Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

4. Функция рационализации. Политика вырабатывает общие  правила и механизмы представительства  и реализации групповых и индивидуальных  интересов. 

5. Функция политической  социализации. Благодаря вовлеченности  индивида или группы политика  включает личность в социальные  отношения, наделяет ее опытом  и навыками преобразовательной  деятельности и эффективного  выполнения политических ролей  и функций. 

6. Интеграция различных  групп и слоев общества в  единое целое. 

7. Обеспечение инновационности  социального развития общества  и человека, расширение сферы  отношений между народами, человеком  и природой. 

8. Обеспечение целостности  общественной системы и порядка  в обществе. 

86. Личность как  субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена  того или иного общества, как продукт  общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального  опыта.В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория либерализма, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, напримерпринимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;мотивированное неучастие, как протест против проводимой политики;мобилизационное участие, когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

БИЛЕТ 44

87.Содержание и  структура полит.культуры.

Это система исторически  сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов  полит.  поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в полит жизни общества.Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую   культуру;  эмоционально-чувственную сторону  полит.  позиций; признанные в данном обществе образцы  полит.  поведения. В соответствии с этими осн элементами полит. культуры  можно выделить её основные уровни:1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практич реализацию коренных  полит интересов;2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность  полит.знаний, взглядов, концепций;3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность  политических убеждений и ценностных ориентаций;4)поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в полит. процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил  полит. поведения, традиций полит деятельности.Следовательно, это способ осуществления  полит  деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.Можно выделить различные субкультуры: полит. культуру общества, социальные группы и личности. Следует отметить, что полит культура личности формируется под воздействием полит культуры соц группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень  полит знаний с учётом психологических особенностей данной личности.

88. Общественные  движения и организации в политической  системе РБ 

БИЛЕТ 45

89. Сущность политического режима

Политический режим - это  совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной  системы, способов голосования и  принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период.

 Режим указывает на  социальную природу власти: какие  группы господствующего класса  находятся у власти, на поддержку  каких социальных слоев опирается  эта власть.

Политический режим формируется  спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического  процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций  политических режимов. Любая классификация  является условной, потому как "чистых" политических режимов в практике не существует.

Самой распространенной является классификация режимов на:

-  тоталитарные;

-  авторитарные;

-  демократические.

Тоталитарный политический режим - общественно-политическая система, которая ради определенных целей  своих создателей стремится к  полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами  жизни каждого индивида.

термин "тоталитаризм" (от лат. totalis - весь, целый, полный) впервые  ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения.

К.Фридрих и З.Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура  и автократия" выделили основные признаки тоталитарного режима:

·  Наличие официальной тотальной идеологии, главной задачей которой является легитимация политического режима и его курса;

·  монополия одной партии на власть, не ограниченная никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

·  срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;

·  осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов. Целью такой пропаганды является мобилизация народа в поддержку существующего режима;

·  в экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью;

·  создание системы тотального полицейского контроля для всеобщего устрашения, использование методов морального и физического принуждения, а также террор.

Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют  в соответствии с принципом – "запрещено все, кроме того, что  приказано властью".

Авторитарный политический режим – политический режим, при  котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных  переворотов или концентрации власти в руках лидеров или отдельных  группировок.

Авторитаризму присущи следующие  черты.

1. Носителем власти выступает  один человек или группа лиц,  действия которых неподконтрольны  и неподотчетны другим государственным  органам. Это могут быть абсолютный  монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические  структуры. Масса же населения  отчуждается от власти;

2. Ограничение выборности  государственных органов, ослабление  прерогатив парламента и одновременно  наделение широкими полномочиями  исполнительно-распорядительных органов.  Фактический отказ от концепции  разделения властей;

3. Опора на силу. Авторитарный  режим может и не прибегать  к массовым репрессиям и даже  пользоваться популярностью среди  населения, однако он обладает  достаточной силой, чтобы в  случае необходимости принудить  население к повиновению, и  обычно не скрывает этого;

4. Ограничение или полное  запрещение легальной политической  оппозиции. При авторитаризме  возможно существование ограниченного  числа партий, профсоюзов и некоторых  других организаций, но их деятельность  носит формальный характер, они  подконтрольны властям. Конкуренция  в политической сфере отсутствует;

5. Отказ от тотального  контроля над обществом. Власть  занимается в первую очередь  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка,  обороны и внешней политики. Основным  лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Демократический политический режим - это форма организации  общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его  членов, периодической выборности органов  государственного управления и принятия решений в соответствии с волей  большинства.

Основными признаками демократического политического режима является:

-  признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти;

-  наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;

-  определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;

-  соблюдение принципа разделения властей;

-  свободная деятельность политических и общественных организаций;

-  доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;

-  обязательная выборность органов власти;

-  разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;

-  экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).

90. Классификация субъектов политики

Субъекты политики: большие  социальные общности, к которым можно  отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.Различные  политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности [9, c. 52-53].Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки - в определенные политические отношения.Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. (Например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.)Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансына успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"