БИЛЕТ 1
1.Теория элит
Гаэтано Моска и Вильфредо
Парето
Теория элит Гаэтано Моска
и Вильфредо Парето — концепция,
предполагающая, что народ в целом не может
управлять государством и эту функцию
берёт на себя элита общества. Элиты разных
эпох отбирались по самым разным признакам
- сила, происхождение, образование, опыт,
способности, богатство и т.д., развитые
общества обязательно включали возможность
выдвижения наиболее способных представителей
народа. Механизмы этого выдвижения самые
различные.представителем теории элиты
был Гаэтано
Моска (1854—1941). Он анализировал политическое
господство на основе организационного
подхода. «…согласованно и единообразно
действующие люди победят тысячу человек,
между которыми нет согласия…». Доступ
в политический класс предполагает наличие
особых качеств и способностей. Например,
в первобытном обществе ценилась военная
доблесть и отвага, позже деньги и богатства.
Он отмечал две тенденции в развитии правящего
класса: стремление представителей данного
класса сделать свои функции и привилегии
наследственными, а с другой стороны —
стремление новых сил сменить старые.
Если преобладает первая тенденция(аристократическая),
то правящий класс становится закрытым
и происходит стагнация общества. В зависимости
от принципа передачи политической власти,
Г. Моска выделял автократический и либеральный
типы управления. При первом власть передается
сверху вниз, а при втором — делегируется
снизу вверх.
Вильфредо Парето (1848—1923)
придерживался несколько других взглядов
в вопросе формирования и обоснования
теории элиты. Он говорит о круговороте
элит, об их постоянной смене. В. Парето
называет историю кладбищем элит, то есть
привилегированных меньшинств, которые
борются, приходят к власти, пользуются
этой властью, приходят в упадок и заменяются
другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию
к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных
преемников элитарным элементам. Ведь
зачастую дети элиты могут не обладать
всеми выдающимися качествами родителей.
Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается
тем, что прежние элиты теряют энергию,
ту, которая помогла им когда-то завоевать
место под солнцем.
Обоснованием роли элиты он считал
стремление общества к социальному
равновесию, а это состояние обеспечивается
взаимодействием множества сил,
названных В. Парето элементами. Он
выделял четыре главных элемента:
политические, экономические, социальные
и интеллектуальные. Особое внимание
Парето уделял мотивации человеческих
поступков, поэтому для него политика
в значительной мере функция психологии.
Элита разделяется на две части:
«правящую» и «неправящую», первая
непосредственно участвует в
управлении, а вторая — далека от непосредственного
принятия властных решений.
2.Сущность и
функции выборов в политической
системе общества
Политическая система как одно
из основополагающих понятий социальной
науки – плод современного этапа
политического знания. Термин "политическая
система" встречается ещё в
трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался
ни великим греком, ни теоретиками
позднего времени в категориальном
плане, а обозначал только отдельную
сторону политической жизни. В "Политике"
Аристотеля мы читаем: "... форма государственного
устроения то же самое, что и политическая
система, последняя же олицетворяется
верховной властью в государстве".
В современной политической науке
понятие "политическая система" разработано
как категория, охватывающая все главные
стороны и элементы организованной в рамках
данного общества политической деятельности
и политических отношений. Политическая
система, будучи доминирующей в качестве
орудия власти, тем не менее зависит от
общественной среды, определяется социально-экономической
структурой общества, остается надстройкой
по отношению к этой базисной структуре.
Обусловленность политической системы
социальной средой находит свое конкретное
выражение в том, что ее носителями выступают
определенные большие социальные группы,
классы, слои. Политическая система –
это организация больших социальных групп
в сфере власти и управления[3]. В функциях
выборов в масштабах государства отражаются
основные направления их влияния на общество
и политические институты. Отмечая большое
разнообразие функций, выделим следующие:–
формирование органов публичной власти
– парламента, главы государства, правительства
(в отдельных случаях), судебных органов,
органов местного самоуправления;– выражение
и представительство интересов различных
социальных групп и слоев населения, электората;–
включение граждан в политический процесс
в качестве его субъекта, что для большинства
граждан является единственной формой
реального участия в политике;– легитимация
власти как признание гражданами ее законности
и права управлять, а также согласие подчиняться;–
формирование политической элиты, т.е.
приведение квласти (с максимальной вероятностью)
лучших представи-телей общества;– контроль
за институтами власти и воздействие на
содержание политического курса.Подготовка
и проведение выборов сопряжены с большим
разнообразием политических мероприятий,
характерных для этого особого периода
в жизни общества. Их совокупность принято
обозначать понятием «избирательный процесс».
Он непосредственно проявляется в таких
событиях, как собрания в трудовых коллективах
по выдвижению кандидатов в выборный орган,
сборе необходимого числа подписей граждан
в случае самостоятельного выдвижения,митингах,
встречах кандидатов с избирателями, выступлениях
претендентов на выборную должность в
средствах массовой информации и других.
государство обладает суверенитетом.
Суверенность политической власти выступает
как один из признаков государства. Его
содержание заключается в верховенстве
этой власти по отношению ко всем гражданам
и образуемым ими негосударственным организациям
внутри страны и в независимом поведении
страны (государства) на внешней арене.
Таким образом, государство и общественные
объединения – это самостоятельные части
политической системы. Они обладают внутренней
самостоятельностью и независимостью
в решении вопросов, касающихся их внутренних
и внешних дел. Функционирование политической
системы общества осуществляется на основе
правовых норм. Все организационные структуры
политической системы действуют в рамках
и на основе законов, которые образуют
правовой фундамент государственной и
общественной жизни. Конечно, названные
особенности не исчерпывают всей специфики
государства как элемента политической
системы общества на фоне всех других
ее структурных элементов. Но они дают
общее представление о государстве, а
также о факторах, определяющих место
и роль государства в политической системе
общества.
БИЛЕТ 2
3.Теория борьбы рас
Ф.Ницше
В европейской культуре второй
половины XIX — первой половины XX веков
расовые теории занимают видное место.
Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих
Ницше. Единой расовой теории как таковой
не существует: авторов различных расовых
теорий объединяет только убеждение в
объективном существовании человеческих
рас и решающем влиянии расовых различий
на важнейшие стороны жизни человека.
Главная идея учения Ницше
— сильному мораль не нужна. Она
нужна слабому. Сильный должен быть
вне морали. Мораль рабов, как угнетенных,
уступает место морали хозяев, господ.
И если в ранних сочинениях идеал
сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического
гения-творца (эллинского типа), то с
течением времени он обретает грубые
черты и ярко выраженные расистские
признаки. Главной ценностью становится
воля к власти. Такой человек без
излишних сантиментов способен расправиться
с рабами, жаждущими получить свои
права. «Падающего подтолкни», —говорит
Ницше в «Антихристианине». В
своем учении Ницше слишком откровенно
раскрывает помыслы и мотивы деятельности
буржуа, расставляет акценты их безнравственности
так, что даже они сами испугались
своего портрета. С моралью сочувствия
он ведет беспощадную войну, нападает
на изнеженность, эмоциональность, духовную
стадность и равенство демократизма,
мелочного торгашества. Он воспевает
сильного человека, которого можно
воспитать суровой, жесткой, насильственной
дисциплиной. Он — за кастовую мораль.
Любое отступление господ от своей
твердой позиции по отношению
к рабам уже ведет к ослаблению
жизнеспособности, к упадку, декадансу,
ухудшению расы, породы. Жизнеспособность,
раса, здоровые и нездоровые инстинкты
— эти биологические понятия
широко входят в этику Ницше. Ницше
показывает глубокую пропасть в противоречивой
природе и сущности человека как
морального существа. Он призывает
быть сильным и не сдаваться ни
при каких обстоятельствах, бороться,
во что бы то ни стало. Он против ханжества,
лицемерия, фальши в человеческих отношениях.
Нравственность подлинная основывается
на искренности, открытости, желании
по-настоящему помочь, а не погубить
слащавым отношением и временной
иллюзорной поддержкой. Если эти положения
его морали можно принять, то к
антигуманным призывам, которые были
позднее взяты на вооружение фашизмом,
следует отнестись критически. Анализ
этических учений в период Новой
и Новейшей истории свидетельствует,
что они изменялись в своем
содержании в зависимости от этапов
эволюции самой индустриальной цивилизации.
4. Избирательное право,
его основные принципы
Избирательное
право – это: 1) совокупность юридических
норм, регулирующих общественные отношения
в области организации и проведения выборов,
установления взаимоотношений избранных
лиц с избирателями (в объективном смысле).2)
право граждан участвовать в конституционно-правовых
отношениях, возникающих при проведении
выборов (в субъективном
смысле). Различают активное избирательное
право (право гражданина избирать)
и пассивное избирательное
право (право гражданина избираться
в выборные органы государственной власти
и местного самоуправления).
Совокупность всех граждан государства,
обладающих активным избирательным правом
и внесенных в избирательные списки, составляет избирательный корпус.
Условия (возрастные, национальные, имущественные
и т. д.) допущения граждан к пользованию
избирательным правом – это избирательный ценз.
Основные
принципы:
1. Принцип всеобщего избирательного
права означает, что избирательные
права (или хотя бы активное
избирательное право) признается
за всеми взрослыми и психически
здоровыми людьми. Всеобщность означает
отсутствие дискриминации по
каким-либо основаниям (пола, национальности
и др.), то есть невозможность
отстранения от выборов каких-либо
граждан или групп населения.
Признание человека недееспособным
вследствие психического заболевания
устанавливается на основе результатов
специальной экспертизы судебными
органами в строго законодательно
определенном порядке. В ряде
стран избирательное право гражданина
приостанавливается (иногда он вообще
лишается избирательного права)
по решению суда в случае
совершения указанных в законе
преступлений, а в некоторых- автоматически
в силу осуждения гражданина
судом за любое преступление.
2.Прямой (непосредственное)
избирательный принцип означает
право избирателя избирать и
быть избранным непосредственно
в выборный орган или на
выборную должность. Этот принцип
действует в подавляющем большинстве
случаев на выборах нижних
палат парламентов, иногда верхних
палат - в США, Италии, Польше, президентов
- в Мексике, Австрии, Болгарии,
практически повсеместно при
выборах органов местного самоуправления.
3. Принцип равного избирательного
права предполагает равную для
каждого избирателя возможность
воздействовать на результаты
выборов. Он представляет собой
следствие и одно из важнейших
проявлений конституционно гарантируемого
равноправия граждан. Равенство
избирательного права обеспечивается,
прежде всего, наличием у каждого
избирателя одинакового числа
голосов. В зависимости от избирательной
системы у каждого избирателя
число голосов может быть больше,
чем один. Поэтому важно, чтобы
у всех избирателей их было
поровну. Например, на парламентских
выборах в Германии каждый
избиратель имеет по два голоса,
а на выборах представительных
органов местного самоуправления
в Баварии - по три. Кроме
того, необходимо, чтобы все голоса
имели равный вес, т. е. равное
влияние на результат выборов.
4. Принцип тайного голосования
состоит в исключении внешнего
наблюдения и контроля за волеизъявлением
избирателя. Смысл его в гарантии
полной свободы этого волеизъявления.
Данный принцип избирательного
права означает такую процедуру
подачи голосов, которая исключает
наблюдение и контроль за волеизъявлением
избирателя. Тайное голосование
может проводиться как с помощью
бюллетеней, так и специальных
машин для голосования. Соблюдение
тайны голосования обеспечивается
различными гарантиями:
- на бюллетенях не ставится
никаких пометок, которые позволяли
бы определить личность проголосовавшего;
- бюллетень опускается в ящик,
который опечатан и не может
быть вскрыт в течение всего
времени голосования;
- в помещении для выборов
отводится особая комната или
оборудуются отдельные кабины, закрытые
от посторонних взоров, в которых
избиратели заполняют бюллетени
или манипулируют с машиной
для голосования;
- запрещается присутствие в
комнате (кабине) для голосования
других лиц, кроме голосующего;
- в случае досрочного голосования
после соблюдения процедуры тайного
заполнения бюллетеня избирателем,
избиратель сам вкладывает бюллетень
в конверт и заклеивает его,
а затем в его присутствии
на месте склейки ставятся
подписи самого избирателя и
двух членов комиссии и печать
избирательной комиссии; конверт
вскрывается только в день
голосования в присутствии членов
комиссии и наблюдателей и,
с соблюдением тайны волеизъявления
избирателя, бюллетень опускается
в урну для голосования;
- нарушение тайны голосования
членом избирательной комиссии
или другим
5. Принципы свободного участия
в выборах и обязательный вотум
связаны с активным избирательным
правом. Принцип свободных выборов
означает, что избиратель сам
решает, участвовать ли ему в
избирательном процессе, а если
участвовать, то в какой мере.
Отсюда вытекает, что при определении
результатов выборов не следует
принимать во внимание, какой
процент избирателей проголосовал:
если хотя бы один проголосовал,
то выборы состоялись. Этот принцип
характерен для многих стран
с англоязычной правовой системой.
Он обычно сочетается с добровольной
регистрацией избирателей. Неучастие
избирателей в выборах называют
абсентеизмом. На его уровень
влияют чаще всего политические
и экономические обстоятельства.
Высокий уровень абсентеизма
приводит либо к избранию органа
власти или самоуправления небольшой
частью избирательного корпуса,
что дает основание сомневаться
в легитимности органа, либо может
вести к безрезультатности избирательного
процесса, если закон устанавливает
обязательный минимум участия
в выборах.