным непосредственно  в выборный орган или на  выборную должность. Этот принцип  действует в подавляющем большинстве  случаев на выборах нижних  палат парламентов, иногда верхних  палат - в США, Италии, Польше, президентов  - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при  выборах органов местного самоуправления.

3. Принцип равного избирательного  права предполагает равную для  каждого избирателя возможность  воздействовать на результаты  выборов. Он представляет собой  следствие и одно из важнейших  проявлений конституционно гарантируемого  равноправия граждан. Равенство  избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого  избирателя одинакового числа  голосов. В зависимости от избирательной  системы у каждого избирателя  число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы  у всех избирателей их было  поровну. Например, на парламентских  выборах в Германии каждый  избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных  органов местного самоуправления  в Баварии - по три. Кроме  того, необходимо, чтобы все голоса  имели равный вес, т. е. равное  влияние на результат выборов. 

4. Принцип тайного голосования  состоит в исключении внешнего  наблюдения и контроля за волеизъявлением  избирателя. Смысл его в гарантии  полной свободы этого волеизъявления. Данный принцип избирательного  права означает такую процедуру  подачи голосов, которая исключает  наблюдение и контроль за волеизъявлением  избирателя. Тайное голосование  может проводиться как с помощью  бюллетеней, так и специальных  машин для голосования. Соблюдение  тайны голосования обеспечивается  различными гарантиями:

- на бюллетенях не ставится  никаких пометок, которые позволяли  бы определить личность проголосовавшего;

- бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может  быть вскрыт в течение всего  времени голосования; 

- в помещении для выборов  отводится особая комната или  оборудуются отдельные кабины, закрытые  от посторонних взоров, в которых  избиратели заполняют бюллетени  или манипулируют с машиной  для голосования; 

- запрещается присутствие в  комнате (кабине) для голосования  других лиц, кроме голосующего; 

- в случае досрочного голосования  после соблюдения процедуры тайного  заполнения бюллетеня избирателем,  избиратель сам вкладывает бюллетень  в конверт и заклеивает его,  а затем в его присутствии  на месте склейки ставятся  подписи самого избирателя и  двух членов комиссии и печать  избирательной комиссии; конверт  вскрывается только в день  голосования в присутствии членов  комиссии и наблюдателей и,  с соблюдением тайны волеизъявления  избирателя, бюллетень опускается  в урну для голосования; 

- нарушение тайны голосования  членом избирательной комиссии  или другим 

5. Принципы свободного участия  в выборах и обязательный вотум  связаны с активным избирательным  правом. Принцип свободных выборов  означает, что избиратель сам  решает, участвовать ли ему в  избирательном процессе, а если  участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении  результатов выборов не следует  принимать во внимание, какой  процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип  характерен для многих стран  с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной  регистрацией избирателей. Неучастие  избирателей в выборах называют  абсентеизмом. На его уровень  влияют чаще всего политические  и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма  приводит либо к избранию органа  власти или самоуправления небольшой  частью избирательного корпуса,  что дает основание сомневаться  в легитимности органа, либо может  вести к безрезультатности избирательного  процесса, если закон устанавливает  обязательный минимум участия  в выборах.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"