Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
76. Государственное устройство современных стран
В зависимости от национально-территориальной
организации государственной
Унитарное государство представляет
собой единую, политически однородную
организацию, состоящую из административно-
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра.
В децентрализованных же унитарных
государствах крупные регионы пользуются
широкой автономией и даже располагают
собственными парламентами, правительствами,
административно-
Федерация — это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельные государственные образования.
В федерации существуют два
уровня власти. Полномочия их органов
разграничены федеральной конституцией.
Отличительной особенностью федерации
является наличие двойной правовой
системы, двойного гражданства, двухпалатного
парламента. К ведению федерального
правительства относятся
Конфедерация это союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации
77. Формы правления
Форма правления - организация верховной государственной власти, а также порядок образования её органов и их взаимоотношений с населением.
Монархия характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства - монарх - занимает свой пост, как правило, по наследству.
Монархии бываю абсолютными, ограниченными, конституционными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.
В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания) и лишь частично — законодательной.
В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно.
Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие государственные органы избираются.
Существует несколько видов республики: президентская, парламентская, суперпрезидентская и смешанная или полупрезидентская.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Руководитель правительства - председатель совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства - президент здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.
Характерной чертой полупрезидентской или смешанной республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
В суперпрезидентской республике принцип разделения властей действует формально, власть президента ничем не ограничена. Решающую роль в государстве играют вооруженные формирования. Такая республика появилась в результате резкого усиления президентской власти в республике, и, как правило, в условиях тоталитарного режима. Отличительным признаком является смена периодичного переизбрания главы государства на «пожизненное президентство», причем президент может ещё при жизни назначить себе преемника. В конечном итоге это приводит к появлению признаков монархии.
78. Понятие государства
как основного института
Политическая система
это совокупность политических институтов,
общественных структур, норм и ценностей,
а также их взаимодействий, в которых
реализуется политическая власть и
осуществляется политическое влияние.
Политические системы могут
Государство - это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв. Институтом любой развитой политической системы являются также политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества.
79. Объект и предмет изучения политологии
Политология – это наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов политики.
Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.
Политология в таком ее
понимании объясняет не только отдельные
аспекты политической действительности,
но в синтезе – всю совокупность
и развитие политических отношений
и политической практики. Политология
как интегративная, комплексная
отрасль современных знаний имеет
своим предметом раскрытие
Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.
80. Глобальные проблемы современности
Глобалиные (от лат. globus - шар)
- главные, ключевые проблемы, отрешения
которых зависит само существование,
сохранение и развитие цивилизации.
Специалисты выстраивают
81. Категории политологии, методы научного исследования политологии
Политология, как и всякая наука, имеет свой категориальный аппарат. Категории – это наиболее общие понятия, посредством которых выражаются законы. Ключевыми категориями в политологии являются "политика" и "политическая власть". Все остальные понятия и категории этой науки раскрывают различные стороны и проявления политики и власти. Это такие понятия, как политическая система, политический режим, политический процесс, политическое участие, политические элиты и лидеры, политические партии, партийные системы, политическое сознание, политическая культура и многие другие.
Методы политологии - это способы исследования политических действий.
Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая — общие методы исследования политики.
Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.
Традиционно с глубокой древности политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном, подходе, который не утратил своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.
В отличие от нормативного, функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.
К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.
Системный подход. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.